О факторах, влияющих на проведение новых переговоров об импорте Турцией американских истребителей F-16

Турецкая делегация посетит Вашингтон на следующей неделе, чтобы «воплотить на практике» обещание президента США Дж.Байдена по поставке турецким Военно-воздушным силам (ВВС) истребителей F-16. Как сообщает Daily Sabah, министр обороны Турции Хулуси Акар (тур. Hulusi Akar) заявил, что группа турецких переговорщиков прибудет в Вашингтон в понедельник по приглашению официальных лиц США. При этом он подчеркнул, что Анкара по-прежнему решительно выступает против текущих условий продажи, которых добиваются некоторые члены Конгресса, обеспокоенные напряженными отношениями Турции с Грецией. В телевизионном выступлении турецкий министр заявил, что его страна не может принять предлагаемые условия и требует, чтобы Сенат США отверг их.

Как ранее стало известно, Турция подала запрос на покупку 40 новых истребителей F-16 Блок.70 производства Lockheed Martin и около 80 комплектов для модернизации имеющихся в турецких войсках летательных аппаратов. Сумма сделки оценивается специалистами в 6 млрд долларов. Ранее Палата представителей Конгресса  США одобрила Законопроект об ассигнованиях на национальную оборону (National Defense Authorization Act – NDAA), запрещающий продажу вооружения Анкаре, если администрация не подтвердит, что это необходимо для защиты национальной безопасности США. Указанный документ также включает описание конкретных шагов, предпринятых для обеспечения того, чтобы истребители F-16 не использовались для «несанкционированных полетов» над Грецией. В связи с вышеизложенными условиями Анкара раскритиковала выдвинутый законопроект.

В прошлом месяце Х.Акар призвал США не поддаваться на «игры», которые ведут некоторые американские законодатели против потенциальной продажи самолетов F-16. После встречи с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом  (тур. Recep Tayyip Erdoğan) в кулуарах июньского саммита НАТО в Мадриде, Дж.Байден заявил, что выступает за продажу F-16 Турции, но поставку должен одобрить Конгресс. По мнению турецких экспертов, представленный в прошлом месяце законопроект является попыткой ряда членов Палаты представителей установить контроль над продажей Турции самолетов. Процесс доработки законопроекта довольно длительный и Сенат должен будет поддержать аналогичные формулировки, прежде чем документ представят на подпись Дж.Байдену. При этом президент США может наложить вето на этот законопроект.

Новым фактором, способным повлиять на турецко-американскую сделку может стать участие президента Дж.Байдена в качестве посредника в морском споре между Турцией и Грецией-Кипром[i]. Прямые переговоры между Грецией и Турцией зашли в тупик на неопределенный срок. У Байдена есть разрешение Конгресса на посредничество в этом споре. В Законе о партнерстве в области безопасности и энергетики в Восточном Средиземноморье от 2019 года говорится: «Президент уполномочен назначать специального посланника на уровне посла, который будет представлять США в прямых переговорах со сторонами кипрского спора. По согласованию с Грецией и Турцией специальный посланник также будет представлять Соединенные Штаты в содействии взаимным обсуждениям между этими странами относительно их разногласий по вопросам Эгейского моря»[ii]. Все, что должен сделать Дж.Байден, – это действовать. Восточное Средиземноморье является геостратегическим регионом, в котором находится множество прибрежных государств, работающих над защитой своих интересов в богатой ресурсами среде под водой.

Некоторые аналитики справедливо отмечают, что США должны использовать падение турецкой лиры, предстоящие выборы в Турции и стремление Р.Т.Эрдогана заключить сделку по F-16, чтобы пойти на уступки любому соглашению, которое идет на пользу Турции. Следует ожидать компромиссов со стороны Турции в греко-кипрском контексте, а также в отношении других целей США, таких как обязательство Турции никогда больше не покупать российские системы вооружений. Надежная дипломатия США в форме посредничества в морских спорах будет иметь последующий эффект, заключающийся в блокировании возможностей для России и Китая. Кроме того, успешно проведенные при посредничестве США переговоры укрепят связи Америки с регионом.

Примечательно, что администрация Дж.Байдена в настоящее время выступает посредником в споре о морской границе между Израилем и Ливаном — странами, которые, как Турция и Кипр, не имеют дипломатических отношений и нуждаются во внешнем арбитраже. Нынешние усилия США в Ливане, которые, похоже, работают, должны послужить прецедентом для более широкой стратегии посредничества, направленной на стабилизацию всего Восточного Средиземноморья.

Учитывая сильный мандат Конгресса на проведение переговоров и эскалацию напряженности в Восточном Средиземноморье, США должны выступить посредниками в споре между Турцией и Грецией-Кипром. Решение вопроса об исключительных экономических зонах может привести к разрешению других греко-турецко-кипрских разногласий и более интегрированной региональной архитектуре с уклоном на Запад. Более того, эта малозатратная и высокоэффективная стратегия будет способствовать созданию единого фронта против соперников в регионе.

В заключение отметим, что длительное сотрудничество являющихся членами НАТО Турции и США за последние пять лет претерпело беспрецедентные потрясения из-за разногласий по многим вопросам, включая Сирию, расширение связей Анкары с Москвой и в т.ч. приобретение у России ЗРК ПВО С-400. Однако администрация Дж.Байдена стремится улучшить отношения с Турцией после начала Россией в феврале этого года спецоперации на Украине. Не следует забывать и об имеющемся у Анкары «козыре в рукаве» в виде заморозки вступления в НАТО Швеции и Финляндии.

[i] https://thehill.com/opinion/international/3588243-the-us-should-mediate-the-maritime-dispute-between-turkey-and-greece-cyprus/

[ii] https://www.foreign.senate.gov/press/ranking/release/congress-passes-menendez-rubio-bill-reshaping-us-policy-in-eastern-mediterranean_-#:~:text=The%20Eastern%20Mediterranean%20Security%20and,U.S.%20arms%20embargo%20on%20Cyprus.

52.49MB | MySQL:103 | 0,521sec