Актуализация проблемы терроризма и другие факторы, влияющие на предвыбрную ситуацию в Турции

Два сторонника Рабочей партии Курдистана (РПК) погибли в результате удара турецкого беспилотника по иракской провинции Сулеймания, расположенной на севере страны и являющейся частью Иракского Курдистана. Об этом 4 сентября  сообщил информационный портал «Шафак ньюс» со ссылкой на источник в регионе.
По его словам, два человека погибли на месте, еще один получил ранения. Целью удара беспилотника стал автомобиль, принадлежавший сторонникам РПК. ВС Турции периодически наносят точечные удары по объектам РПК в северной части Ирака, где у этой организации расположены лагеря, укрытия, командные пункты и склады с оружием. Анкара считает РПК террористической организацией и одной из основных угроз национальной безопасности. Турецкие обозреватели полагают, что эта новая эскалация турецкой военной активности против баз РПК напрямую связана с недавним нападением боевиков РПК   на полицейский клуб в южной провинции Мерсин на прошлой неделе, что стало первым подобным нападением на силы безопасности на турецкой земле за долгое время. Одновременно местные эксперты указывают на прямые аналогии со спиралью  насилия перед всеобщими выборами в ноябре 2015 года, что стимулировало националистическую повестку дня среди электората и дала Партии справедливости и развития (ПСР). Опять есть вопросы и по последней по времени  атаке на полицейский клуб.

Во-первых, в заявлении РПК, взявшей на себя ответственность, нет удовлетворительной информации о времени нападения, в результате которого был убит один полицейский. РПК заявила, что нападение произошло из-за жестокого обращения в тюрьмах, убийства ее членов и предполагаемого применения Турцией химического оружия. В этом заявлении нет ничего нового: Турция находится в конфликте с членами РПК, особенно на севере Сирии с 2018 года, и проводит там односторонние военные операции против связанных с РПК целей. РПК уже давно утверждает, что с заключенными РПК плохо обращаются в тюрьмах и что Турция использует химическое оружие против боевиков РПК.

Во-вторых. Использование РПК двух террористов-смертников в одной атаке также не является обычной практикой для этой группы. В прошлом РПК предпочитала использовать террористов-смертников — ценные активы для таких организаций — возле автобусов или на автобусных остановках, где собирались полицейские или солдаты, чтобы вызвать больше жертв. Видеозапись с камер видеонаблюдения показывает, что члены РПК, напавшие на полицейский клуб (Polisevi), не предприняли никаких попыток проникнуть в здание. Более того, на видео видно, что один из них отходил от здания. Офицер полиции Абдулкадир Озтюрк, который был ранен в результате нападения, заявил, что в здании клуба находилось около 100 человек и что они предотвратили проникновение террористов. Вопреки коннотации своего названия,  Polisevi — это клуб, куда ходят полицейские и их семьи, а не здание службы безопасности. Если бы теракт смертника произошел внутри здания, погибли бы не только полицейские, но и их супруги и дети. Причина выбора для атаки именно Polisevi до конца неясна, поскольку РПК пытается действовать очень адресно против военных, избегая возможной негативной реакции со стороны международного сообщества за гибель мирных жителей.

