План С. Харири по формированию правительства Ливана

В ливанская послевыборная ситуация начинает проясняться: лидер победившей коалиции «14 марта» С.Харири получил от президента М.Сулеймана мандат на формирование правительства. Начинается самый интригующий момент распределения министерских портфелей, т.е. установления баланса интересов. От его прочности будет зависеть не только политическое долголетие самого С.Харири, но и благополучие всех ливанцев на среднесрочную перспективу.

Вокруг кандидатуры нового премьера было сломано много копий. В его «звезду» откровенно не верили ни американцы, ни французы. Даже саудовцы, традиционно являющиеся основным политическим и финансовым спонсором Харири-младшего, по некоторым данным, сильно колебались до последнего момента: решение поддержать молодого лидера было принято чуть ли не за неделю до его торжественной аудиенции у М.Сулеймана. Основной причиной колебаний и сомнений называется возраст С.Харири, хотя представляется, что речь может идти и о более сложных причинах. В частности, о некоторых предварительных договоренностях в самой победившей коалиции.

Судя по всему, в настоящее время С.Харири рассматривает две основные схемы формирования правительства. Разница в них небольшая. Напомним, что предстоит распределить 25 министерских портфелей. Главный вопрос, сколько из них отдать оппозиционерам и конкретно кому из них. Консультации с Н.Берри, «Хизбаллой» и М.Ауном показали, что в их отношениях наступает некий кризис. В самой выигрышной позиции оказывается Н.Берри и его шиитское движение «Амаль»: он сохраняет пост спикера нового парламента и получает два или три министерских портфеля. Тем самым задачу-минимум он для себя выполняет. При этом учитывается, что его движение играет совместно с партией В.Джумблата важную роль в создании боеспособной «центристской» силы, без которой никакое ливанское правительство нежизнеспособно. «Хизбалла» сильно поумерила и без того не очень воинственный в последнее время пыл и вяло требует отдать оппозиции треть министерских портфелей. Но, судя по всему, удовлетворится в итоге двумя, а если сильно повезет – тремя. Вообще амбиции «Хизбаллы» уменьшаются в геометрической прогрессии в зависимости от прихода неутешительных новостей из Ирана. Раскол иранской элиты на две непримиримые части сыграл с «Хизбаллой» злую шутку: она осталась без финансирования. За последние два месяца партия не получила из Тегерана ничего… Возможно речь идет просто о переполохе в иранских властных структурах, а может, и этому есть ряд косвенных подтверждений, раскол распространился уже на средний уровень министерств и ведомств, в том числе силовых. В любом случае, как бы ни закончилось противостояние в Тегеране, Иран будет уже другим. И это обстоятельство самым негативным образом отразится на иранских союзниках «Хизбалле» и ХАМАСе. Причем последние, похоже, вовремя переориентировались на Катар и Ливию, что делает честь их политической дальновидности.

Такая же история приключилась и с еще одним спонсором «Хизбаллы» Сирией, которая сейчас больше озабочена восстановлением своих отношений с США и началом мирных переговоров с Израилем, чем попытками «по-серьезному» играть в Ливане.

Не все гладко и в штабе М.Ауна. Он получил на выборах примерно 48% голосов ливанских христиан, что, безусловно, делает его самым популярным ливанским политиком в этой конфессии. При этом проиграл выборы в двух ключевых районах. Но не раскис, не сбавил темпа и громко требует для оппозиции трети портфелей, но скорее всего, получит один или, вообще, ни одного. Речь стоит именно так, и причиной тому личная неприязнь к М.Ауну со стороны С.Харири и М.Сулеймана. Вообще «на кону» стоит само политическое выживание М.Ауна. Его популярность стояла на двух основных китах: неприятие большинством христианского населения фигуры С.Джаджаа как выразителя их интересов, и боязнь раскола, политической и демографической деградации в условиях «молота и наковальни»: шиитов и суннитов. Сохранит ли такой ореол М.Аун после выборов, покажет время.

В этом плане С.Харири сильно повезло, он действует в условиях ослабления основных противников, как внешних, так и внутренних. Это дает ему свободу маневра. Он должен распределить 15 или 16 портфелей среди своих сторонников (2 из них уже зарезервированы за друзами из Прогрессивно-социалистической партии В.Джумблата), а 9 или 10 – отдать оппозиции (2-3 – «Амаль», 1- точно основному конкуренту В.Джумблата Арслану, 1 или 2 – «Хизбалле»). Помимо количественного распределения здесь важно, согласно ливанской конституции, распределение и по конфессиональному признаку.

В этой ситуации С.Харири начинает демонстрировать, что слухи о его молодости и неопытности сильно преувеличены. Он придумывает неплохую комбинацию. А именно, он предлагает М.Сулейману дать свои пять кандидатур в правительство, так сказать «независимых» министров. Делается это под предлогом благих устремлений: усилить роль президента как гаранта стабильности и беспристрастности. В результате такой комбинации оппозиция (а конкретно, М.Аун и «Хизбалла») остается без 3-5 портфелей. Кроме того, чтобы соблюсти предусмотренный конституций конфессиональный баланс С.Харири или тот же М.Сулейман может предложить на министерские посты «своих» шиитов (есть и такие в многоконфессиональном Ливане), а дефицит министров – христиан восполнить за счет лояльных православных.

В любом случае 21-23 июля с.г. мы увидим сформированный кабинет. Среди приоритетов своего правительства С.Харири прежде всего видит усиление его внутренней независимости за счет усиления армии, как единственной силы, способной удержать страну от центробежных тенденций. Он серьезно опасается, что по мере нарастания раскола в иранской элите будет серьезно возрастать вероятность провоцирования Тегераном «Хизбаллы» на открытое вооруженное противостояние с центральными властями Ливана. Такая провокация в Ливане (как впрочем и в Ираке), по оценке штаба нового премьера, может быть использовано М.Ахмадинежадом для консолидации нации перед внешней угрозой. Выскажем определенный скептицизм в отношении подобного рода развития событий, но намерений нового ливанского руководства это не меняет.

В вопросах усиления ливанской армии С.Харири серьезно рассчитывает на США и Россию. Причем, переговоры о поставках оружия с американцами сейчас буксуют. Вашингтон не очень расположен поставлять современные образцы вооружения в неспокойный Ливан, опасаясь, что они могут попасть в руки исламских экстремистов. Здесь существенную помощь может оказать Россия, развитие отношений с которой С.Харири ставит как один из приоритетов своей внешней политики. И это не только оружие, но и инвестиции, строительство, банковский сектор. В конечном счете — это «мостик» к развитию отношений со странами Персидского залива. России снова выпадает шанс, и важно не его не упустить.

52.21MB | MySQL:103 | 0,478sec