О причинах решения ОПЕК+ о снижении уровня добычи нефти и его последствиях для США

За день до объявления уже судьбоносного решения ОПЕК+ о снижении уровня добычи нефти,  министр энергетики Саудовской Аравии отчитал репортера Reuters за некачественную работу своего коллеги, который утверждал, что Россия и Саудовская Аравия сговорились устанавливать цену на нефть на уровне 100 долларов за баррель, а позже объяснил, что ОПЕК+ проявляет инициативу, поскольку Запад атакует инфляцию более высокими процентными ставками, что, в свою очередь, может вызвать рецессию и снизить спрос на нефть (и цену). Амин Насер, главный исполнительный директор Saudi Aramco, объяснил, что основной причиной сегодняшнего энергетического кризиса являются годы недостаточных инвестиций в добычу нефти и газа, и что ситуация ухудшится, когда мировая экономика оправится от нынешнего спада.  Как полагают американские эксперты, близкие к Республиканской партии, последнее по времени решение ОПЕК+, без сомнения, было основано на фундаментальных рыночных данных, но частично, вероятно, стало следствием того, что президент США Дж.Байден назвал Саудовскую Аравию и ее наследного принца Мухаммеда бен Сальмана (МБС) «изгоем» за убийство журналиста и сторонника «Братьев-мусульман» Джамаля Хашогги. Вероятно, это звучало хорошо во время предвыборной кампании, но в отношениях США с КСА игнорировать вес и влияние наследного принца, а теперь уже и премьер-министра невозможно. Также был упущен из виду тот факт, что саудовцы усердно работали над тем, чтобы Россия, крупный производитель нефти, вошла в ОПЕК+, чтобы гарантировать, чтобы американские компании больше не доминировали на нефтяном рынке – и это на самом деле, довольно разумный шаг с точки зрения экономики. Американские критики потребовали от США отменить контракты на техническое обслуживание поставляемой США военной техники, и несколько дней спустя три конгрессмена-демократа внесли законопроект о выводе американских войск и систем ПВО из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и КСА, а два других законодателя-демократа внесли законопроект, который в случае принятия остановит все продажи вооружения и военной техники  Эр-Рияду. Конгресс хочет возродить Закон о запрете картелей по добыче и экспорту нефти (NOPEC), который лишит суверенного иммунитета ОПЕК+ как группы, так и отдельных ее государств-членов для судов  США в соответствии с американским антимонопольным законодательством или передачи дел на расследование Всемирной торговой организации. Проект NOPEC в этой связи приведет только к повышению мировых цен на нефть  и положит конец доминированию нефтедоллара, особенно если Саудовская Аравия установит цены на продажу нефти Китаю, своему крупнейшему потребителю, в юанях и отменит привязку нефти к доллару. О чем администрация Байдена и его сторонники не упоминают (и надеются, что избиратели забудут), так это о том, что такие американские решения ставят США в очень сложное положение. В дополнение к отмене проекта строительства магистрального общефедерального нефтепровода в США Keystone XL и новых договоров аренды нефти и газа на федеральных землях, администрация повысила «социальную стоимость углерода», меру, которая затруднит одобрение правительством США новых нефтяных и природных проектов, а это принципиально  влияет на кредитные решения инвесторов, таких как банк Goldman Sachs, который ранее объявил, что прекратит кредитование нового бурения нефтяных скважин в Арктике. Цель союзников Байдена по защите окружающей среды — сделать нефтегазовый сектор «необеспеченным». Конечно, если частный сектор прекратит кредитование новых углеводородных проектов, единственным источником новых денег станут национальные нефтяные компании, и в этом контексте ОПЕК+ совершенно логично не собирается сотрудничать с Вашингтоном в проекте по своему  уничтожению. Байден сталкивается с неблагоприятными опросами в преддверии промежуточных выборов в ноябре и хочет удержать союзников демократов в рядах «зеленых», одновременно привлекая избирателей дешевым бензином. По сути, он хочет, чтобы ОПЕК+ заплатила за его политику упущенным доходом, в то время как новая ядерная сделка с Ираном официально не отменена, что заставляет ОАЭ и КСА искать надежного альтернативного партнера.  Частью разочарования ОПЕК+ в Байдене безусловно является его стремление к возобновлению ядерной сделки с Ираном.  Бывший глава разведки Саудовской Аравии принц Турки аль-Фейсал назвал Байдена «сильно ослабленным президентом» и заметил: «В качестве примера по энергетическим вопросам он выступил с политикой полного прекращения использования ископаемого топлива не  только в Соединенных Штатах, но и во всем мире, и теперь ему приходится полагаться на ископаемое топливо как средство покрытия возникшего дефицита энергии не только из-за войны в Украине, но и из-за собственной политики, которая привела к  закрытию трубопроводов и прекращения  выдачу лицензий на разведку нефтяных месторождений  . на территории США». Многие в странах ОПЕК+ считают, что США нуждаются в этой организации  и в Саудовской Аравии для стабилизации цен на нефть. Один из обозревателей, доктор Турки Фейсал аль-Рашид, отметил, что Эр-Рияд ответил на призывы США о помощи нефтяному рынку в 1979, 2014 и 2018 годах со значительными финансовыми затратами, и все, что он получил взамен, — это правосудие против спонсоров убийства Хашогги и NOPEC. Другими словами, «неравное обращение». Что же дальше?