В-третьих, еще одна интересная деталь заключается в том, что РПК ждала три дня, чтобы взять на себя ответственность после совершения теракта и объявить имена членов своей группы, участвовавших в нападении. Через несколько часов после инцидента министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу заявил, что одним из двух террористов была Дилша Эрджан, и что она была человеком, включенным в отчет, подготовленный главной оппозиционной Народно-республиканской партией (НРП) о заключенных в тюрьму журналистах в 2013 году. Из этого министр внутренних дел сделал вывод о том, что НРП защищает террористов. Президент Р.Т.Эрдоган также резко раскритиковал НРП и заявил, что бизнесмены, политики и журналисты, находящиеся в тюрьме, чьи права защищали НРП и прокурдская Демократическая партия народов (ДПН), на самом деле являются террористами. На следующий день во всех газетах, близких к правительству, был почти один и тот же заголовок: «Журналист НРП убил полицейского». После того, как РПК опубликовала свое заявление, выяснилось, что Дилша Эрджан не была одной из нападавших. Эрджан объявила, что она жива и здорова, в видеоролике на новостных сайтах, близких к РПК. Работая журналистом, она утверждала, что присоединилась к РПК в результате давления в Турции. Примечательно, что РПК опубликовала видео Эрджан с пистолетом, как будто для того, чтобы скрыть скандал, в котором министерство ошибочно идентифицировало ее и нацелилось на НРП. Синхронно с этой кампанией правительство президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана 3 октября направило запросы о снятии иммунитета от судебного преследования с 34 членов парламента, включая главного лидера оппозиции Кемаля Кылычдароглу. Последний  является одним из пяти высокопоставленных членов главной оппозиционной Народно-Республиканской партии (НРП), включенных в 65 запросов, в которых также фигурируют 23 депутата от прокурдской Демократической партии народов (ДПН), один депутат от прокурдской Партии демократических регионов (ПДР), один депутат от Турецкой рабочей партии (TРП), один независимый законодатель и лидер ультраправой ультранационалистической Партии победы Умит Оздаг. Также были поданы еще два запроса о снятии иммунитета от судебного преследования с двух депутатов от правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Турецкие законодатели подвергаются судебному преследованию с мая 2016 года, после того как НРП и крайне правая Партия националистического движения (ПНД), младший партнер правящей партии по коалиции, поддержали предложение ПСР от 2016 года о снятии депутатской неприкосновенности с законодателей, чтобы они предстали перед судом. Правящая коалиция ПСР-ПНД Турции имеет большинство в парламенте, что прокладывает путь к снятию неприкосновенности с депутатов, чтобы они могли предстать перед судом или предстать перед судом. Анкара в последние годы усилила репрессии против ДПН, десятки депутатов от партии были лишены неприкосновенности, а почти все мэры, избранные от партии, были уволены и заменены назначенными правительством доверенными лицами. Сотни членов ДПН были заключены в тюрьму по обвинению в терроризме, в том числе бывшие сопредседатели партии Селахаттин Демирташ и Фиген Юксекдаг. Анкара обвиняет ДПН в сочувствии и действиях в интересах запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК), вооруженной группировки, которая уже 40 лет ведет войну за курдское самоуправление в Турции. ДПН отрицает обвинения. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в феврале постановил, что снятие парламентской неприкосновенности с 40 депутатов от ДПН и суд над ними 20 мая 2016 года были нарушением конституции и нарушением их свободы выражения мнений.

Еще один оставшийся без ответа вопрос заключается в том, как террористы-смертники РПК проникли в Турцию. По словам министра Сойлу, нападавшие 12 часов добирались из сирийского города Манбидж на северо-востоке Алеппо в район Тарсус в Мерсине на параплане с электроприводом. Сойлу объяснил, что нападавшие приземлились в поле в 10:00 утра в день инцидента, который произошел около 11:00 вечера, а затем добрались до автомобиля, который они использовали для нападения, пешком и автостопом. Однако эксперты заявили в социальных сетях, что на параплане невозможно преодолеть такое расстояние, и что, если бы это было правдой, активисты, остававшиеся в воздухе в течение 12 часов и добравшиеся до полицейского клуба незамеченными, были серьезным недостатком системы безопасности. Неизвестно, почему члены РПК выбрали рискованное путешествие по воздуху, учитывая тот факт, что попасть в Турцию через Ирак или Сирию несложно простым сухопутным путем, в том числе и минуя КПП. Дополнительная деталь заключается в том, что, хотя полицейские, находившиеся в клубе, заявили, что видели момент, когда террористки взорвали свои бомбы. При этом  министерство упомянуло в своем первом официальном заявлении, что возле здания произошел один взрыв и что один мужчина-террорист был схвачен с оружием. Несмотря на показания очевидцев, неизвестно, почему министерство сделало такое заявление. На кадрах с камер видеонаблюдения видно, как одна из нападавших получает пулю и падает на землю без движения. Не сообщается, как она привела в действие бомбу в своей сумке, учитывая, что она была убита или слишком серьезно ранена, чтобы двигаться. Опять же, министерство не сообщило, какой тип бомбы был использован, вопреки тому, что оно делало во время  предыдущих атак.

Скоро станет ясно, имело ли нападение РПК какое-либо отношение к выборам 2023 года. Однако многие в Турции выразили обеспокоенность, вспомнив события 2015 года. На всеобщих выборах, состоявшихся 7 июня 2015 года, Партия справедливости и развития (ПСР) впервые в своей истории потеряла большинство в парламенте и не смогла сформировать правительство. ДПН также добилась самого успешного результата за всю историю, получив почти 13% голосов. Хотя тогдашний премьер-министр Ахмет Давутоглу выступал за коалицию с оппозиционными партиями, президент Эрдоган, который был разочарован, поскольку ожидал, что его бывшая партия получит большинство в парламенте и примет конституционную поправку, переводящую Турцию с парламентской системы управления на президентскую модель, не согласился с этой инициативой. После того, как Давутоглу возобновил работу по формированию правительства, Эрдоган не передал работу второй по величине партии в парламенте, а скорее использовал свои конституционные полномочия, чтобы объявить досрочные выборы, которые должны состояться 1 ноября 2015 года.

