Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 64

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

Генерал-майор в отставке д-р Эран Лерман, вице-президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS) допускает, что война на Украине еще далека от завершения. Что касается Израиля, «вызванные войной изменения, происходящие как на международном, так и на региональном уровне, имеют далеко идущие последствия для ряда основных компонентов национальной безопасности. Западный мир внезапно осознал реальность военной угрозы, а возможность крупной сделки [Израиля] с Германией по вопросу противоракетной обороны является частью широкой тенденции, укрепляющей позиции еврейского государства как важного игрока в вопросах оборонной промышленности. Этому сопутствует также растущее понимание мотивов Израиля в условиях возросших рисков. Союз Ирана с Россией облегчает задачу предостережения по поводу амбиций Тегерана, а успехи Украины на поле боя укрепляют прозападный лагерь и Израиль в целом». В качестве еще одного положительного аспекта выделяется значительное увеличение иммиграции из Украины и России.

Длящийся семь месяцев конфликт на Украине Э.Лерман называет самой значительной войной в Европе с 1945 г., определяющим историческим событием на глобальном уровне и будущее. Война ставит много вопросов и выявляет проблемы. Помимо огромного числа погибших среди военных и мирных жителей, а также колоссального материального ущерба (на восстановление потребуются сотни миллиардов и годы усилий), война подвергает испытанию и обостряет ряд фундаментальных проблем мирового порядка в 21 веке.

Во-первых, это то, что эксперт называет «русским парадоксом», под которым он подразумевает «увеличивающийся разрыв между претензиями Москвы на уникальный статус на мировой арене и ее реальными возможностями». Э.Лерман отмечает, что с одной стороны, «Российская Федерация, по общему признанию, является первоклассной державой по своему географическому положению, по масштабам своей ядерной мощи и в какой-то степени – центральным фактором мировой энергетической экономики. С другой стороны, оказывается, что ее обычная военная мощь, а также ее технологические и разведывательные возможности менее впечатляющие, чем это было принято считать, и чем ожидал Владимир Путин, когда начинал военную кампанию». На экономическом уровне эксперт называет Россию «третьеразрядной державой: ВВП России даже до ущерба от войны и санкций был меньше, чем у Южной Кореи, и всего в четыре раза больше, чем у Израиля». Он полагает, что «все это только усиливает возможные последствия продолжения боевых действий, и тем самым, Москва придает большее значение стратегическим достижениям, подобным тем, которых она смогла добиться в Сирии с 2015 г.» При этом израильский эксперт считает, что «в Сирии Россия воспользовалась возможностью, появившейся в результате нежелания Запада вмешиваться. Это позволило ей получить статус спасителя режима Асада».

Во-вторых, Э.Лерман отмечает «выстраивание биполярной структуры — Китай и Россия бросают общий вызов, по крайней мере, внешне, как американской стратегической гегемонии, так и ценностям, лежащим в основе западной политической системы. Таким образом, они выступают против основных демократических принципов, которые Байден, в отличие от своего предшественника, предпочитает продвигать, среди прочего, как обоснование широкой поддержки США и Западом позиции президента Украины Владимира Зеленского». Помимо этого, эксперт рассматривает «Шанхайскую организацию сотрудничества, к которой недавно присоединился Иран, в качестве форума, представляющего альтернативу Западу, хотя Индия и страны Центральной Азии, не обязательно заинтересованные в следовании за Путиным, также являются ее партнерами». Он также подчеркивает, что «немало стран так называемого третьего мира не разделяют чувства возмущения Запада в связи с вторжением на Украину и опасаются чрезмерного отождествления с антироссийскими позициями и резолюциями ООН».

В-третьих, Э.Лерман указывает на «осознание на Западе необходимости обеспечить военную безопасность». Отмечается, что «до недавнего времени можно было утверждать, что три вековых проклятия человеческого существования — голод, эпидемии и войны — все больше уходят в прошлое. Но оказалось, что возможность опустошительной войны на европейском континенте реальна не менее, чем эпидемия последних двух лет и голод, который по мрачным предсказаниям, в том числе, таких уважаемых источников, как «Экономист» [Economist], может затронуть большие районы мира из-за нарушения цепочек поставок. Последствия этого понимания драматичны, даже если его не всегда легко воплотить в политические и бюджетные решения». В качестве свидетельства тому приводится «настрой «светофорного» правительства Германии (социалистов, зеленых и либералов), которое резко поменяло свои позиции. Теперь они возглавляют движение за повышение оборонного бюджета на сто миллиардов евро и достижение в ближайшие несколько лет (на чем фактически настаивал Трамп) отчислений НАТО двух процентов ВВП страны на цели безопасности». По мнению Э.Лермана, «к таким выводам пришла не только Германия. Вступление Швеции и Финляндии в НАТО, а также огромный объем американской и европейской военной помощи Украине свидетельствуют о глубоком изменении взглядов, даже если ведение боевых действий на стороне украинцев не стоит на повестке дня, учитывая российскую угрозу применить ядерное оружие против любой страны, принимающей непосредственное участие в боевых действиях».