Дж.Байден, скорее всего, останется в стороне от каких-то резких шагов по отношению к КСА и ОПЕК+, что касается прежде всего законопроектов Конгресса против ОПЕК+ и требующих, чтобы американские войска и военная техника покинули ОАЭ и КСА. Затем есть вопрос о гражданском иске против МБС за убийство Дж.Хашогги; председательствующий судья попросил администрацию взвесить, пользуется ли МБС иммунитетом. Король Сальман назначил МБС премьер-министром страны, чтобы предоставить ему иммунитет «главы правительства» до суда, но, если Министерство юстиции США будет преследовать МБС или ОПЕК+, мы можем увидеть конец любых внятных отношений Вашингтона с Эр-Риядом. Если это произойдет, кто может стать основным партнером КСА? Только Китай.

Китай не обладает «мягкой силой», аналогичной  США, но Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком нефти в Китай, поэтому для Пекина разумно поддерживать отношения с ключевым энергетическим союзником. Пекин расширяет свое присутствие в энергетической сфере региона и увеличивает свои инвестиции в ОАЭ и КСА (и в Иран). Возможно, потребуется не так уж много новых факторов, чтобы предпринять новые шаги – больше словесных угроз со стороны Вашингтона, прибытие нескольких китайских батарей ПВО, серия заходов в порты военных кораблей Народно–освободительной армии Китая и некоторые нефтяные контракты по цене в юанях — и присутствие США в регионе сократится. США уже давно говорят о «развороте в Азию», но все еще увязли в Европе. Но ОПЕК+ повернулась к Азии, поскольку Китай повернулся к Персидскому заливу и заключил долгосрочные соглашения с Ираном, Саудовской Аравией и ОАЭ (а Саудовская Аравия сейчас производит баллистические ракеты с помощью Китая). Если США и Саудовская Аравия серьезно поссорятся, мы можем стать свидетелями «мира, балансирующего между порядками», поскольку Китай берет на себя растущую роль, а ослабленная, но богатая природными ресурсами Россия становится его младшим партнером, независимо от итогов войны в Украине. Вместо того, чтобы бороться с США на своих избранных форумах, таких как Совет Безопасности ООН, Китай продвигает альтернативные форумы, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), которые учредили базирующийся в Шанхае Новый банк развития, многостороннее кредитное учреждение, которое может дополнить основанный Пекином Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Иран, член ОПЕК +, является явным кандидатом на вступление  в ШОС. Саудовская Аравия является партнером по диалогу ШОС, а ОАЭ — будущим партнером по диалогу. Кроме того, Израиль и Ирак подали заявки на получение статуса партнера по диалогу. А в сентябре Турция, член НАТО, заявила о своем намерении присоединиться к ШОС.  БРИКС также может расширить свое членство за пределы пяти членов-основателей, поскольку Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, Турция и Египет выразили заинтересованность в присоединении. Россия предложила новую резервную валюту, основанную на валютной корзине БРИКС, чтобы уменьшить зависимость от евро и доллара США, а также совместную платежную сеть для замены доминирующей в США системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT. Эр-Рияд сейчас прокладывает себе путь в БРИКС и, кроме того, зарабатывает на покупке российской сырой нефти со скидкой для использования в производстве электроэнергии, что позволяет ему экспортировать высококачественный арабский светлый сорт, который продается с премией. Лидеры КСА и ОАЭ работают над тем, чтобы вывести свои страны «за пределы нефти», как говорил коммерческий директор BP, к экономике, не основанной на углеводородах, но деньги для этого должны где-то взяться. Это «где-то» — национальные нефтяные компании, то есть ОПЕК+, и каждый доллар, публично подаренный недружественному Вашингтону, — это на один доллар меньше инвестиций в будущее страны, за что даже монарху приходится оправдывать перед населением. В КСА 36-летний МБС пользуется популярностью у молодых людей (от 18 до 24 лет), которые возлагают большие надежды и гордятся своим наследием, но хотят жить в «нормальной стране», а не в Иране с разрушенной экономикой, опасным уровнем загрязнения и отсутствием будущего, или как в Ираке, охваченном насилием и сепаратизмом. Хотя король Саудовской Аравии очень силен, он и наследный принц внимательно относятся к общественному мнению и не побоятся сплотить общественность, если США «нападут» на королевство за попытку продать свои природные богатства по лучшей цене. При этом  возможности США в этом плане ограничены. Байден пообещал предотвратить увеличение добычи нефти и газа в США, и борьба с ОПЕК+ или Саудовской Аравией будет выглядеть унизительно и отвлечет его от национальной экономики плюс аэрокосмическая промышленность США столкнется с сокращением продаж двум своим главным  клиентам, КСА и ОАЭ.

