Перспективы сотрудничества Израиля и Кипра после нормализации отношений Анкары и Иерусалима

Не секрет, что полная нормализация турецко-израильских отношений, о которой было объявлено в середине текущего месяца, не отвечает интересам Кипра, находящегося в конфликте с Турцией. Однако на текущем этапе страны стараются сохранить дружественный настрой и перспективы для продолжения взаимодействия. Так, официальный представитель правительства Кипра М.Пелеканос, комментируя ситуацию, сообщил, что усилия по сближению с Турцией, с точки зрения островного государства, «не направлены против отношений Кипра с Израилем и не влияют на них», поскольку «сотрудничество носит стратегический характер и основано на международном праве, искренности и взаимном уважении».

Посол Израиля в Никосии дал в свете указанных событий большое интервью местным журналистам, в котором подчеркнул, что «мы (Израиль – авт.) не позволим, чтобы какое-либо потепление отношений с Турцией повлияло на наши отношения с нашими очень хорошими друзьями на Кипре, а также в Греции». Более того, по словам дипломата, есть шанс, что «Кипр действительно может извлечь из этого выгоду», под чем, судя по всему, может пониматься перспектива урегулирования противоречий по поводу северной части острова. Как минимум, с точки зрения, О.Анолика, Никосия получит дополнительный канал коммуникации с Анкарой.

На текущей неделе стало известно о сделке между Кипром и Израилем по закупке системы ПРО «Железный купол». Если верить данным сообщивших об этом греческих изданий, которые пока не были подкреплены официальными заявлениями оборонных ведомств участников соглашения, контракт уже мог быть подписан. Однако сведения о том, сколько батарей планирует приобрести островное государство и в какие сроки они должны быть доставлены, в открытых источниках не фигурируют. Предположительно, тема могла обсуждаться в ходе состоявшейся в начале августа встречи глав оборонных ведомств двух стран Б.Ганца и Х.Петридеса. Помимо этого, израильский министр упомянул «тесное сотрудничество предприятий», которое служит основой «региональной безопасности и стабильности». Другими словами, в определенной степени Иерусалим дает Никосии гарантии безопасности посредством расширения связей в военно-технической сфере, стремясь таким образом дополнительно подтвердить, что не отказывается от этого вектора своей внешней политики.

Новое дыхание могут получить энергетические проекты. Так, ряд региональных изданий сообщает о планах консорциума IGI Poseidon подать заявку на включение казавшегося замороженным газопровода EastMed в перечень т.н. «проектов общего интереса» (PCI), что дает право на получение средств. За счет общеевропейского бюджета в частности планируется завершить подготовительные работы и возвести часть трубы, соединяющую Израиль и Кипр. Содействовать в этом должно недавнее обнаружение на шельфе острова нового месторождения, которое получило название Кронос-1. Его запасы оцениваются в 70 млрд кубометров. По мнению уже упоминавшегося  О.Анолика, перспективным также считается инициатива подводного кабеля EuroAsia Interconnector.

Пока газопровод не построен, да и в целом судьба его остается неопределенной, рассматривается вариант прокачки кипрского газа на египетский терминал Идку, в текущем году стороны планируют начать строительство соответствующего газопровода, договоренности о котором были достигнуты еще в 2018 г. Однако такой же способ отправки газа в Европу планирует использовать Израиль, а значит, для совместной эксплуатации потребуется расширение мощностей Египта. Здесь также будут нужны дополнительные финансовые вливания из Европы. Ресурсы последней не безграничны, отсюда следует простой вывод, для экономии бюджетов ЕС и стран-членов необходимо привлекать частных инвесторов, а они, как правило, весьма скептически относятся к тому, чтобы вкладывать деньги в проекты с риском обострения конфликтов, а таковые есть как у Израиля, так и у Кипра.

Несмотря на указанные сложности, данный фактор в целом можно считать объединяющим. Экспорт газа как для Иерусалима, так и для Никосии представляет собой в значительной степени внешнеполитический инструмент укрепления влияния. Соответственно, стороны заинтересованы в том, чтобы  сообща достигать поставленной цели. При этом Кипр может укрепить положения внутри ЕС, а Израиль свои контакты с Европой. Помимо этого, оба государства рассчитывают на то, что их взаимодействие получит поддержку США.

В целом можно говорить о том, что нормализация между Иерусалимом и Анкарой, как минимум пока, не затрагивает отношения Израиля и Кипра. Более того, в определенной степени шаг правительства Я.Лапида в сторону Турции стал своего рода импульсом для наращивания взаимодействия и с Кипром, поскольку Никосия теперь может рассчитывать на сопутствующие гарантии в сфере безопасности, а для продолжения энергетических проектов стороны должны урегулировать конфликты со своим участием, что дает возможность Иерусалиму выступить если не посредником между Анкарой и Никосией, то хотя бы третьей стороной.

Греция пока менее активно демонстрирует свой настрой в связи с турецко-израильским примирением и воспринимает его, как кажется, более серьезно и негативно. Однако для кипрско-израильских контактов на текущем этапе это имеет ограниченное воздействие. С одной стороны, важно сохранить как элемент региональной интеграции треугольник Израиль-Греция-Кипр. С другой стороны, взаимодействие в Средиземноморье все больше приобретает значение именно многосторонний характер связей, который  концентрируется вокруг Газового форума, где центральную играет Египет, одновременно претендующий и на статус регионального газового хаба. Заинтересованные в том, чтобы включиться в процесс замещения российского «голубого топлива» на европейском рынке Иерусалим и Никосия поддержат эти амбиции, особенно если се же не будет прогресса в строительстве EastMed. Это, в свою очередь создает базу для расширения взаимодействия в новом трехстороннем формате Израиль-Кипр-Египет.

52.28MB | MySQL:103 | 0,534sec