В-четвертых, «потрясения на энергетическом рынке». Эксперт отмечает, что «вместо оптимистичных оценок, согласно которым в ближайшие десятилетия ожидался планомерный переход к использованию возобновляемых источников энергии, с началом войны, санкций и российского ответа в виде поставок газа появились опасения по поводу «холодной зимы» в Европе и глобального дефицита, ведущего к повышению цен на энергоносители и инфляции. <…> Остается уверенность в том, что в ближайшие несколько лет неизбежно возвращение к использованию природного газа и других ископаемых источников энергии, а также ядерных реакторов».

По мнению Э.Лермана, «каждая из описанных выше тенденций имеет прямые, а некоторые из них долгосрочные, последствия для Израиля и его глобального и регионального статуса». «Наряду с трагическими аспектами кризисной ситации и чувством отождествления в Израиле с украинской позицией и характером Зеленского, даже если есть те, кто сомневается по поводу его конфронтационного подхода к Путину, почти во всех аспектах кризис способствовал усилению элементов национальной безопасности Израиля и укреплению его позиций на международной арене».

Одним из этих элементов, «важность которого невозможно переоценить с национальной и сионистской точки зрения», эксперт называет «значительное увеличение иммиграции в Израиль, ввиду крайне бедственного положения двух воюющих стран». Отмечается, что с конца февраля 2022 г. увеличилось количество людей как из Украины, миллионы жителей которой стали беженцами, так и из России, ввиду быстрого ухудшения внутриполитической и экономической ситуации, а также объявления о частичной мобилизации резервных сил. Эксперт не исключает, что «на этом фоне Москва решила придраться к представительствам «Еврейского агентства» («Сохнут») по всей стране». Приводятся данные Министерства алии и интеграции, согласно которым за первые пять месяцев войны в Израиль приехали более 12 000 иммигрантов из Украины и почти 19 000 из России, рост более чем в четыре раза по сравнению с соответствующим периодом 2021 г. Среди них он отдельно выделяет тех «беженцев, которые не имеют права на алию в Израиль по «Закону о возвращении», но их приняли в качестве гуманитарного жеста». В этих обстоятельствах эксперт предлагает отступить от «сионистского долга, который коренится в фундаментальных ценностях, а не в конкретных интересах», так как «прошлый опыт показывает, что любая дополнительная демографическая консолидация еврейского населения в Израиле также имеет стратегическое значение для национальной экономики в долгосрочной перспективе».

Что касается дипломатического измерения, Э.Лерман полагает, что «война дала (пусть только на начальных этапах) необычную и беспрецедентную возможность на тот момент премьер-министру Израиля Нафтали Беннету выступить посредником или, по крайней мере, посланником в ситуации, оказавшейся в центре внимания мирового сообщества». Эксперт расценивает это как «возможность для Израиля частично выйти из сложного положения, в котором он оказался в связи с необходимостью сохранить механизм взаимодействия с Россией в виду обострения ситуации в Сирии и активизации израильских военных в рамках «кампании между войнами», и в то же время помочь Украине в ее попытках на том этапе установить контакты с Путиным». Он считает, что «мотивы израильского руководства и его суждения получили определенное понимание как в Вашингтоне, так и в Москве, даже несмотря на критику со стороны Зеленского за то, что Израиль воздерживается от поставок на Украину оружия и ограничивается предоставлением защитных средств в виде касок и гуманитарной помощью». При этом отмечается, что «с тех пор окно возможности для посредничества и политического соглашения, приемлемого для обеих сторон, закрылось, и вовсе не из-за различий в заявлениях Н.Беннета и его преемника на посту премьер-министра Яира Лапида». Эксперт подчеркивает, что «Израиль в сложившихся обстоятельствах не имел возможности избежать идентификации с одной из сторон, когда позиция США и Запада заключается в безоговорочной поддержке Украины». По мнению Э.Лермана, биполярная структура международной системы предоставляет Израилю преимущества, пока он продолжает восприниматься как составляющая часть Запада.

Он отмечает, что «не только личные каналы связи и дружественная дипломатия с Москвой позволили реализовать договоренности по поводу избегания конфликтных ситуаций в сирийском небе в связи с российским присутствием». Прежде всего, этому способствовало «многолетнее знакомство русских с возможностями израильских военно-воздушных сил и их понимание возможных результатов крупномасштабного конфликта еще и по поводу будущего режима Асада, учитывая, что они так много вложили в его выживание. На самом деле реализация договоренностей и канал связи между штабом ВВС и российской базой в Хмеймиме поддерживался даже тогда, когда усилилась политическая напряженность, и Израиль присоединился к критике России по поводу ведения боевых действий [на Украине]». При этом Э.Лерман не советует испытывать терпение России и предлагает «продолжать проявлять осторожность, когда речь идет о поставках военной помощи Украине, тем более что США и их союзники по НАТО взяли на себя это бремя, выделив с начала войны уже более 15 миллиардов долларов»[i].

[i] ביניים מאזן – ישראל על והשפעותיה באוקראינה המלחמה / JISS. 02.10.2022. https://jiss.org.il/he/lerman-the-war-in-ukraine-and-its-effects-on-israel/

52.24MB | MySQL:103 | 0,463sec