О развитии политических и военных отношений между Израилем и Марокко. Часть 5

В декабре 2020 г. Марокко стало четвертым арабским государством (после Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Судана) за последние два года, которое нормализовало отношения с Израилем в рамках «Авраамовых соглашений». Израиль открыл свое бюро по связям в Рабате в августе 2021 г., а королевство открыло свое бюро в Тель-Авиве в феврале того же года. До сих пор они так и не стали посольствами[i]. Израильская сторона на высшем уровне не раз выражала надежду на скорый приезд министра иностранных дел Марокко в Израиль, в ходе которого может быть объявлено об открытии посольства. Визит Насера Буриты, который планировался летом этого года, пока перенесен на сентябрь и связывается с мероприятиями по случаю второй годовщины «Авраамовых соглашений».

В предыдущих частях статьи отмечались главные направления двусторонних отношений, включающие геополитические соображения и вопросы безопасности, а также лежащие в их основе торгово-экономические интересы; и все это опирается не только на культурно-исторические связи, но и стало результатом политического торга во главе с Вашингтоном. Как и любое другое межгосударственное сотрудничество, израильско-марокканские отношения определяются как перспективами, так и препятствующими их развитию факторами. Одним из таких общих для арабских соседей Израиля факторов, казалось бы, является палестинская проблема. Однако израильские эксперты в этом видят не препятствия, а возможности.

В частности, д-р Рои Кибрик (Roee Kibrik), директор по исследованиям «Митвим — Израильского института региональной внешней политики», и д-р Нимрод Горен (Nimrod Goren), основатель и глава Института «Митвим», рассматривают беспрецедентную эскалацию насилия между еврейским и арабским сектором Израиля в мае 2021 г., которая не ограничилась событиями в Иерусалиме и завершилась «традиционно» – военной операцией ЦАХАЛа в секторе Газа, получившей название «Страж стен». Отмечается, что «межэтническая напряженность и ситуация в секторе Газа вызвала обеспокоенность на региональном и международном уровне. Тогда в отношении враждующих сторон не было предпринято серьезных посреднических мер, и ситуация не завершилась решением проблем. По мнению израильских экспертов, Марокко как нельзя лучше подходит для заполнения этого вакуума, учитывая недавно возобновленные дипломатические отношения с Израилем».

Марокко тесно связано с палестинским вопросом, привержено защите исламских святынь, что следует, прежде всего, из религиозной власти, которой наделен его король как потомок правящей династии Алавитов и семьи пророка Мухаммеда. Королевство является членом Лиги арабских государств с 1958 г., а с 1975 г. возглавляет Комитет Аль-Кудс по защите святынь ислама в Организации исламского сотрудничества (ОИС). Все эти обстоятельства определяют степень причастности Рабата к израильско-палестинскому конфликту, особенно в контексте обсуждения статуса Иерусалима как основного вопроса на любых переговорах. Глубокие культурные узы связывают Марокко с израильскими евреями марокканского происхождения. Ежегодно королевство посещают десятки тысяч израильтян. Марокканский (арабский) язык, культура и наследие заметно присутствуют во многих израильских домах.

Марокко с момента создания Израиля в 1948 г. периодически играло роль в мирном процессе между еврейским государством и его соседями благодаря своей относительно нейтральной внешней политике, расположению между востоком и западом и доверию, которое Рабат вызывает у обеих сторон конфликта. Король Хасан II (1961-1999) придавал большое значение такой роли своего королевства, и его участие заключалось в основном в создании условий для общения между соперничающими сторонами и обеспечения идеального места встречи для начальных этапов переговоров. Так было в процессе подготовки к израильско-египетским мирным переговорам в 1970-х гг.

Разрыв отношений с Израилем произошел в октябре 2000 г., когда началась Вторая интифада (известная еще как «Интифада Аль-Акса»). Вовлеченность Марокко в события палестино-израильского противостояния значительно сократилась и по сей день характеризуется отстраненностью и излишней осторожностью. При этом израильские эксперты отмечают, что  Королевство в последние годы расширило географию своих посреднических усилий на другие конфликты в арабском мире и Африке в качестве принципа своей внешней политики. В этом израильские эксперты усматривают возможность того, что Марокко все-таки начнет играть более активную роль в усилиях по продвижению урегулирования палестино-израильского конфликта, однако это будет зависеть также от политической и общественной позиции израильтян, марокканцев и палестинцев.

По оценкам экспертов, общественное мнение в Израиле благоприятствует развитию сотрудничества. Декларация о возобновлении официальных отношений между Израилем и Марокко в декабре 2020 г. вызвала широкую поддержку среди израильтян. В силу культурно-исторического прошлого «две страны объединяет обширная сеть гражданских связей, основанных на общей марокканской идентичности и ценностях». Имеется в виду около миллиона евреев марокканского происхождения, которые живут в Израиле и сохраняют свою марокканскую идентичность наряду с израильской. Марокко признает их своей второй по величине диаспорой в мире (после Франции)».

Возобновление отношений Марокко с Израилем вызвало относительно взвешенную реакцию со стороны Палестинской национальной администрации (ПНА), если сравнивать ее с резкой критикой заключенных Израилем «Авраамовых соглашений» с Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном. Эксперты отмечают, что позицию палестинского руководства могли смягчить личные звонки марокканского монарха президенту ПНА Махмуду Аббасу (Абу Мазену) и настойчивые заявления Рабата о том, что происходит не налаживание новых связей с Израилем в рамках «Авраамовых соглашений», а просто возобновляются прежние отношения, которые поддерживались до 2000 г. Смягчающую роль сыграло также нежелание ПНА портить свои связи с Марокко. Как бы там ни было, возобновление связей с Тель-Авивом могло в определенной степени навредить нейтральному имиджу Марокко в глазах палестинцев.

