Провальная «зеленая политика» Израиля привела к использованию некачественного колумбийский угля на местной ТЭС

Проблемы с поставкой газа в Европу привели к тому, что многие страны начали вновь активно использовать уголь, для решения вопросов с электроэнергией. Однако в Израиле, в отличии от Европы достаточно своего газа и еще год назад, было объявлено о закрытии практически всех тепловых электростанций (ТЭС) работающих на угле. Но мировые энергетические проблемы, а так же перебои в работе своей сети производства электроэнергии привели к тому, что ряд ТЭС Израиля, работающих на угле, не только продолжат работать после предполагаемых сроков их закрытия, но и будут использовать при этом некачественный уголь, загрязняющий окружающую среду. Помимо экологического ущерба использование нового типа угля повлечет за собой и дополнительное повышение тарифов на электричество.

На тепловой электростанции «Орот Рабин» в Хадере в последние годы не устанавливали новые очистные устройства, так как она подлежала закрытию уже этим летом. Однако ТЭС продолжит работать и нынешним летом и возможно и далее, используя при этом уголь, содержание серы в котором в два раза выше, чем в том, который использует сейчас

Около полутора недель назад компания «Нога», управляющая системой энергоснабжения Израиля, пришла к выводу, что закрыть энергоблоки ТЭС в Хадере, работающие на угле, нынешним летом не представляется возможным. Это повлекло бы за собой массовые сбои в подаче электроэнергии. Четыре энергоблока, о которых идет речь, были построены давно, они не оборудованы современными очистными устройствами и представляют наиболее значительную угрозу для окружающей среды. Поэтому эти энергоблоки работают сегодня лишь на восьмую часть своей мощности.

Подготовка двух из них к остановке  должна была стартовать уже в начале этого лета. Одновременно планировалось запустить новый энергоблок, работающий на природном газе. Но по разным причинам его пуск откладывается на несколько месяцев. Вдобавок сейчас стало известно, что уголь, который в последнее время закупает Электрическая компания Израиля («Хеврат хашмаль»), содержит в два раза больше серы, чем тот, который использовали для обеспечения работы ТЭС до сих пор.

Новый вид угля импортируют в Израиль из Колумбии[[i]]. Его закупки начались из-за прекращения угольных поставок из России. Министерство экологии знает о существующей проблеме. «Из-за войны в Украине возникли трудности с доставкой российского угля, содержащего меньшее количество серы, – говорится в сообщении пресс-службы министерства, поэтому «Электрическая компания обратилась с просьбой дать разрешение на закупку угля, содержание серы в котором составляет 0,8%, а не 0,43%, как это было раньше. Это значительное изменение условий импорта, которое требует широкой общественной дискуссии».

Министерство экологии не собирается автоматически удовлетворять просьбу Электрической компании. Оно потребовало предоставить дополнительную информацию об альтернативных путях закупки угля с низким содержанием серы. Министерство также указало на необходимость полного использования имеющихся запасов такого угля, подчеркнув, что старые энергоблоки ТЭС в Хадере не оборудованы надлежащими очистными устройствами.

Однако Электрическая компания так и не предоставила информацию министерству о количестве оставшегося в ее распоряжении угля с низким содержанием серы и не сообщила, когда планирует начать использование колумбийского угля, отделавшись лишь общим заявлением.  «Несмотря на связанную с Россией ситуацию, мы по-прежнему делаем все возможное для того, чтобы сократить применение угля с повышенным содержанием серы», – подчеркивается в заявлении пресс-службы Электрической компании.

Израиль довольно быстро начал сокращать использование угля в качестве топлива для электростанций, однако в нынешнем году этот процесс замедлился. За десять последних месяцев количество электричества, выработанного с помощью угля, сократилось с 61% до 23%. Однако в течение ближайшего года этот показатель так и сохранится на уровне 23%, что означает реальное повышение использования угля, так как потребление электричества в Израиле постоянно растет.

В настоящее время электростанция «Орот Рабин» в Хадере вырабатывает 2590 МегаВатт (это составляет около 20% всей электроэнергии вырабатываемой в Израиле). Каждые 24 часа на электростанции сжигается 18 000 тонн угля и каждый час она использует для охлаждения 320 000 тонн морской воды.

