В понедельник официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана Н.Канаани заявил: «как известно, у нас есть необходимые запасы газа и потенциал, и потому мы можем покрыть потребности Европы в этом отношении». Однако для воплощения предложенного сценария на практике, по данным того же источника, требуется снять антииранские экономические санкции и восстановить исполнение Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе ИРИ. Таким образом Тегеран открыто дал понять европейским странам, участвующим в переговорах в Вене, что готов предложить им решение по выходу из энергетического кризиса при условии определенных взаимных уступок с их стороны, состоящих главным образом в воздействии на позиции США, от которых возвращение к исполнению соглашения зависит напрямую, и частично Израиля, ведущего международную кампанию по борьбе с «ядерной сделкой». В этой связи возникает вопрос, готова ли сама Европа и в частности Германия пойти по такому пути, дабы обеспечить себе замену энергоресурсам из России.
Согласно оценкам обозревателей из ФРГ, Иран действительно имеет хороший потенциал, обладая вторыми по величине запасами газа в мире и являясь номером три по объемам добычи. Однако специалисты весьма скептически смотрят на вероятность оперативного налаживания экспорта иранского «голубого топлива» потребителям в ЕС, что связано с двумя причинами. Первая из них состоит в высоком собственном внутреннем спросе в ИРИ. Так, по данным федерального агентства по внешней торговле Германии (Germany Trade & Invest), только порядка 30 % добываемого в Иране газа используется для выработки электроэнергии, еще около 20 % — в промышленном производстве (металлургия, нефтехимия). Кроме того, заметна высокая зависимость внутреннего спроса от сезонности, что продиктовано всплесками энергопотребления, к примеру, в зимние месяцы. В результате, пока Иран экспортирует в соседние с ним страны около 6 % имеющегося газа. Как следствие, в Germany Trade & Invest считают, что увеличение экспорта и возможность с его помощью решить европейские проблемы допустима только после снятия санкций, так как это позволит расширить разработку месторождений и нарастить добычу.
Вторая сложность, с точки зрения специалистов отрасли, состоит в том, что Иран не имеет и всей необходимой инфраструктуры. Частично это признал в упомянутом выше заявлении Н.Канаани, отметив, что американские рестрикции в последние годы действительно спровоцировали определенныей трудности в процессе добычи. Впрочем, по его словам, их удалось разрешить. Вместе с тем, даже если Иран и прав в последнем, то снятие санкций позволит завершить проекты по возведению инфраструктуры, необходимой для экспорта СПГ. Они ранее активно обсуждались и даже начинали реализовываться, особенно на этапе ослабления международного давления.
Необходимость поиска альтернатив российским энергоносителям далеко не единственная актуальная проблема Германии. Косвенно происходящее приводит к падению индекса DAX – одного из важнейших показателей фондового рынка федеральной республики. Только в нынешний понедельник на открытии торгов он потерял больше трех процентов, что свидетельствует о кризисе крупнейших акционерных компаний страны, а входят в DAX представители различных направлений от Deutsche Bank до Mercedes-Benz и Henkel, то есть затрагивает ситуация практически все от банковского сектора до потребительских товаров. Наконец, потенциальная нехватка газа, особенно на фоне сообщений об остановке на неопределенный срок «Северного потока – 1» моментально провоцирует рост фьючерсов на газ.
Отсюда возникает вопрос, готов ли Берлин для решения своих энергетических проблем усилить работу, способную привести к возобновлению СВПД. Судя по материалам последних ответов на вопросы журналистов представителей федерального правительства, окончательного решения в коалиции О.Шольца на этот счет принято пока не было. Свидетельством тому можно считать фактический отказ комментировать позиции США и довольно размытые формулировки в отношении точки зрения Израиля. Так, в первом случае спикеры предпочитают сводить все к заявлениям о значимости СВПД, которое, по их словам, внесет «очень важный вклад в укрепление международной безопасности», а во втором ФРГ подчеркивает, что «ведет переговоры с израильтянами», акцентируя, что «ядерная сделка» — это «бонус для безопасности».
Также неохотно представители федерального правительства описывают и перспективы отмены санкций. Согласно германской позиции, нельзя давать никаких оценок до момента окончательного согласования всех условий. В частности, речь идет здесь о таком принципиальном вопросе, как быстрота отмены санкций и возможность введения своего рода переходного периода для этого. Характеризуя ситуацию, представители властей и прежде всего внешнеполитического ведомства вновь ссылаются на необходимость прежде всего добиться компромисса по условиям возобновления сделки.
В целом складывается ощущение, что Иран старательно пытается убедить европейских участников переговоров по СВПД, что возобновление исполнения соглашения приведет в числе прочего к решению их энергетических проблем. Впрочем, как минимум, пример Германии дает понять, что в отношении «ядерной сделки» европейские представители как и на этапе подготовки первоначального текста склонны делать акцент на таких составляющих, как дипломатия и безопасность, а не экономика и энергетика. Обусловлено это может быть несколькими причинами.
Во-первых, эксперты в ФРГ действительно скептически относятся к возможности быстро наладить добычу и транспортировку нужных объемов газа из ИРИ, что связано как с состоянием мощностей страны, так и с предполагаемыми сроками снятия ограничений. Более того, в отличие от других аналогичных инициатив, связанных с Ближним Востоком, пока нет перспектив того, как данный канал замещения российских энергоресурсов впишется в экологическую стратегию Евросоюза.
Во-вторых, Берлин, учитывая всю совокупность своих внешнеполитических задач, не способен оказать действительно заметного воздействия на позиции США и Израиля.
В-третьих, Иран, независимо от действия международных рестрикций и судьбы СВПД, останется режимом, вызывающим критику как в отношении соблюдения прав собственных граждан, так и безопасности иностранцев. В начале текущей недели МИД Германии обновил предупреждение о поездках в ИРИ, ссылаясь на близость границы с Афганистаном и высокие риски арестов, вплоть до «длительных сроков тюремного заключения», особенно для лиц с двойным гражданством.
Наконец, в последнее время в ФРГ констатируется увеличение иранского воздействия на исламские центры, которое по своей интенсивности и опасности начинает восприниматься как более серьезная угроза, нежели аналогичные выводы, относительно влияния Турции.