В период с 7 июня по 1 ноября 2015 года в результате террористических нападений погибли 862 человека, в том числе сотрудники службы безопасности, гражданские лица и боевики РПК. После теракта на железнодорожном вокзале Анкары 10 октября 2015 года, в результате которого погибли 103 человека, Давутоглу заявил, что популярность правящей ПСР резко возросла после инцидента. Выступая по общественному телевидению, Давутоглу заявил, что правительство не может арестовать террористов-смертников, пока они не начнут действовать, хотя у правительства есть список имен этих потенциальных террористов-смертников. На выборах, состоявшихся 1 ноября 2015 года, ПСР вновь получила большинство голосов для формирования единого правительства. Политические наблюдатели отметили, что из-за растущего числа террористических атак избиратели решили позволить нынешнему правительству остаться у власти, беспокоясь о нестабильности и неопределенности. По мнению оппозиции, Эрдоган, который, похоже, потерял значительную поддержку в предвыборных опросах, снова стремится к эскалации столкновений между РПК и силами безопасности, за счет чего собственно и планируется обеспечить себе голоса испуганного перспективами новой нестабильности электората. Плюс административный ресурс в рамках управления судебной властью. Турция была страной с наибольшим снижением уровня демократии и верховенства закона за последнее десятилетие среди 137 стран, включенных в Индекс трансформации (BTI) немецкого аналитического центра Bertelsmann Stiftung за 2022 год. Согласно отчету, в стране наблюдается рост национализма и усиление исламистского толчка. Тремя основными проблемами Турции являются «консолидация авторитаризма, экономическая уязвимость и все более конфликтная внешняя политика», говорится в сообщении фонда. Турция впервые была классифицирована как авторитарная страна в предыдущей версии отчета. Краткое изложение текущего отчета, охватывающего период с 1 февраля 2019 года по 31 января 2021 года, выглядит следующим образом. За отчетный период произошли глубокие изменения во внутренней и внешней политике Турции. Во внутренней политике авторитарные тенденции в «Новой Турции» укрепились. После отмены чрезвычайного положения, введенного после попытки переворота в июле 2016 года, несколько правовых положений, ограничивающих основные права и предоставляющих чрезвычайные полномочия исполнительной власти, были включены в закон. Верховенство закона еще больше ухудшилось. Внедрение измененной конституции и распространение президентской системы в значительной степени подорвали фундаментальные аспекты демократической системы. Создание двух партий, DEVA и Партии будущего (GP), возглавляемых двумя бывшими высокопоставленными политиками ПСР, Али Бабаджаном и Ахметом Давутоглу, является признаком растущего недовольства внутри правящей партии. В отсутствие сдержек и противовесов выборы — единственный способ привлечь исполнительную власть к ответственности. Однако честность и конкурентоспособность выборов все чаще ставятся под сомнение. Несмотря на нечестные условия игры на местных выборах 31 марта 2019 года, кандидаты от оппозиции выиграли ключевые муниципалитеты, в том числе на повторных выборах мэра Стамбула в июне 2019 года. Национализм в Турции растет. Этот националистический дискурс поддерживается не только правящей элитой, а именно Народным альянсом, в который входят ПСР и ее партнер по коалиции, Партия националистического движения (ПНД), но и оппозиционными партиями. Поляризация Турции на два противоположных лагеря не ослабевает. Президент Реджеп Тайип Эрдоган придерживается не инклюзивной линии управления, основанной на мажоритарном понимании демократии. Исламизация страны правящей коалицией продолжается. Решение Эрдогана превратить Собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть и растущее влияние Диянет (Управление по делам религий) в турецкой политике подтверждают это. Эти внутренние тенденции, в свою очередь, повлияли на внешнюю политику Турции.

Во-первых, Турция более склонна к односторонним действиям в регионе, о чем свидетельствуют ее буровые работы в Восточном Средиземноморье и военные операции на севере Сирии и в Ливии. Эти операции, начатые при полном игнорировании своих партнеров, усилили напряженность в отношениях между Турцией и ее союзниками по НАТО и Европейскому союзу.

Во-вторых, Турция начала использовать более агрессивную стратегию балансирования внешней политики для продвижения своих интересов и консолидации исполнительной власти. Гибкие подходы, руководствующиеся краткосрочными интересами и прагматизмом, сделали страну непредсказуемым и ненадежным игроком в международных отношениях.

В-третьих, Турция все чаще выбирает применение силы вместо дипломатии для решения международных проблем.

В-четвертых, внешняя политика стала менее институционализированной, а президентский дворец монополизировал принятие решений по внешней политике. Это не только размыло границы между внешней и внутренней политикой, но и сделало турецкую внешнюю политику непоследовательной и непоследовательной. Пандемия коронавируса усугубила эти структурные проблемы и дисбалансы в турецкой экономике. Хотя первоначальная реакция правительства на пандемию была адекватной, чтобы смягчить экономические последствия пандемии, институциональные недостатки ограничили эти меры. Разрушение верховенства закона и отсутствие независимости экономического управления продолжают негативно влиять на экономику Турции.

52.29MB | MySQL:103 | 0,431sec