О предупреждении США турецкого бизнеса по России. Часть 1

Турецкие СМИ сообщили о том, что США направили в адрес объединений турецкого бизнеса и отдельных турецких компаний официальное предупреждение об углублении сотрудничества с Россией и с российским бизнесом, предостерегая и угрожая «вторичными санкциями».

Обратимся к тем подробностям, о которых сообщили турецкие СМИ, начав в ведущего турецкого англоязычного издания – газеты Daily Sabah. В частности, 26 августа издание опубликовало материал под заголовком: «Турция отвергает опасения по поводу угрозы санкций США из-за связей с Россией».

Цитируем:

«Министр финансов Турции заявил в пятницу (26 августа), что нет причин для беспокойства в связи с предупреждением США о том, что турецкие компании рискуют подвергнуться санкциям, если будут вести дела с попавшими под санкции россиянами.

Турецкая ассоциация промышленников и предпринимателей (TÜSIAD) подтвердила на этой неделе, что она получила письмо от заместителя министра финансов США Уолли Адейемо с предупреждением о том, что турецкие компании рискуют последствиями, если будут вести дела с россиянами или российскими учреждениями, находящимися под санкциями США.

Комментарии министра финансов и казначейства Нуреддина Небати в Твиттере представляют собой первый официальный ответ Анкары на письмо, отправленное в понедельник.

С начала войны в Украине шесть месяцев назад, Турция пыталась сбалансировать свои тесные отношения как с Россией, так и с Украиной, позиционируя себя как посредника между ними.

Турецкое правительство раскритиковало действия России на Украине и продало Украине беспилотники, которые сыграли значительную роль в сдерживании наступления России на ранней стадии конфликта. Но она не присоединилась к международным санкциям против России — такая позиция, по ее словам, помогла ее посредническим усилиям принести результаты.

Некоторые турецкие фирмы приобрели или пытались купить российские активы после ухода западных партнеров, в то время как другие сохраняют крупные активы в стране.

Однако Турция вновь заявила, что не допустит нарушения международных санкций.

В серии твитов Небати заявил, что для турецкого бизнеса «бессмысленно» беспокоиться о письме из Вашингтона.

«Турция является одним из важнейших политических и экономических центров силы мира. Наш деловой мир должен всегда чувствовать рядом с собой силу государства», — написал Небати в Twitter.

«Мы рады видеть, что Соединенные Штаты, наш союзник и торговый партнер, приглашают свой бизнес инвестировать в нашу экономику», — отметил он.

Ранее в этом месяце президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился с президентом России Владимиром Путиным в Сочи, Россия, где два лидера пообещали углубить двусторонние отношения.

В то время Путин отметил, что российско-турецкая торговля удвоилась за первые пять месяцев года по сравнению с тем же периодом прошлого года, что отражает растущее внимание Москвы к связям с Анкарой на фоне жестких западных санкций.

Турция опирается на Россию в торговле и туризме. Российский газ покрывает 45% энергетических потребностей Турции, а российское Агентство по атомной энергии строит первую в Турции атомную электростанцию.

Небати заявил в пятницу, что Турция уверена, что сможет сбалансировать свои связи с Россией и свои международные отношения.

«Мы полны решимости развивать наши торгово-экономические отношения с нашими соседями в различных сферах, особенно в сфере туризма, в рамках, не подпадающих под действие санкций», — написал он в Твиттере.

«Все участники турецкой экономики придерживаются принципов свободного рынка и работают над тем, чтобы получить большую долю в мировой торговле».

Турция заявила, что санкции против России нанесли бы ущерб ее экономике, и заявила, что она сосредоточена на посреднических усилиях между сторонами. Эрдоган заявил, что его страна должна оставаться «нейтральной» в конфликте, потому что ее промышленность сильно зависит от импорта энергоносителей из России.

Одним из преимуществ для Турции стал скачок числа иностранных посетителей свыше допандемического уровня в прошлом месяце благодаря посетителям из России.

Глава группы экспортеров металлов заявил в этом месяце, что российский спрос на турецкую продукцию увеличился, поскольку она больше не может получать продукцию от европейских компаний, и что турецкие компании получили запросы от европейских компаний о поставках в Россию через Турцию».

Обращает на себя внимание – два обстоятельства.

Во-первых, то как активно Турция стала пользоваться темой поставок Украине БПЛА как щитом против западных санкций. Ещё в недавнем прошлом, в Турции старались избегать этой темы. Тем более, в контексте СВО на Украине. Теперь же весьма расхож тезис о том, что Турция поставила «те самые БПЛА, которые сдержали Россию», да ещё и на самом важном, начальном этапе СВО. Из этого логически может следовать и то ещё не озвученное, но, похоже, подразумевающееся турецкой стороной, что её БПЛА сорвали или, по крайней мере, участвовали в срыве того сценария СВО, который изначально был сформулирован российской стороной. То есть, «не дали в считанные дни России оккупировать Украину».

