О турецких внешнеполитических приоритетах и о роли греческого направления. Часть 1

Турция и Греция вышли на очередной виток обострения отношений. В частности, как пишет влиятельное турецкое издание, газета Daily Sabah, напряженность между Турцией и Грецией продолжает оставаться высокой после того, как греческие С-300 атаковали (преследовали на радарах – И.С.) турецкие самолеты, выполнявшие на этой неделе миссию НАТО. Президент Реджеп Тайип Эрдоган 3 сентября с. г. призвал Афины взглянуть на историю, сказав: «Если вы зайдете слишком далеко, цена будет высокой».

«Греция, взгляни на историю, вернись в прошлое; если ты зайдешь слишком далеко, цена будет высокой. У нас есть что сказать Греции: «Помни Измир», — сказал Эрдоган на крупнейшем технологическом мероприятии Турции, Teknofest, в провинции Самсун на побережье Черного моря. Как тут же напоминает турецкое издание, Измир — провинция на западном побережье Эгейского моря в Турции, которую Анкара освободила от греческой оккупации в 1922 году в рамках Войны за независимость.

Также президент Р.Т. Эрдоган предупредил Грецию, заявив, что «оккупация» Афинами островов Эгейского моря «не является нашей заботой». «Когда придет время, мы сделаем то, что необходимо. Как мы говорим, мы можем нанести удар вдруг, в одночасье».

Исходя из того, что наблюдается в Турции в последние дни и недели, турецко-греческий кризис, по степени внимания к нему со стороны турецкой аудитории, уже не уступает борьбе Турции с Рабочей партией Курдистана. Мы не раз писали о том, что победа над РПК на трех фронтах (внутреннем, ирако-сирийском и европейском – И.С.) является одним из важнейших элементов предвыборной кампании турецкой власти.

Турецкая власть делает немалую ставку на внешнеполитические победы под националистическими лозунгами. Они, как можно судить, должны затмить экономические проблемы страны. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что турецкая власть в сфере экономики и не думает «бросать вёсла». Напротив, предпринимаются немалые усилия по тому, чтобы демпфировать проблемы. Помимо этого, не стоит забывать и о факторе психологического привыкания, который также работает на средних временных отрезках. Однако, внешняя политика, в последние годы, является «излюбленным коньком» действующей в Турции власти.

При этом Турция проводит многовекторную политику, которая, впрочем, может быть сведена к нескольким столбовым направлениям. Перечислим их.

Во-первых, боевые действия на Украине – это тема, где Турция, занимая миротворческую позицию, с одной стороны, с другой стороны пытается извлечь для себя пользу из тех тектонических изменений, которые не только грядут, но уже и начали происходить в мире. Тема эта приносит турецкой власти немало очков, как внутри страны, так и за её пределами. Поэтому турецкая власть её не «отпустит», сражаясь до последнего за свой статус глобального миротворца.

Буквально накануне, 3 сентября, состоялся очередной телефонный разговор между президентами В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом.

Вот, что об этом сообщают официальные пресс-релизы сторон.

Пресс-релиз с сайта Кремля:

«Турецкий лидер выразил соболезнования в связи с кончиной бывшего Президента СССР Михаила Горбачёва, отметил его значительную роль в новейшей истории России и всего мира.

В контексте договорённостей, достигнутых в ходе переговоров на высшем уровне в Сочи 5 августа, обсуждены вопросы дальнейшего развития многопланового сотрудничества между Россией и Турцией.

Подтверждён настрой на расширение торгово-экономических связей, включая продвижение совместных стратегических проектов в сфере энергетики.

Затронута также ситуация на Украине. Реджеп Тайип Эрдоган отметил конструктивную роль России в организации миссии МАГАТЭ на Запорожскую АЭС. Рассмотрен ход реализации заключённой в Стамбуле 22 июля при посредничестве Президента Турции «зерновой сделки».

Условлено о дальнейших контактах».

А вот и пресс-релиз, опубликованный со стороны Управления по связям с общественностью при администрации президента Турции. Цитируем:

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным.

Звонок касался турецко-российских отношений и региональных вопросов, включая экспорт зерна и развитие (ситуации на – И.С.) Запорожской атомной электростанции.

Президент Эрдоган выразил соболезнования в связи со смертью Михаила Горбачева, последнего президента Советского Союза.

Президент Эрдоган заявил, что Турция может сыграть посредническую роль в вопросе Запорожской АЭС, как она это сделала в экспорте зерна.

Оба лидера подтвердили свою решимость продолжать строительство АЭС «Аккую» в соответствии с планом.

Президент Эрдоган и Президент России Путин договорились подробно обсудить все эти вопросы и другие пункты повестки дня в ходе Саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде 15-16 сентября».

Исходя из изложенного выше, видим продолжающуюся настойчивость Турции в том, чтобы участвовать в украинском процессе. Кроме того, российское и турецкое руководства демонстрируют беспрецедентную плотность личных контактов. Как анонсировала выше турецкая сторона, за встречами на высшем уровне в Тегеране и в Сочи следует участие турецкого лидера в заседании ШОС в Самарканде, где состоится его очередная встреча с В.Путиным. И, очевидно, что турецкое миротворчество в украинском процессе будет занимать в ходе встречи на высшем уровне важное место. На первый план выходит ситуация на ЗАЭС, впрочем, модель турецкого участия в «урегулировании» ситуации вокруг неё остается неясной.

