О применении иранских БПЛА в боевых действиях на Ближнем Востоке и на Украине

Как указывают американские аналитики из Института Хадсона, Иран в настоящее время наращивает выделение значительных ресурсов на программу производства беспилотных летательных аппаратов. В мае Иран открыл свой первый иностранный завод по производству беспилотников в соседнем Таджикистане, а в июле объявил о новой технологии, позволяющей ее военным кораблям запускать беспилотники с моря. Некоторые из этих беспилотников вооружены, другие выполняют только разведывательную роль, некоторые, такие как беспилотник Mohajer-6, сбитый американским истребителем на прошлой неделе над Bракским Курдистаном, могут выполнять обе эти функции. У Тегерана также есть запасы так называемых беспилотников-«камикадзе», таких как Shahed-136, которые начинены взрывчаткой и врезаются в цель вместо возвращения на базу. Конечным результатом усилий Тегерана стало обширное количество беспилотников, что позволило ему проецировать свою мощь на Ближний Восток при относительно низких затратах. Эти беспилотники также использовались союзниуами Ирана по всему региону, такими как хоуситы в Йемене. Удары иранских беспилотников и ракет на прошлой неделе по Северному Ираку были частью растущей тенденции. Другие недавние удары были нанесены по гражданским объектам в Саудовской Аравии и ОАЭ, а в прошлом месяце иранские беспилотники, управляемые союзниками Тегерана, атаковали войска США в Сирии. В октябре прошлого года американские и сирийские оппозиционные силы подверглись атаке беспилотников на базе Эт-Танф на юго-востоке Сирии. По меньшей мере 5 беспилотников, вооруженных бомбами, атаковали как американскую часть базы, так и позиции, где размещались бойцы сирийской оппозиции. При этом обошлось без жертв.

Угроза иранских беспилотников теперь распространяется за пределы региона,  в том числе на Украину, поскольку Тегеран теперь поставляет их в Россию. Не секрет, что российско-иранское военное сотрудничество существует уже много лет. Запасы российских беспилотников все больше истощаются из-за эффективной работы украинской ПВО. Также осложняет ситуацию для России влияние международных экономических санкций, которые усложняют импорт необходимых комплектующих для производства беспилотников. Поскольку России становится все труднее компенсировать потери на поле боя на Украине, Москва и в дальнейшем будет полагаться на Тегеран, чтобы восполнить арсенал беспилотников. Иран, всегда нуждающийся в деньгах и вечно зависящий от российской дипломатической поддержки на мировой арене на фоне провала переговоров по восстановлению СВПД будет только наращивать  это сотрудничество. Иранские беспилотники Mohajer-6 уже были сбиты в Украине, а на прошлой неделе главный портовый город Украины Одесса подвергся атаке беспилотников  Shahed-136. По словам представителя Украины, за последние недели в небе над Украиной было замечено «около двух десятков» иранских беспилотников, и по меньшей мере половина из них была сбита.  Иранские беспилотники никогда не использовались на обычном поле боя в таких больших масштабах , как на Украине. Артур Холланд Мишель, эксперт по беспилотникам в Совете Карнеги, полагает, что это стало «беспрецедентным событием» для индустрии БПЛА Ирана. Применение иранских беспилотников в боевых действиях на Украине добавило  к множеству проблем безопасности, с которыми сталкиваются западные правительства в связи с этой  войной. При этом нарастающая угроза со стороны иранских беспилотников исчезнет не скоро. Чтобы смягчить ее воздействие как на Ближнем Востоке, так и на Украине, по мнению американских экспертов необходимо сделать три вещи.

Во-первых, США необходимо расширить сотрудничество в области противовоздушной обороны со странами Персидского залива. Это не только поможет противостоять иранским беспилотникам, но и может стать важной и столь необходимой мерой укрепления доверия между странами региона и Белым домом. Это также может дать дополнительный импульс предлагаемой концепции Ближневосточного стратегического альянса. Эта идея была впервые предложена администрацией Д.Трампа как способ углубить участие США в регионе при одновременном увеличении распределения бремени. По ряду причин она так и не сдвинулась с мертвой точки. Возможно, растущая воздушная угроза со стороны иранских беспилотников и ракетных ударов вернет ее в повестку дня.

Во-вторых, необходимо сделать больше для уменьшения угрозы со стороны иранских беспилотников для Украины. США и их союзники должны предоставлять Украине более совершенные системы противовоздушной обороны, такие как ракетный комплекс Patriot. Хотя был достигнут некоторый прогресс в укреплении противовоздушной обороны Украины, можно сделать еще больше. Кроме того, страны Ближнего Востока, которые имеют большой опыт борьбы с иранскими беспилотниками, такие как Израиль, должны тесно сотрудничать с Киевом в обмене разведданными и передовым опытом по борьбе с этими беспилотниками.

В-третьих, администрация Дж.Байдена и ее европейские союзники должны выйти из переговоров с Ираном в Вене по его ядерной программе. Становится ясно, что иранцы на самом деле не заинтересованы в заключении новой сделки в настоящее время. Кроме того, из-за военной операции  России на Украине и растущей роли, которую в ней  играют иранские беспилотники, для США и европейцев немыслимо думать, что переговоры могут продолжаться добросовестно. Возврат к жестким экономическим санкциям также ограничит способность Ирана производить беспилотники. Сразу же отметим, что последний вывод является четко нелогичным, поскольку рискнем предположить, что именно провал процесса реанимации СВПД будет только стимулировать продажу иранских БПЛА России. Кризис на Украине дает иранцам оптимальную возможность протестировать свои беспилотники в условиях реально серьезного военного конфликта, да и еще в рамках противодействия западным ПВО, поставки которых будут только нарастать.

52.27MB | MySQL:103 | 0,449sec