С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.
Аркадий Мильман, руководитель программы изучения России ведущего в Израиле экспертно-аналитического центра Институт исследований национальной безопасности (INSS), бывший посол Израиля в России (2003-2006), в беседе с Яроном Шнайдером из INSS обсуждает ситуацию с проведением референдумов в четырех освобожденных областях Украины, что они называют аннексией взятых под контроль территорий, ее последствия, военное сотрудничество между Ираном и Россией, а также интересы Израиля.
По поводу референдумов и их последствий А.Мильман отмечает несколько аспектов. Во-первых, «когда на четыре украинские области – Херсон, Запорожье, Донецк и Луганск – будет распространено российское законодательство, с военной точки зрения это будет означать, что Россия сможет направить туда регулярные войска как на свою территорию. По закону, российские военнослужащие не могут нести службу за пределами РФ». Во-вторых, «есть вещи, о которых не говорят. Мобилизованным на войну россиянам были обещаны огромные, по меркам России, зарплаты – 200 тыс. рублей. Однако сейчас они уже оказываются на российской территории, поэтому их жалованье уменьшится до 40 тыс. руб.» Эксперт считает это «миллиардным сокращением расходов, т. к. они сражаются уже не за пределами России, а внутри страны». В-третьих, «это уже будет не то, что русские называют «специальной военной операцией». По его словам, «они так это называют по той причине, чтобы не объявлять чрезвычайное положение, не вводить военное положение, что влечет за собой определенные последствия. Но теперь нужно будет объявить войну, т. к. украинцы ведут боевые действия и, безусловно, хотят освободить эти территории. Существует фронт и вполне возможно, что украинцы зайдут на часть территории, которая объявлена российской, а это уже вынуждает русских объявить войну, что меняет всю их пропаганду». По мнению А.Мильмана, «сейчас люди в России понимают, что они в беде». Таким образом, он ожидает «большого количества последствий, о которых они не говорят». Он прогнозирует, что «может сложиться очень проблематичная ситуация, в том числе с точки зрения международного права, так как очевидно, что никто в мире не примет такую ситуацию». При этом оба эксперта сошлись в том, что данный аспект не важен, так как «Путин не действует по международному праву».
По поводу того, в какую сторону развиваются события – к эскалации или возможности того, что В.Путин удовлетворится четырьмя областями, возможно ли применение ядерного оружия, А.Мильману трудно предугадать. По его мнению, в этом конфликте две стороны – Россия и Украина. «Со стороны Украины все очевидно – украинцы сражаются за свой дом, они должны освободить территорию, их президент понимает это, народ это понимает и поддерживает продолжение войны. Он отмечает, что после стольких месяцев войны процент украинцев, поддерживающих ее продолжение, растет, что свидетельствует о национальной стойкости, иначе не будет независимого государства. Тогда как Путину, который думал, что захватит Киев за три дня, это не удалось. Война длится уже семь месяцев и, похоже, будет продолжаться, он [Путин] уже объявил о мобилизации, и, безусловно, он не может сдаться. Минимум, что он захочет сделать – закрепить за собой эти области, которые соединяют Россию с захваченным в 2014 г. Крымским полуостровом. Украинцы продолжат сражаться, и эскалация насилия не будет уже такой, какой она была до сегодняшнего момента», – считает А.Мильман.
В данном случае возникает вопрос о применении ядерного оружия. А.Мильман полагает, что «нужно с серьезностью относиться к угрозам Путина применить ядерное оружие, вероятность его применения в процентном выражении, без сомнения, возросла». «Сущность этой войны и всего того, что произошло – результат серии иррациональных решений. Сейчас речь идет не об угрозе США и баллистических ракетах, а о применении тактического ядерного оружия, которое станет разрушительным для Украины. Это то, что необходимо учитывать, и украинцы это понимают», – говорит эксперт INSS.
Я.Шнайдер, исходя из того, что в мире никто не применял ядерное оружие, выразил надежду, что и Путин этого не сделает. А.Мильман с ним согласился, правда, напомнил, что американцы все-таки сбросили бомбу на японцев. Он объяснил, что сейчас сложно отследить подготовку к использованию ядерного оружия, так как у русских есть такие ракеты как «Искандер», на которые можно установить ядерные тактические боеголовки, и это очень трудно зафиксировать. Что касается баллистических ракет, то американцы запустили самолеты, которые отслеживают ситуацию и даже публикуют данные в СМИ. Помимо этого «США отправили очень жесткие сообщения русским по поводу возможного применения ядерного оружия. Тем не менее, положение очень серьезное и необходимо принимать это во внимание».