Про второй важный вектор турецкой внешней политики, имеющий немалое внутриполитическое значение мы сказали уже немало слов в своих предыдущих публикациях – речь идет о факторе курдском. Не будем повторяться, а перейдем непосредственно к третьему фактору, — фактору греческому. Заметим, что напряженность вокруг Греции начинает затмевать собой и ситуацию с «курдским вопросом» в турецкой внутренней политике.

Обратимся к публикации от 3 сентября с.г. в газете «Daily Sabah» одного из самых известных турецких политических обозревателей, генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттина Дурана. Статья вышла под заголовком: «Тактика напряженности Греции только поддерживает опасную политику».

Цитируем публикацию:

«Напряженность между Турцией и Грецией продолжает накаляться. Самое последнее развитие связано с тем, что греческая система ПВО С-300, дислоцированная на Крите, установила радиолокационный захват турецких истребителей F-16, выполнявших миссию НАТО в Эгейском море и Восточном Средиземноморье 23 августа.

Не секрет, что турецкая сторона недовольна проводимой греческим правительством милитаризацией островов Эгейского моря в нарушение Лозаннского и Парижского мирных договоров и наращиванием военной мощи США в этой стране. В довершение всего, премьер-министр Греческой Республики Кириакос Мицотакис попытался помешать Конгрессу США подписать договор о поставке Турции истребителей F-16 после рукопожатия с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Этот шаг подорвал стремление к нормализации, которому Турция оставалась приверженной, несмотря на трудности.

В Греции, где все еще ощущаются последствия скандала с подслушиванием, нацеленного на оппозиционные партии страны, различные политические партии готовятся к возможным досрочным выборам в октябре. Создается впечатление, что Мицотакис, который хотел бы разыграть «турецкую карту» в предвыборной кампании, проводит опасную политику эскалации, что наглядно продемонстрировало использование его правительством системы ПВО С-300.

Растущая мощь Турции, которая в последние годы стала играть более активную роль в региональных и глобальных вопросах, безусловно, представляет собой важный риторический аргумент для греческих политиков.

За кулисами

Более того, безусловно, можно утверждать, что правительство Мицотакиса рассматривает свои оборонительные обязательства с Францией и США как гарантию эскалации напряженности в отношениях с Турцией. Эта ситуация не только наносит дополнительный урон отношениям между двумя союзниками по НАТО, но и подрывает единство Альянса.

Возможно, некоторые люди в Вашингтоне, которые хотят, чтобы Греция играла центральную роль в их геополитических планах, поощряют Афины идти на определенные риски, с которыми они просто не могут мириться. Учитывая, что выборы в Турции и Греции пройдут примерно в одно и то же время, такую ​​эскалацию нельзя считать благоприятным событием.

Нет никаких сомнений в том, что Греция рассматривает Турцию как «грозного другого», в отношении которого она определяет себя. Чтобы навязать Турции свои максималистские требования, Афины постоянно ищут новые возможности спровоцировать Анкару.

Для справки, невозможно утверждать, что Турция действует так же. В конце концов, Турция соревнуется на совершенно другом уровне. Дипломатические отношения страны с великими державами, безусловно, выходят за пределы воображения Греции. Соответственно, Анкара предпочла бы сотрудничать, а не испытывать напряженность со своим соседом. Однако это не означает, что турки будут закрывать глаза на попытки Греции навязать определенные условия при поддержке ЕС или США.

Соперничество за власть

Западные правительства и Афины должны иметь в виду следующее: между Турцией и Грецией существуют серьезные разногласия в Эгейском море и Восточном Средиземноморье, такие как разграничение территориальных вод и воздушного пространства, демилитаризация островов Эгейского моря и статус Кипра. — с которыми довольно трудно справиться. Эти проблемы не исчезнут в результате «соперничества за власть», свершившихся фактов или поддержки со стороны третьих лиц.

Поскольку Турецкая Республика отмечает столетие пересечения символического порога, обе страны готовятся к выборам. Очевидно, что Мицотакис мог рассчитывать на эскалацию, чтобы добиться лучших результатов на выборах. Не исключено также, что сейчас он приветствовал бы сильное заявление Эрдогана.

Позвольте мне повторить следующее: сложные вопросы между Турцией и Грецией могут не выдержать растущего давления выборов, которые пройдут почти одновременно. Мицотакис, который продолжает разжигать напряженность, потому что рассчитывает на своих сторонников, наносит ущерб своей стране, позволяя посетителям из Вашингтона нарушать баланс греческой политики.

С приближением выборов, продолжающаяся напряженность рискует превратиться в опасный цикл».

