Израиль и Германия: достижение компромисса по компенсациям семьям жертв теракта на Мюнхенской олимпиаде

В текущем году исполняется 50 лет со дня трагедии на Олимпийских играх в Мюнхене. 5 сентября 1972 г. палестинские террористы из группировки «Черный сентябрь» захватили в заложники 11 членов израильской сборной, которые погибли в ходе неудачной и плохо подготовленной операции по освобождению, проведенной силами ФРГ. С тех пор семьи убитых атлетов и тренеров начали кампанию, включающую в себя несколько составляющих.

Во-первых, обязательное обнародование всех данных и архивных материалов, связанных с атакой. Данный аспект имеет огромное значение, поскольку, как по данным актуальных журналистских расследований, проведенных СМИ в Израиле и Германии, так и по свидетельствам представителей спецслужб ближневосточной страны, которые все же были допущены на место событий в 1972 г., власти ФРГ не предприняли всех необходимых усилий для того, чтобы сначала предотвратить нападение, хотя предположительно имели несколько предупреждений из разных источников, а затем скоординировать операцию так, чтобы жизни заложников были сохранены, в том числе за счет привлечения израильских сил, уже имевших достаточный опыт, а также Бундесвера.

Во-вторых, признание ответственности Германии за трагедию и официальные извинения. Частично это условие вытекает из предыдущего, хотя есть здесь еще один компонент. Состоит он в том, что Олимпийские игры в Мюнхене задумывались для того, чтобы показать новый образ послевоенной Германии. В результате решающую роль при их организации имели два фактора – демонстративно ограниченное вовлечение  полиции и спецслужб для создания образа безопасной и миролюбивой страны, а также приглашение израильской делегации как часть признания вины и ответственности за Катастрофу европейского еврейства. Однако в результате именно стечение этих двух обстоятельств и привело к трагедии.

Наконец, третий важный элемент – компенсации. Семьи погибших спортсменов и тренеров настаивали на суммах, которые, во-первых, соразмерны аналогичным выплатам пострадавшим от крупных международных террористических атак, в то время как сама Германия предлагала компенсации сравнимые с теми, что получают жертвы нападений экстремистов. Во-вторых, имеет место определенный символизм в запросе семей убитых. Они посчитали справедливой компенсацию в 9 млн долларов для каждого погибшего, поскольку, если верить мемуарам вдохновителя атаки А.Дауда, именно столько ему было предложено за подготовку захвата самолета «Люфтганзы», в результате которого были освобождены трое террористов «Черного сентября» — участников атаки в Мюнхене.

Согласно опубликованным данным, в середине текущей недели было достигнуто соглашение, по которому родственники жертв трагедии 1972 г. получат 28 млн долларов, из которых 22,5 млн выделит правительство, 5  – федеральная земля Бавария и 500 тыс. — Мюнхен. Для сравнения, последнее предложение ФРГ, послужившее началом текущего витка трений, содержало сумму в 5,4 млн евро. Еще порядка 4,6 млн было выплачено ранее.

Данный факт позволяет в начале следующей недели провести мемориальную церемонию с участием семей убитых членов израильской сборной, которые ранее отказывались посещать данное мероприятие. Кроме того, президент ближневосточной страны И.Герцог подтвердил своей визит в ФРГ, запланированный с целью лично почтить память жертв террористов. В совместном заявлении глав государств И.Герцога и Ф.-В.Штайнмайера, курировавшего урегулирование проблемы с германской стороны, говорится: «соглашение не может залечить все раны. Но открывает двери друг друг». Отдельно было подчеркнуто, что «этим соглашением немецкое государство признает свою ответственность и признает ужасные страдания убитых и их родственников, память которых мы почтим на следующей неделе».

Таким образом, Германии и Израилю удалось преодолеть проблему, обострившуюся на фоне 50-летия террористической атаки в Мюнхене, что, безусловно, пойдет на пользу их отношениям не только в области исторической политики, но, не исключено, что и в политико-дипломатической сфере. Однако считать, что кризис разрешен полностью все же пока рано, поскольку до конца не снят вопрос о признании ответственности. С одной стороны, соответствующее заявление прозвучало в процитированном выше совместном заявлении, а президент Германии Ф.-В.Штайнмайера, как предполагает федеральный уполномоченный по борьбе с антисемитизмом и вопросам еврейской жизни Ф.Кляйн может более подробно раскрыть позицию ФРГ на предстоящей в ближайшие дни мемориальной церемонии.

Впрочем, остается еще и вопрос раскрытия источников, отражающих всю полноту картины событий в Мюнхене в 1972 г. Для этого Германия также пообещала выделить средства на создание комиссии историков, состоящей из представителей двух стран, которые в результате представят свой независимый отчет о произошедшем 50 лет назад теракте и факторах, приведшим к нему. Учитывая все ранее звучавшие аргументы с обеих сторон (представителей ФРГ и семей погибших), раскрытие новых источников и обнародование всего массива информации способно стать своего рода испытанием,  как для политических кругов современной Германии,  так и для ее общества, так как признание ответственности влечет за собой и серьезное переосмысление истории, в результате которого формируется восприятие уже не пострадавшей, а сопричастной стороны. Последнее с учетом звучавших на разных уровнях призывов переосмыслить и отношение к Холокосту, рискует обострить ряд внутренних проблем, в том числе антисемитизм.

Наконец, признание ответственности Германии за теракт 1972 г. неизбежно потребует от федерального правительства пересмотра характера общения с Палестинской национальной администрацией, которая, как показал недавний визит М.Аббаса в Берлин, продолжает отказываться от аналогичных шагов в отношении Израиля. Как следствие, если ФРГ возьмет на себя вытекающее из извинений обязательство ужесточить борьбу с терроризмом и с большей ответственности оценивать их в исторической ретроспективе, то стране придется существенно скорректировать характер поддержки, в том числе финансовой, выделяемой ПНА, которая, в свою очередь, выплачивает стипендии террористам.

Призыв к последнему уже прозвучал в германских политических кругах, и озвучила его на фоне актуальных событий (кризиса компенсации и скандального высказывания М.Аббаса) представитель ныне оппозиционной ХДС, в прошлом возглавлявшая Министерство образования федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн К.Прин. С ее точки зрения, внешняя политика ФРГ должна в большей степени опираться на ценностные установки, четче проводить «красные линии», вытекающие из особых обязательств Германии перед Израилем, в том числе на международной арене, отказаться от дипломатической сдержанности, суть которой заключается в том, что эти обязательства не подкрепляются конкретными действиями и проявлять большую решительность в реагировании на антисемитизм. Особенно примечательно в позиции К.Прин то, что в отличие от правительства и даже федерального ведомства по защите конституции угрозу, в том числе связанную с палестинцами, но уже для самой Германии, она видит в местных левых, помощь которых террористам в 1972 г. в итоге послужила одним из факторов, позволивших убийству членов израильской сборной свершиться.

52.25MB | MySQL:103 | 0,472sec