О текущей политической ситуации в Израиле

В Израиле постепенно крепнет мнение, что партии готовиться к новым выборам. Вернее не готовиться, а размышляют о возможных вариантах смены нынешнего правительства, путем договоров, скрытых переговоров или явного предательства.

Причин нынешнего краха много, но окончательные выводы делать рано. Одно очевидно, что базисной предпосылкой при создании этого правительства была готовность всех участников коалиции отложить в сторону идеологию, фокусироваться не на том, что разделяет, а на том, что объединяет. Иными словами, не говорить о Храмовой горе, о поселениях, об отношениях религии и государства, о правах ЛГБТ и о поднимающем голову арабском национализме, а просто тихонько «делить» бюджет, пропорционально вкладу и тогда все эти проблемы исчезнут сами собой. Они не исчезли. Они всего лишь несколько месяцев пролежали в стороне, а затем взорвались одна за другой и, судя по всему, разорвали коалицию в клочья.

И если сами все фракции входящие в коалицию, как бы выдержали испытание «молчать об идеологии», то отдельные депутаты , либо не смерились со своими «идеологическими потерями», либо под этим лозунгом были перекуплены оппозицией.  Пока же у коалиции есть несколько слабых звеньев. Справа это и Нир Орбаха («Ямин»а) который не скрывает, что ведет переговоры с Ликудом. Это и Гидеон Саар («Новая надежда»), который из-за нулевых опросов, начинает подумывать о дружбе с Ликудом.  Слева это Ринауи-Зуаби (МЕРЕЦ), которая никак не определиться со своими желаниями и ряд депутатов от арабской  партии РААМ, которые ищут для себя варианты «трудоустройства».

При этом сложилась парадоксальная ситуация , когда оба «сменных» премьер-министра, готовы развалить коалицию, но при условии, что это сделает другой. Ведь от того, кто из депутатов левого или правого блока развалит коалицию зависит кто станет премьер-министром переходного правительства.

На фоне этих колебаний вдруг произошло очевидное-невероятное: якобы премьер-министр Нафтали Беннет распространил анонимный СМС-опрос среди своих сторонников об отношении к союзу с Ликудом. Вопрос звучал так: «Поддерживаете ли вы вступление Нафтали Беннета и «Ямины» в Ликуд и новое правительство в нынешнем Кнессете?» СМС было распространено среди десятков тысяч зарегистрированных сторонников «Ямины» в базах партии, и источники сообщают Walla, что Беннет «серьезно работает над этим вопросом».

В «Ямине» есть депутаты, которые поддержали бы этот шаг, например, Айелет Шакед, по ее мнению, это был бы лучший выход — новое правое правительство с ультраортодоксами  и Б.Смотричем, но без арабов. Теоретически, можно было бы уговорить и Гидеона Саара — в последние дни он не исключает правого правительства уже в этом составе Кнессета. Однако в «Ямине» отвергают факт рассылки СМС-опроса от имени Беннета: «Все это полная ложь».

Хотя конечно у обоих кандидатов на пост «переходного» премьера  Н.Беннета и Я.Лапида, есть желание любыми путями сохранить коалицию. И поэтому сегодня правительство практически не работает, а ищет варианты спасения. В принципе ему надо продержаться до  конца июля.

Именно поэтому в окружении Беннета просят Нира Орбаха подождать с окончательным решением до завершения визита в Израиль президента США Джо Байдена. 15 июля останутся всего две недели до завершения летней сессии Кнессета. Во время каникул Кнессет распускать нельзя. А значит обсуждение этого вопроса будет отложено на конец октября, когда парламент возобновит свою работу. Во-первых, мало ли что может произойти за лето. Министр финансов Авигдор Либерман, например, уверенно предсказывал, что летом Биньямин Нетаньяху подпишет досудебную сделку и уйдет из политики. Сейчас шансы на такой сценарий выглядят призрачными. Но не исключены и другие события, которые могут спутать все карты. К тому же если Кнессет будет распущен осенью, а выборы состоятся зимой, то Беннет избежит получения печального титула «премьер-министр, который меньше всех был на своем посту». Этот титул останется за Эхудом Бараком, и есть те, кто утверждают, что для Беннета это имеет значение.

Ближайшая неделя станет проверочной, в первую очередь в отношении намерений депутата Нира Орбаха. В настоящий момент обе стороны – и оппозиция, и коалиция – убеждены, что Орбах с ними. Сам же депутат, о существовании которого до недавнего момента знали лишь те, кто пристально наблюдают за происходящим в политической системе, не торопится рассеивать туман. Он не скрывает, что ведет переговоры с Ликудом, однако изо всех сил изображает амбивалентность. Переговоры то начинаются, то останавливаются, и никто до конца не понимает, чего хочет Орбах. После нескольких его бесед с Беннетом на этой неделе шанс на возобновление участия Орбаха в работе коалиции представляется малореальным. Последняя такая беседа закончилась криками и взаимными обвинениями. Однако готов ли Орбах предпринять активные шаги для обвала правительства, которое возглавляет Беннет, пока неясно.

Как сообщила в вечернем выпуске новостей политический обозреватель 12-го канала Дафна Лиэль, стало  известно, что Орбах выговорил себе второе из трех забронированных мест в списке Ликуда, то есть получил 19-е место. Кроме того, за предательство родной партии «Ямина» и переход в ряды оппозиции Орбаху обещали министерский портфель. По словам Дафны Лиэль, он просил пост министра образования в будущем правительстве Ликуда, но там сочли это слишком большой платой для Орбаха. Скорее всего, он получит третьестепенный портфель министра по делам поселений.

