По итогам 45-го совещания Совместного министерского комитета по мониторингу (JMMC) и 33-го совещания министров участников Организации стран-экспортеров нефти и государств, не в ходящих в нее (ОПЕК+), которые состоялись в Вене на прошлой неделе, было принято решение с ноября 2022 г. сократить на 2 млн баррелей в сутки объем добычи нефти относительно действующих квот. Свою позицию Саудовская Аравия, считающаяся одним из ключевых игроков ОПЕК, мотивировала опасениями глобальной рецессии, в результате которой высок риск резкого обвала цен на нефть. Именно его, следуя данной логике, предложенным способом организация пытается предотвратить. Кроме того, ранее в КСА уже выпускали предупреждение о снижении объемов добычи в случае поступления на рынки иранской нефти, что также способно спровоцировать снижение ее стоимости в мире, а значит и создать проблемы для наполняемости национальных бюджетов поставщиков. США, в свою очередь, ожидаемо восприняли решение ОПЕК+ как шаг в поддержку России. Сложившиеся обстоятельства поставили в сложное положение правительство Германии, которому необходимо решать энергетические проблемы федеральной республики, поддерживать единый курс с партнерами по ЕС и НАТО в отношении происходящего на российско-украинском треке, а также вести эффективную внешнюю политику, важным вектором которой на Ближнем Востоке является саудовский.
Фактически канцлер ФРГ О.Шольц стал последним западным лидером, посетившим Эр-Рияд с целью обеспечить участие данной страны в обеспечении поставок энергоносителей в Европу, делая таким образом возможным отказ от российских ресурсов. Более того, главе федерального правительства пришлось для этого пойти на ряд серьезных компромиссов, спровоцировавших волну критики в адрес коалиции «светофор» в обществе, экспертных кругах и Бундестаге. Речь идет об одобрении поставок Саудовской Аравии вооружений, а также о том, что своим визитом глава федерального правительства символически положил конец конфликту с КСА после убийства журналиста Дж.Хашогги. В более общем смысле оба приведенных пункта означали то, что Берлин готов пойти на существенные уступки Эр-Рияду в том, что касается соблюдения прав человека, дабы урегулировать энергетические трудности. Как следствие, в новых условиях, созданных решением ОПЕК + сократить объемы добычи нефти, действия федерального правительства в отношении КСА рассматриваются уже не только как отказ от ранее данных обещаний собственным избирателям в виде ужесточения критериев для поставок вооружений и боевой техники в третьи страны, особенно вовлеченные в вооруженные конфликты, и защиты прав человека, прежде всего в кризисных регионах, а как слабость коалиции «светофор», которая дала саудитам ввести себя в заблуждение.
Несмотря на то, что в переговорах с КСА перед встречами ОПЕК и ОПЕК+ участвовали не только представители ФРГ, но и США с Францией, критика в адрес правительства О.Шольца, становится, пожалуй, одной из наиболее острых, что связано прежде всего со внутриполитической ситуацией. Коалиция «светофор» за время конфронтации с Россией не сумела предложить эффективного механизма замещения российского газа и поддержки собственного населения. Более того, власти так и не отказались от проекта строительства газовых электростанций, который реализует компания RWE с целью заместить таким образом к 2038 г. угольные электростанции. Однако найти частных инвесторов для реализации инициативы не получается, а государственно софинансирование может быть выделено впустую, т. к. страна пока не нашла способ обеспечить нужные объемы закупки газа.
Нечто аналогичное сами германские эксперты предсказывают и в нефтяной отрасли, предрекая прежде всего рост цен на топливо для потребителей. При этом аналитики экономического и финансового издания Handelsblatt призывают немцев не рассчитывать на поддержку США. Речь идет о том, что ранее определенную стабильность рынку нефти придавало то, что Вашингтон дал добро на использование своих стратегических запасов, но они не безграничны и также потребуют пополнения. Следовательно, в перспективе существует риск того, что цены на нефть возрастут как под воздействием изменения объемов добычи, так и трансформацией курса Белого дома к их сдерживанию.
В целом страны ОПЕК+ и прежде всего Саудовская Аравия, как кажется, не склонны превращать вопрос в предмет конфронтации с Западом. Кроме того, складывается ощущение, что они, так или иначе, готовы на корректировку своих решений при определенных условиях. Свидетельствовать об этом может тот факт, что в итоговых документах Совместного министерского комитета по мониторингу и 33-го совещания министров ОПЕК+ содержаться договоренности «скорректировать частоту встреч». В частности, JMMC планируется созывать раз в два месяца, а министерские встречи ОПЕК + каждые 6 месяцев с условием, что JMMC может в любой момент созвать внеочередное заседание ОПЕК + «для рассмотрения изменений ситуации на рынке».
Несмотря на это, однако, федеральное правительство оказывается в весьма сложном положении как по внутри-, так и по внешнеполитическим причинам. С одной стороны коалиция «светофор» показала заметную непоследовательность в своем подходе к КСА, а с другой, спровоцировало возражения в адрес своей энергетической стратегии, в которой также нет четкой определенности. При этом отсылки к необходимости и важности консолидации усилий в интересах проведения единого курса в отношении происходящего на российско-украинском треке работают все меньше. И связано это не столько с тем, что германской общественности такая повестка не близка, сколько с недовольством относительно обязательств, прежде всего финансовых, которые берет на себя федеральное правительство, дабы поддержать отказ от российских энергоресурсов своих европейских соседей.
В частности, речь идет о масштабном европейском проекте с бюджетом в 2,018 трлн евро Next Generation EU, который изначально рассматривался как инициатива восстановления после COVID-19, одновременно позволяющая сделать экономику Евросоюза цифровой и «зеленой». В дальнейшем к нему добавились задачи поддержки Украины. При этом если, к примеру, Испания рассчитывает на 140 млрд евро поддержки, то Германия – менее, чем на 30 млрд, хотя объем общих обязательств перед ЕС у ФРГ значительно выше, чем у южных соседей, в то время как та же Испания обещала сократить потребление газа лишь на 7 %, в то время как средний показатель экономии «голубого топлива» был установлен ЕС в 15 %.