В этой связи обратим на основной нарратив саудовской англоязычной прессы в связи с последним по времени  решением ОПЕ +.  Общий тренд таких публикаций следующий. Реакция США на принятое на прошлой неделе решение ОПЕК+ сократить добычу с ноября на 2 млн баррелей в сутки была истеричной, импульсивной и политически мотивированной. Тот факт, что Россия является частью ОПЕК+, не имеет никакого отношения к тому, чего хотят или надеются достичь американские политики. Организация не является стороной ни в какой войне, конфликте или споре. Она просто стремится защитить экономические интересы нефтедобывающих стран, как это делалось на протяжении десятилетий до конфликта на Украине. Призывы сделать ОПЕК+ юридически подотчетной в рамках NOPEC безрассудны. Такой акт, если он будет принят и будет подписан Байденом, в конечном итоге нанесет ущерб мировой экономике и США, в частности. Саудовская Аравия не враг США, а близкий друг. ОПЕК+ — это не политическое оружие, а организация, которая стремится защитить интересы своих членов. Независимо от того, как члены организации относятся к войне на Украине, Саудовская Аравия официально придерживается международного права в этом случае.  Саудовская Аравия и другие давние союзники США в Персидском заливе привержены мирному разрешению конфликтов, но в то же время они не готовы быть втянутыми в антироссийский альянс из-за конфликтов, к которым они не имеют никакого отношения. Эта позиция была ясна с самого начала, и ее разделяют другие неарабские страны, такие как Индия, Бразилия и Китай. Американо-российский спор сложен и идеологически обоснован. Обе стороны не доверяют друг другу, и, хотя Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК+ поддерживают территориальную целостность Украины, они без колебаний имеют дело с Россией из-за взаимных интересов. Так сегодня управляется мир. Общие интересы важны, и союзники США не видят причин принимать чью–либо сторону в конфликте, который превращается в конфронтацию Востока и Запада. В то время как американские законодатели обвиняют ОПЕК+, им следует прислушаться к президенту Франции Эммануэлю Макрону, который на прошлой неделе упрекнул Норвегию и США в продаже столь необходимого сжиженного природного газа по цене, в «четыре раза» превышающей цену, которую они взимают со своей собственной промышленности.  Заявление Макрона подчеркивает лицемерие США, когда дело доходит до контроля цен на энергоносители. США являются одним из крупнейших в мире производителей нефти со средней производственной мощностью 11,8 млн баррелей в сутки, которую, как ожидается, она увеличит до 12,6 млн баррелей в сутки в 2023 году. Между тем, импорт сырой нефти в размере около 6,1 млн баррелей в сутки в 2021 году составил около 72% от общего валового импорта нефти, в то время как страна экспортировала около 8,5 млн баррелей нефти в сутки в 176 стран и на четыре территории США. Короче говоря, США также могут влиять на энергетические рынки и помогать своим европейским союзникам, поставляя как нефть, так и сжиженный природный газ по приемлемым ценам.  И почему ОПЕК+ должна соответствовать приоритетам внешней политики США себе в ущерб? Наконец, большинство нефтяных сделок сегодня совершаются с использованием так называемых нефтедолларов. Это то, что поддерживает курс американской валюты на плаву, и, если США хотят развязать войну против ОПЕК+, они должны быть готовы столкнуться с очень негативными последствиями.

52.24MB | MySQL:103 | 0,481sec