Во-вторых, утверждение о том, что Турция является одним из мировых центров силы, она строит сбалансированную политику, а её бизнес опирается на силу государства. Турция, как и с БПЛА, не скрывает того, что она наращивает сотрудничество с Россией, действуя сообразно логике рыночной экономики, то есть, занимая возникающие ниши. При этом, достаточно прозрачен намек на то, что неплохо бы американцам побудить свой бизнес инвестировать в турецкую экономику, вместо того, чтобы заниматься угрозами санкций в отношении страны – члена НАТО. Тем более, что Турция, в эти дни, крайне заинтересована в притоке внешних средств, которые требуются для поправления экономического положения страны.

26 августа самое известное экономическое издание Турции – газета Dünya — опубликовало статью под заголовком «Наша политика полезна для Украины и для всего мира».

Цитируем издание:

«Президент TAIK (Турецко-Американский деловой совет – И.С.) Мехмет Али Ялчиндаг заявил, что турецкий деловой мир крайне осторожен, чтобы не вести дела с людьми или компаниями, находящимися под санкциями в торговле с Россией, и сказал: «Мы видим и слышим высокую чувствительность, проявленную нашим деловым миром по этому вопросу, и мы очень довольны этой тенденцией».

Ялчиндаг: «Мы защищаем суверенитет Украины. Могли бы мы открыть зерновой коридор, если бы не эта многогранная политика, с которой мы справляемся, отделяя проблемы, которые у нас есть с Россией, от вопросов, которые мы хотим развивать? Эта политика более выгодна для нашей страны, Украины и мира».

Первое заявление по поводу письма-предупреждения о «торговле с Россией», написанного заместителем министра финансов США Адейемо и разосланного некоторым представительным организациям турецкого делового мира, поступило от Делового совета Турция-США.

Мехмет Али Ялчиндаг, председатель Делового совета Турции и США (TAIK), действующего при DEIK (Совет по внешнеэкономическим связям с Турции; ранее частная инициатива, перешедшая под контроль государства – И.С.), сказал: «Позиция нашей страны в этой войне очень ясна. Вопреки тому, что отражено в некоторых западных источниках, Турция является глотком свежего воздуха для Украины, а не для России. Как бы точно мы ни объясняли свои намерения и действия, некоторые интерпретируют происходящее так, как им хочется. Тем не менее, сейчас самое время восстановить хорошее общение и атмосферу доверия с нашим союзником. «Если они смогут правильно понять намерения и шаги Турции и решат оставаться в тесном контакте с нами, они могут выйти из этого сильнее», — сказал он.

Ялчиндаг заявил, что Турция неоднократно демонстрировала свою искренность в стремлении к концу войны, прилагая усердные усилия, и дал следующие оценки:

«Мы не признаем аннексию Крыма. Направляем в Украину гуманитарную и военную помощь. Мы продаем оружие в Украину. Наша страна принимает 350 тысяч украинских беженцев. Самое главное, мы поддерживаем территориальную целостность, политическую независимость и суверенитет Украины. Как мы можем сказать, что наша позиция по этим вопросам соответствует названию этой политики? Говоря таким образом, вы просто сбиваетесь с толку», — сказал он.

Заявив, что турецкий деловой мир был очень осторожен в своих коммерческих отношениях с Россией до одностраничного письма, подписанного заместителем министра США, Ялчиндаг сказал, что отныне они будут вести свои отношения с такой же осторожностью и вниманием, и сказал: «Турецкий деловой мир не торгует с российскими компаниями и частными лицами, находящимися под санкциями. Мы рады видеть, что мы крайне чувствительны в этом вопросе», и продолжил следующим образом:

«Те, кто видят нас ближе к России в украинско-российской войне, либо завязывают глаза, либо игнорируют некоторые вещи. Вышеупомянутое письмо также было направлено нам. Я считаю полезным оценить это письмо следующим образом. В то время, когда все сокращают свои экономические и торговые отношения с Россией, мы, возможно, намеревались их расширить. Разве расширение экономических и торговых отношений не означает увеличение движения денег и товаров? Возможно, коммерческие продукты, на которые не распространяются санкции, и средства, которые мы установим для соответствующих платежей, несут риск злоупотребления со стороны тех, кто пострадал от санкций. Этот возросший трафик и доступность, естественно, будут желательны для злоупотребления санкционными оппортунистами или отдельными лицами и учреждениями, находящимися под санкциями в России. Когда возникает такой риск, американские или аффилированные с США компании, ведущие бизнес в Турции или с турецкими компаниями, сделают все возможное, чтобы не пострадать от этой среды, или откажутся от своих давних коммерческих отношений. Поэтому турецкие компании, имеющие коммерческие отношения с американскими компаниями и финансовыми учреждениями, должны, естественно, обратить внимание на этот вопрос для устойчивости своих отношений. Мы видим и слышим высокую чувствительность нашего турецкого делового мира в этом отношении, и мы очень довольны этой тенденцией».

Подчеркнув, что Россия является пограничным соседом Турции в Черном море, Ялчиндаг сказал: «Разве каждый шаг, предпринятый Россией на Кавказе, в Сирии и даже на Балканах, не касается непосредственно нашей страны? Говорят, не покупай дом, купи соседа — наше место понятно. Мы стремимся снизить нашу энергетическую зависимость от России. Вот увидите, в 2022 году мы станем страной, которая покупает больше всего американского СПГ, но как нам сократить импорт энергоносителей из России за один день? Туризм — важная для нас сфера — как мы можем сказать «не приезжайте» (россиянам – И.С.)?».