Я.Шнайдер затронул тему взрывов на газопроводах, что касается стран западной Европы, известны ли детали, кто ответственен за эти взрывы, и что это означает. По словам А.Мильмана, до сих пор нет точных разведданных, поскольку ведется расследование. Но очевидно, что Европе не было смысла их взрывать, так как это противоречит их интересам. Что касается русских, «то если рассуждать в рациональной плоскости – вопрос». Логика его рассуждений была следующая: «поскольку в остальных случаях они действовали иррационально, то и здесь это возможно». «Если русские хотят вообще прекратить поставки газа в Европу перед наступлением зимы, чтобы надавить на европейцев, то подрыв газопроводов выгоден России. Если уж продолжать говорить о театре абсурда и о заявлениях идти до конца, то такое решение Москвы – сделать еще хуже Европе – вполне логично», – считает А.Мильман. К тому же несколько дней до этого был запущен газопровод из Норвегии в Польшу, который проходит рядом с «Северным потоком-1» и «Северным потоком-2». Эксперт допускает, что «русские, совершив подрывы, тем самым послали сигнал европейцам, что они могут это сделать и с новым газопроводом». К тому же, по его сведениям, «в Балтийском море курсировали российские корабли, за которыми следили шведы и норвежцы, неизвестно, проводили ли они там учения. Есть мнение, что несколько дней до этого они под водой производили взрывы, спустя некоторое время произошел взрыв, таким образом, присутствует конспирация», – говорит А.Мильман.
Что касается действий Израиля в условиях, когда Иран продал России БПЛА. По словам А.Мильмана, это, во-первых, говорит о том, что Россия находится в плохом положении, у ее военно-промышленного комплекса есть проблемы. «Если великая Россия с ее таким знаменитым, важным и огромным ВПК вынуждена закупать БПЛА у Ирана, это свидетельствует о том, что, по крайней мере, в этой сфере производства у нее пробелы». Во-вторых, «украинцы знают как справиться с иранскими беспилотниками, они уже сбили несколько, тем более, что они запросили информацию у Израиля, у которого есть опыт и который передал соответствующие разведданные, исходя из того, что эти БПЛА могут вскоре оказаться над израильской территорией».
По поводу присутствия иранских сил на территории России и Украины, А.Мильман заверил, что на украинской территории их нет. Иранцы передали российской армии БПЛА, но остается вопрос – провели ли они инструктаж в Иране или в России. Эксперту известно, что российские военные прилетали в Иран. Он также сослался на украинских военных экспертов и российских аналитиков (которые находятся за пределами России и отслеживают совместные действия Москвы и Тегерана), согласно которым иранские самолеты приземлялись в России. А.Мильман уверен в том, что между Ираном и Россией налажено тесное взаимодействие, так как «невозможно купить тысячу БПЛА и не получить инструктаж, советы». К тому же, он считает, что «для иранцев очень важно проследить действия их беспилотников в ходе реальных и тяжелых сражений». «Израилю также очень важно получить информацию об эффективности иранских БПЛА, так как завтра они могут применить их против еврейского государства», – добавил эксперт.
С политической точки зрения, А.Мильман оценивает реакцию МИДа Израиля на референдумы в бывших украинских областях как «своевременную и правильную», то есть не признавать волеизъявление местного населения. По его словам, «Израиль является частью западного мира, поэтому он не признал аннексию Крыма в 2014 г., не признал независимость Донецкой и Луганской Народных Республик». Более того, «учитывая то, кто их признал – Сирия и Северная Корея – становится понятно, в какой они компании», – констатировал эксперт. «США, Европа, Израиль – то есть все против этой аннексии», – говорит А.Мильман. Он также призвал не забывать, что «у Израиля есть интересы на Украине: проживающие там евреи, совместные предприятия. В случае победы Украины в этой войне у Израиля есть шанс поучаствовать в восстановлении этой страны. Украинская армия переходит на стандарт НАТО, в этом участвуют израильтяне, а это значит, что у израильского ВПК появляется возможность продавать туда свои системы. Это то, что касается стратегического планирования. На оперативном уровне Израиль сейчас заинтересован в обеспечении свободы действий в сирийском небе. В любом случае, израильские ВВС знают как действовать в этом направлении», –утверждает израильский специалист по России[i].
[i] מאיראן מים»והכטב המחזות בארבעת העם משאל ,ברוסיה מילואים גיוס :באוקראינה המלחמה / INSS. 29.09.2022. https://www.inss.org.il/he/