Орбах отрицает наличие договоренности с Ликудом, но политический обозреватель подчеркивает, что подобный сговор с оппозицией для депутата от коалиции совершенно незаконный, поэтому Орбах не может это признать.

Одно ясно, если Орбах приведет к роспуску правительства (он якобы обещал поддержать законопроект Ликуда о роспуске парламента), то сразу после голосования временным премьер-министром становится Яир Лапид. Сложится ситуация, когда Лапид впервые станет главой правительства, оставаясь министром иностранных дел, да еще на фоне предвыборной кампании. В ситуации напряженности в регионе и нарастающего экономического кризиса во всем мире Нир Орбах готовит Израилю серьезные испытания.

Сомнениям и колебаниям Нира Орбаха уделяется так много внимания, что почти все забыли простой факт: его одного недостаточно для утверждения законопроекта о роспуске Кнессета. Без голосования Объединенного арабского списка, оппозиция не сможет утвердить этот законопроект даже в предварительном чтении. Биньямин Нетаньяху чуть ли не ежедневно обвиняет действующую коалицию в том, что она опирается на «сторонников террора». Трудно сказать, в какой степени такое определение партии РААМ оправданно. И уж во всяком случае оно в гораздо большей степени подходит для партии БАЛАД, без голосования которой за роспуск Кнессета Нетаньяху не приблизится и на миллиметр к канцелярии премьер-министра. Парадоксально, но именно БАЛАД, наиболее радикальная из партий Объединенного арабского списка, судя по всему, охотно поможет Нетаньяху. Не от избыточной любви к главе оппозиции, разумеется, а от возведенного в абсолют принципа: голосовать против любой коалиции. Далеко не очевидно, что так же поведут себя остальные арабские депутаты. В Ликуде опасаются, что контакты, которые поддерживает Яир Лапид с Ахмадом Тиби и другими, приведут к тому, что оппозиция попадет в западню, которую они подготовят. Достаточно, если несколько депутатов от Объединенного  арабского списка не проголосуют с оппозицией – и законодательная инициатива будет провалена.

Законопроект о роспуске Кнессета, как любой частный законопроект, нельзя подавать чаще, чем раз в полгода. Поэтому в оппозиции вынесут его на голосование только в том случае, если будет абсолютная уверенность в перспективах его утверждения. В коалиции, со своей стороны, понимают, что утверждение закона даже в предварительном чтении, сделает ситуацию практически необратимой. Еще ни разу не было случая, когда коалиция стабилизировалась после того, как в предварительном чтении был утвержден законопроект о роспуске Кнессета. Нет никаких оснований предполагать, что на сей раз будет иначе.

Перспективы создания альтернативного правительства в действующем Кнессете выглядят как весьма призрачные. Такое правительство не может быть создано без того, чтобы его какое-то время не возглавлял Биньямин Нетаньяху. Но он не хочет быть просто главой правительства. Он хочет быть главой абсолютно лояльного – чтобы не сказать послушного и верноподданнического – правительства. Правительства, где все будет решать он, и он же будет получать кредит за успехи, а ценой за провалы он щедро поделится с коллегами. Даже если представить, что Нетаньяху удастся сформировать коалицию в действующем Кнессете, она будет слишком зыбкой, чтобы отвечать всем этим требованиям. К тому же ласкающая глаз картина опросов пробуждает пьянящее ощущение близости реванша. «Зачем дорого платить за то, что мы сможем почти бесплатно получить после выборов?» – говорят в окружении Нетаньяху, подразумевая союз с Сааром, Беннетом и Ганцем.

С другой стороны, Гидеону Саару нужны гарантии того, что Нетаньяху, создав правительство, не обрушит его через короткое время, чтобы пойти на выборы в качестве действующего премьер-министра. Без таких гарантий Саар вряд ли рискнет идти на нарушение по сути единственного обещания, которое он раз за разом давал своим избирателям: не создавать коалицию с Нетаньяху. Почти все можно объяснить израильскому избирателю, но Саар вряд ли захочет рисковать. Все это привело к тому, что к настоящему моменту переговоры прекратились, что не закрывает возможности их возобновления в будущем.

И нельзя забывать о Бени Ганце. В настоящий момент он, кстати так же, как и его коллега по фракции Михаэль Битон, декларирует абсолютную лояльность нынешней коалиции. Депутаты от «Кахоль-лаван» раз за разом утверждают, что не войдут в коалицию с Нетаньяху. Однако ситуация сегодня совсем иная, чем та, что сложится в случае падения правительства. Желанием избежать пятых выборов можно объяснить почти все.

Но видимо все партии начали готовиться к выборам. Глава МЕРЕЦ Ницан Горовиц объявил об отмене практики бронирования мест в списке, а министр регионального сотрудничества Исауи Фрейдж призвал к объединению с Аводой. Глава Аводы Мейрав Михаэли заявила, что пртия  будет баллотироваться самостоятельно. На правом фланге Итамар Бен-Гвир и Бецалель Смотрич начинают спорить о порядке формирования совместного списка. Нафтали Беннет и Гидеон Саар обсуждают возможность совместного участия в выборах. Многие задают вопрос, возможна ли та или иная форма союза между НДИ и «Еш атид». И даже в Ликуде зазвучали голоса о чрезмерно щедрых предложениях, которые получают потенциальные перебежчики. Все это происходит, напомним, всего через год после формирования правительства. Однако практически как и всегда в Кнессете все может измениться буквально в течение одного дня и что будет по итогам «того» дня пока не может предсказать никто.

52.28MB | MySQL:103 | 0,459sec