Закупки новой партии угля из Колумбии скажется и на цене вырабатываемой электроэнергии. Ведь сейчас Электрической компании приходится платить за импортируемый уголь гораздо дороже, чем раньше. В 2020 году тонна угля стоила 272 доллара, в 2021 году – 684, а в нынешнем – уже около 1000 долларов.

Однако это проблема возникла не сегодня. Еще в конце прошлого года правительство заявило, что  тарифы на электроэнергию для частных потребителей повысятся с 1 января 2022 года на 5% из-за резкого роста цен на уголь. Как заявила тогда министр энергетики Карин Эльхарар около 20% электроэнергии, вырабатываемой в Израиле, производится на угольном топливе и,  государство предпринимает очень серьезные шаги по избавлению от угольных электростанций, включая их продажу в рамках реформирования «Хеврат хашмаль», однако пока одна пятая электроэнергии зависит от угля и ничего с этим не поделать.

В феврале стоимость выработки электричества с помощью угля подорожала на 83%, что нашло выражение в повышении тарифов на электроэнергию на 13,7%. В связи с продолжающимся подорожанием топлива на мировых рынках тарифы на электричество могут быть вновь повышены уже в течение нынешнего года.

И здесь можно отметить провальную европейскую политику по ускоренному переходу на «зеленную энергию», а так же недальновидную политику «зеленого» министра энергетика Израиля предложившего заморозить разработку газовых месторождением страны, в угоду европейской «зеленой политики».  Еще в начале года при первом повышении цен на электроэнергию из-за роста цен на уголь, на закономерный вопрос журналистов, почему же было принято решение заморозить разработку собственных газовых месторождений и перевести энергетику на израильский газ, избавившись от зависимости от мировых цен на уголь, министр пояснила, что дело в договоренностях на саммите в Глазго.

«Премьер-министр Беннет и я взяли на себя обязательство в Глазго использовать 30% возобновляемых источников энергии в 2030-х годах, а в 2020-х у нас должно было быть 10% возобновляемой энергии — но сейчас мы заканчиваем 2021 год и набираем всего 9,6%, ситуация не очень хорошая. Министерство энергетики вкладывается в газ гораздо больше, чем в возобновляемые источники энергии, поэтому пришлось притормозить программу разведки месторождений, чтобы соблюсти баланс», — сказала Эльхарар.

Все это естественно отразилась на  разработки газовых месторождении. Однако когда в ЕС возник энергетический кризис, там все сразу забыли о «зеленой энергетики» и даже упрекнули Израиль в медленной разработки проектов по поставке газа в Европу. Как уже об этом писалось ранее ( см. «О подписании меморандума о поставках израильского газа в Европу» от 16 июня, 2022 года) в  начале июня в Израиль  прилетела председатель Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен,  с просьбой ускорить проект по увеличению поставок газа в Европейский союз через Египет. В итоге 15 июня был подписан трехсторонний меморандум между Израилем, Европейским союзом и Египтом.

Однако в результате всей этой недальновидной «зеленой политики», Израиль пока вынужден закупать некачественный уголь. Кстати Израиль – не единственная страна, вынужденная закупать теперь уголь, который добывают на шахте Серрехон в Колумбии. Сейчас вместо российского его начала импортировать и Ирландия. Четыре года назад Ирландия вообще прекратила закупки колумбийского угля из-за сообщений о нарушениях прав человека при его добыче. Однако когда возникли перебои с электроэнергией в стране, все борцы за права человека в Ирландии, перестали обращать на это внимание, лишь бы не останавливать собственное производство. В итоге Ирландия, отказавшись от импорта из России, возобновила закупки угля в Колумбии. Аналогичный путь проделала и Германия. Тем не менее Россия и в эти дни продолжает экспортировать уголь, в том числе в страны, поддерживающие Украину.

Около года назад шахту Серрехон в Колумбии приобрел в свое исключительное владение концерн Glencore. Недавно его руководство согласилось выплатить США и другим странам 1,5 млрд долларов в качестве компенсации за выявленные на шахте случаи коррупции.

К 2050 году концерн намерен добиться углеродной нейтральности добываемого сырья. Если это действительно произойдет, колумбийский уголь не будет вызывать чистых выбросов парниковых газов или углеродного следа. Но до этого надо еще дожить.

[i]   Эксклюзивно / из-за угля из Колумбии: этим летом электростанция в Хадере будет больше загрязнять окружающую среду   https://www.davar1.co.il/386899/

62.66MB | MySQL:105 | 0,981sec