Палестинский вопрос остается в повестке дня Марокко. Более того, израильские эксперты отмечают в последние годы значительный рост пропалестинских настроений в обществе. В целом, реакцию в Марокко на официальное возобновление отношений с Израилем эксперты называют «сложной». С одной стороны, позитивное восприятие происходящего было связано, в первую очередь, с признанием США суверенитета Марокко над Западной Сахарой, что привело к значительной активизации новых организаций, занимающихся укреплением связей с Израилем, и расширению деятельности существующих. С другой стороны, этот шаг вызвал протесты и серьезную оппозицию, а также обострил обстановку на марокканской политической арене накануне выборов в 2021 г.

По мнению израильских экспертов, «Марокко не было и не будет ни главным двигателем или катализатором израильско-палестинского мирного процесса, ни ключевым посредником. Есть другие, более влиятельные международные субъекты, обладающие большими ресурсами и более эффективными рычагами, которые при определенных обстоятельствах могли бы сыграть более важную роль в стимулировании или сопровождении мирного процесса. Однако политика, география и самобытность Марокко дают возможность оказывать помощь и поддержку по широкому кругу вопросов, имеющих ключевое значение для продвижения к миру». «Марокканская внешняя политика, которая стремится к нейтральной позиции и содействию региональной стабильности, позитивное отношение и относительное доверие, которое она вызывает как у палестинцев, так и у израильтян, а также ее исторический опыт, позволяют Королевству выступать в качестве посредника между сторонами, в частности, по вопросу Иерусалима».

Эксперты напоминают, что проблема Иерусалима шире, чем национальный конфликт между Израилем и палестинцами, и в него вовлечены многие акторы: последователи трех монотеистических религий; Иордания, которая выступает в арабском мире в качестве хранителя священных для ислама мест Иерусалима; Саудовская Аравия, которая добивается для себя престижной роли в судьбе Иерусалима; также как и Турция; католические и православные (поместные) церкви; и Марокко, которое, придерживается официальной позиции, действуя от имени ОИС.

По мнению израильских экспертов, в контексте Иерусалима Королевство занимает важное символическое положение и способно придать легитимность любым созидательным соглашениям, достигнутым сторонами в отношении будущего Иерусалима. Рабат мог бы также помочь улучшить структуру связей в многонациональном городе еще до того, как будет достигнута та или иная договоренность.

Геополитическое положение Марокко между Востоком и Западом, Африкой и Европой отмечается экспертами как еще одна возможность внести свой вклад в мирный процесс. Марокко является членом африканских региональных организаций, которые можно использовать для поддержки мирного процесса. Марокко также является частью Средиземноморского региона вместе с Израилем и ПНА. Учитывая, что непосредственные интересы Израиля в этом регионе заключаются в партнерстве с Грецией и Кипром, Марокко могло бы стать важным партнером для укрепления институтов и сотрудничества во всем Средиземноморье. Королевство могло бы использовать региональные структуры для развития израильско-палестинского сотрудничества (например, международную организацию Союз для Средиземноморья, объединяющую страны региона и ЕС; ее членами также являются Израиль и ПНА).

Марокко могло бы также внести свой вклад в мобилизацию общественной поддержки палестино-израильского мирного процесса в самом Израиле в силу его символической и эмоциональной ценности для многих израильтян марокканского происхождения. Поддержка Марокко и поддержка королем Мухаммедом VI палестино-израильских переговоров может положительно повлиять на отношение к ним израильтян марокканского происхождения. Это влияние может усилиться по мере расширения связей между гражданами двух государств в условиях потепления межгосударственных отношений.

По мнению Р.Кибрика и Н.Горена, «международное сообщество видит сходство между палестино-израильским конфликтом и претензией Марокко на суверенитет над Западной Сахарой, по крайней мере, с точки зрения международного права в отношении претензий на оккупацию и суверенитет. Марокко делает все возможное и, вероятно, будет продолжать пытаться предотвратить такое сравнение, но, несомненно, есть поле для изучения и сравнения позиций международных акторов и политики в отношении обоих этих случаев».

Израильские эксперты полагают, что если израильтяне и палестинцы решат задействовать политическую волю для продвижения мира, в лице Марокко они найдут «надежного, преданного и позитивного союзника, который предлагает соответствующие возможности и активы и будет позитивно настроен помочь добиться успеха в меру своих возможностей». Пока мирный процесс не возобновлен, они  советуют «предложить Марокко роль в поощрении палестино-израильского диалога по вопросу Иерусалима, чтобы снизить напряженность и предотвратить эскалацию»[ii].

Министр регионального сотрудничества Израиля Исави Фрейдж, который 25 июля с.г. вместе с министром юстиции Гидеоном Сааром совершил четырехдневный визит в королевство, заявил о потенциале Марокко в плане урегулирования конфликта между израильтянами и палестинцами. По словам И.Фрейджа, «Марокко – единственная взаимоприемлемая страна, которая может способствовать реальному диалогу между Палестиной и Израилем»[iii].

[i] Morocco slated to open embassy in Israel this summer, says Lapid // Times of Israel. 15.06.2022. https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/morocco-slated-to-open-embassy-in-israel-this-summer-says-lapid/

[ii] How Morocco relates to the Israeli-Palestinian peace process / Mitvim. May, 2021. https://mitvim.org.il/en/publication/how-morocco-relates-to-the-israeli-palestinian-peace-process/

[iii] Moroccan FM Expected to Travel to Israel in September // Morocco World News. 31.07.2022. https://www.moroccoworldnews.com/2022/07/350564/moroccan-fm-expected-to-travel-to-israel-in-september

52.23MB | MySQL:103 | 0,495sec