Итак, важный момент, о котором говорит турецкий обозреватель – фактор одновременных выборов в Турции и в Греции, когда взаимная антириторика имеет свою националистически настроенную аудиторию. Это будет определять нарастающую взаимную эскалацию, с ненулевой вероятностью перерастания в ограниченный локальный конфликт. За этим конфликтом, вне зависимости от причин и результатов, в отношении Турции могут быть введены западные, американские и европейские санкции. Проблема для турецкого руководства заключается в том, что конфликт, как таковой, не приводит его к главному – к решению проблемы Восточного Средиземноморья в контексте доступа к газовым месторождениям региона.

А вот что 3 сентября по поводу турецко-греческих трений в контексте НАТО написала член Правления национальной теле- и радиовещательной компании TRT Хиляль Каплан. Ею была опубликована статья «Беспечный подход НАТО к единству». Цитируем:

«Есть особые дни, которые делают каждой государство государством и объединяют каждый народ. Зарубежные страны также публикуют поздравления по таким особым случаям, чтобы показать, что они поддерживают своих союзников. Так принято в дипломатии.

Таким днем ​​для нас был День Победы 30 августа. В то время, как было проведено множество пышных торжеств и со всего мира были отправлены поздравления, НАТО, членом которой является Турция, также опубликовали в Твиттере сообщения на английском и турецком языках со своего официального аккаунта, чтобы отпраздновать День Победы.

Официальный твиттер-аккаунт Министерства национальной обороны также был помечен сообщением «С Днем Победы». В продолжении сообщения на английском языке написано: «Сегодня 100-летие независимости Турции. Мы присоединяемся к нашим турецким союзникам по НАТО и за его пределами в праздновании их Победы и Дня турецких Вооруженных сил». К посту была прикреплена фотография турецких солдат и развевающийся турецкий флаг. На тот момент все шло своим чередом.

Болезненное поражение

Однако Греция разозлилась, как только увидела пост. Ведь в Думлупынаре 30 августа 1922 года их предки потерпели поражение от турецкой армии. Прошел век, но очевидно, что зависть никуда не делась. Именно по этой причине они не могут терпеть даже дипломатического торжества.

Сначала вмешалась греческая пресса. Газета Ta Nea опубликовала новость под заголовком «Бомба НАТО: НАТО поздравила Турцию с победой над Грецией в 1922 году и подлила масла в огонь». И в новости были приведены следующие выражения: «На самом деле сегодня (30 августа) турецкие власти во главе с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом решили начать ожесточенную атаку с угрозами против Греции».

Через некоторое время базирующаяся в США греческая служба CNN также поделилась новостью под заголовком «НАТО поздравила Турцию с победой над Грецией». В новостях также говорится: «На самом деле, НАТО поздравляет Турцию с победой над Грецией, еще одним членом семьи НАТО». После греческих новостей Афины приняли меры. Министерство иностранных дел Греции сообщило, что его постоянный представитель в НАТО подал жалобу, осуждающую пост.

И как вы думаете, что произошло? Всего через несколько часов после этого заявления твит НАТО был удален. Этот менталитет, который не может даже терпеть празднование дня победы государства, на самом деле очень хорошо доказывает, какая сторона нагнетала напряжение по обе стороны Эгейского моря.

Преследование со стороны Греции

Необходимо дать оценку преследованию Грецией турецких F-16 с помощью ЗРК С-300 российского производства, которые недавно зафиксировали свои радары на турецких самолетах. Да, вы правильно прочитали. Когда его купила Турция, США вызвали переполох и пригрозили санкциями. Вот С-300, подмодель тех же С-400. Эта система ПВО существует в Греции уже много лет и не сталкивалась с какой-либо угрозой санкций. Более того, они используют эту систему, чтобы беспокоить страну, являющуюся союзником НАТО, Турцию.

Эрдоган ясно дал понять, что означает это безрассудное отношение Греции к НАТО: «Это враждебное поведение — зафиксировать свой радар на самолете страны. Особенно, если этот самолет выполняет обязанности НАТО. Это означает, что эта враждебность направлена ​​против НАТО с все его члены. Увеличив свое враждебное отношение, которое началось с нарушения нашего воздушного пространства и преследования наших самолетов, до уровня радиолокационной блокировки С-300, Греция фактически бросила вызов НАТО и союзникам, а не нам — как будто у нее есть возможность или сила».

Турция объявила, что передаст радарные записи греческих преследований в НАТО. Мы увидим, какое решение примет НАТО в отношении этой серии злоупотреблений после того, как они рассмотрят доказательства. Однако, инциденты в Греции этим не ограничиваются. Афины постоянно жалуются на Турцию, как в западных столицах, так и в НАТО, как избалованный маленький ребенок, который прячется за своих старших братьев всякий раз, когда попадает в беду. Но на самом деле, это последнее удаление твита показывает, что ребяческое отношение Греции подтолкнуло НАТО поддаться заблуждениям Афин.

Альянс — дело серьезное. Его не должны сокрушать вызовы или заблуждения. Непостижимо, чтобы одно из 30 государств-членов закрывало глаза на то, что второй по величине армии альянса бросают вызов».

52.3MB | MySQL:103 | 0,626sec