Ялчындаг указал: «Может быть, проще сказать «сделай это» странам, находящимся в сотнях километров от России, с исторически более отдаленными отношениями. Но как мы можем стереть наши торговые и двусторонние отношения с Россией буквально за один день?». И продолжил свое выступление следующим образом: «Мы не должны забывать, что завтра мы будем соседями, как и сегодня. Поверьте мне, какая-либо другая страна не смогла бы столь же успешно реализовать эту деликатную политику, проводимую Турцией. Мы защищаем суверенитет Украины; Могли бы мы открыть зерновой коридор, если бы не эта многогранная политика, с которой мы справляемся, отделяя проблемы, которые у нас есть с Россией, от вопросов, которые мы хотим развивать? Эта политика более выгодна для нашей страны, Украины и мира»».

Помимо выступления главы Турецко-Американского делового совета турецкое издание Dünya получило в свое распоряжение, перевело на турецкий язык и опубликовало то письмо, которое направил в адрес турецких объединений бизнеса и отдельных компаний заместитель министра финансов США Уолли Адейемо. Приводим ниже авторский перевод этого письма на русский язык:

«Мне было приятно встретиться с турецким бизнес-сообществом во время моего визита в июле. Тот факт, что ваши компании продолжают расти, несмотря на значительные трудности, показывает, что турецкие бизнесмены входят в число самых инновационных групп в мире. По этой причине, крупные американские компании продолжают инвестировать в Турцию и включают турецкие компании в свои цепочки поставок. Будучи союзником Турции, мы очень заинтересованы в успехе вашей экономики.

Я пишу Вам это письмо, чтобы выразить свою озабоченность по поводу возросших рисков для турецких и американских компаний, ведущих бизнес в Турции, из-за попыток России обойти санкции через вашу страну. Как известно, Соединенным Штатам, которые в совокупности представляют более половины мировой экономики, наши союзники по «Большой семерке» и коалиция из более чем 30 стран, предприняли решительные меры, направленные на то, чтобы воспрепятствовать доступу России к международной финансовой системе и возможности финансировать несправедливую войну на Украине через получение доходов.

Мы сделали это, несмотря на то, что это дорого обошлось нашей экономике. Мы коллективно ввели финансовые ограничения и санкции против тысяч лиц и организаций, чтобы помешать президенту России Владимиру Путину получить ресурсы, необходимые ему для ведения войны. Мы, как Соединенные Штаты и их партнеры, также ввели санкции против тех, кто пытается обойти первоначальные санкции, введя санкции против тех, кто причастен к нарушению или обходу Россией санкций.

Сообщения СМИ о том, что правительства Турции и России решили углубить свои экономические отношения, вызвали у нас опасения, что турецкие и западные компании, ведущие бизнес в Турции, невольно позволят Кремлю обойти санкции, которые мы ввели. Доводя этот вопрос непосредственно до сведения турецкого правительства, мы хотели напрямую донести до делового мира риски тесных отношений с Россией для ваших компаний.

Лица или учреждения, которые оказывают какую-либо материальную поддержку тем, кто находится под санкциями США, также рискуют подвергнуться санкциям США. Ведя дела с российскими лицами или организациями, находящимися под санкциями, турецкие компании не должны рассчитывать на установление финансовых и экономических отношений с другими странами и Соединенными Штатами, которые предпринимают шаги для привлечения России к ответственности за свои действия.

Турецким банкам не следует рассчитывать на корреспондентские отношения с российскими банками, находящимися под санкциями, и одновременное поддержание корреспондентских отношений с глобальными банками, имея при этом доступ к доллару США и другим важным валютам.

Пожалуйста, примите во внимание нашу рекомендацию о том, что взаимодействие с российскими субъектами, находящимися под санкциями, также приведет к тому, что турецкие финансовые учреждения и компании будут подвергнуты санкциям. Многие глобальные финансовые учреждения обеспокоены тем, что их отношения с клиентами, корреспондентами или аффилированными лицами находятся под угрозой из-за санкций, связанных с Россией. Чтобы максимизировать шансы этих учреждений на продолжение своих отношений, Соединенные Штаты рекомендуют турецким компаниям и финансовым учреждениям с должным усердием информировать своих собеседников о том, что они должным образом осмотрительны в отношении рисков, связанных с санкциями.

Я настоятельно призываю вас пересмотреть риски, связанные с ведением бизнеса с российскими компаниями, находящимися под санкциями, и настоятельно призываю вас учитывать эти риски, связанные с американскими и другими международными санкциями и финансовыми ограничениями. Если у вас есть какие-либо вопросы о рисках, с которыми может столкнуться ваша компания, не стесняйтесь обращаться в Управление по контролю за иностранными инвестициями Министерства финансов США.

С уважением, Адевале Адейемо».

62.89MB | MySQL:102 | 0,476sec