Состоявшийся в конце августа 2022 года визит французского президента Эммануэля Макрона в Алжир открыл большие возможности для налаживания двусторонних отношений в целом ряде областей. Особняком здесь стоит военная и разведывательная сферы.
Прошедший в августе текущего года визит представителей французского руководства в АНДР, включая президента Э.Макрона, символизировал не просто завершение многомесячной политической напряженности в отношениях между двумя странами, а своего рода наступление между ними «медового месяца».
Доказательство – последующие визиты в АНДР представителей руководства Франции. Среди них и премьер-министра Элизабет Борн, и подготовка других высокопоставленных встреч, в том числе и с приемом их алжирских коллег уже в Париже. Причем при подписании сторонами совместного коммюнике, запускающего работу 5-й сессии Межправительственного алжирско-французского комитета высокого уровня, они разработали «тесный» график посещений друг друга на политическом и техническом уровнях. Цель – практическая реализация «обновленного партнерства», подписанного 27 августа 2022 г. в Алжире президентами Абдельмаджидом Теббуном и его коллегой Эммануэлем Макроном, и «воплощения в жизнь соглашений, достигнутых при его посещении президентом и премьер-министром Франции».
Причем посол Франции в АНДР Франсуа Гюйет заявил, что «в следующем году в отношениях между двумя странами будет наблюдаться большая динамика, конкретизированная рядом визитов высокопоставленных французских чиновников в Алжир».
Ожидается визит в АНДР Оливье Бешта, министра-делегата при министре Европы и иностранных дел, отвечающего за внешнюю торговлю. Цель – подготовка к проведению сессии совместного алжирско-французского экономического комитета (Comifa).
В свою очередь, министр внутренних дел, местного самоуправления и территориального планирования АНДР Брахим Мерад, как ожидается, отправится в Париж. Там он встретился со своим коллегой Жеральдом Дарманеном для решения назревших проблем в отношении некоторых алжирских мигрантов и оказания помощи в борьбе против связанной с ними организованной преступности во Франции.
Речь также идет о возобновлении насыщенных и продуктивных контактов между представителями военных ведомств двух стран, возобновлении работы Объединенного комитета оперативных штабов и развитии взаимодействия по линии спецслужб.
Среди прочих Франсуа Гюйет объявил о предстоящем визите в Алжир французского министра обороны Себастьена Лекорну до конца текущего года. Заметим, что представители руководства оборонных ведомств уже неоднократно встречались друг с другом, в том числе и в Алжире, и планируют проведение дополнительных контактов в ближайшее время.
Напомним, что Себастьен Лекорну, полковник резерва Национальной жандармерии, сопровождал в августе в Алжир президента Макрона. И, находясь в АНДР, в сопровождении Тьерри Буркхарда, начальника Генерального штаба Вооруженных сил Франции, где он лично встретился на продолжительной аудиенции с самим генералом армии АНДР Саидом Шангрихой, начальником Генерального штаба Национальной народной армии.
Согласно алжирским источникам: «Слушания позволили откровенно и прагматично обменяться мнениями по актуальным вопросам и делам, представляющим общий интерес для обеих сторон». Причем были рассмотрены как заявил Саид Шангриха: «Дела, претерпевшие большое развитие за последние годы в связи с ростом террористической угрозы в Африке в целом и в сахело-сахарском пространстве в частности».
Со своей стороны, Себастьен Лекорну подчеркнул «важную и ключевую роль Алжира в регионе», изъявив готовность «продвигать двустороннее военное сотрудничество на ожидаемом уровне. Эта роль должна быть усилена с возрождением Cemoc (Объединенного оперативного комитета Генерального штаба)», что и произошло после завершения работы специальной военной сессии двух стран, состоявшейся в алжирском Бени-Мессусе.
Параллельно под председательством президентов Теббуна и Макрона в Алжире состоялась встреча руководителей служб безопасности АНДР и Франции.
Это было первое подобное мероприятие такого уровня с момента обретения Алжиром независимости. В нем кроме генерала армии Саида Шангрихи, участвовали руководители Служб: по борьбе с подрывной деятельностью, внутренней безопасности (DGSI); документации и внешней безопасности (DGDSE). С французской стороны — министр обороны Себастьян Лекорну, начальник Генерального штаба Вооруженных сил Франции генерал армии Тьерри Буркхар и генеральный директор Службы внешней безопасности Франции DGSE Бернар Эми.
Интересно, что после этого французские источники отметили, что Теббун продолжает реструктуризацию своих разведывательных служб, начатую в июле текущего года с целью вернуть себе контроль над ними, в течение многих лет пользовавшихся в своих действиях определенной автономией от президентского надзора. Судя по всему, такая оценка появилась в связи с отсылкой вопросов французских разведчиков их алжирскими коллегами по одному из обсуждаемых вопросов к Теббуну.
Между тем, в связи с алжиро-французским «потеплением» возникает вопрос – насколько будет тесным и глубоким развитие сотрудничества АНДР и Парижа? Предположим, что пока российские и китайские интересы там пострадают мало – главная цель Теббуна – получить многомиллиардные инвестиции из европейских стран для развития алжирского сырьевого сектора.
Что же касается стремления Парижа развивать контакты на уровне армии и спецслужб, то это во многом оно определяется влиянием Алжира на ситуацию в Сахеле, и хорошее знание представителями его разведсообщества джихадистских группировок и ее лидеров. Франция рассчитывает, что благодаря этому у нее есть шанс остановить их наступление на лояльные ей политические режимы в регионе.
Судя по всему, на предстоящих встречах лидеров силового сообщества двух стран они и рассмотрят детали расширения такого сотрудничества.
Между тем, усиление такого взаимодействия ставит вопрос о дальнейшем сохранении прежних отношений с Китаем и особенно Россией. Пока, кажется, поводов у последней для серьезного беспокойства нет. Так, в октябре – ноябре Алжир и Москва готовятся провести многодневные военные маневры в Средиземном море и в пустыне Бешар (четыре дня) на границе с Марокко.
Заметим, что в сентябре текущего же года рота из АНДР участвовала в учениях «Восток-2022» на российском Дальнем Востоке. Куда, как подчеркивают алжирские источники, «были приглашены только близкие союзники Кремля».
В этой связи они указывают: «Со времен холодной войны русские полагались на страны Магриба и Сирию, чтобы иметь действующие военно-морские базы, предназначенные затруднить вероятное нападение на Россию с юга». И потому «с 2017 года алжирская и российская армии укрепляют свои связи с точки зрения оперативной совместимости, командных цепочек и оборудования».
Однако все это не мешает развивать Алжиру отношения с Францией, одной из главных держав, препятствующих действиям России на Украине, поддерживающей и политику США против Китая. И рано или поздно сохранение таких векторов в отношениях АНДР поставит алжирцев перед выбором – насколько будет глубоким такое сотрудничество, чтобы не нанести ущерба существующим отношениям с нынешними союзниками. Одной из причин подобного положения состоит в том, что оно находится в процессе пересмотра расстановки сил на мировой арене.
Так, алжирское руководство усмотрело в неспособности Китая не допустить визита третьего человека в американской политической элите Нэнси Пелоси на Тайвань его слабость.
С другой стороны, определенное недоумение наблюдается в АНДР и относительно скромных результатов России в проведении военной спецоперации на Украине по итогам первых восьми ее месяцев. В этом алжирские лидеры видят и определенную угрозу для себя, поскольку их союзники, оказавшиеся в такой ситуации, по их мнению, вряд ли смогут помочь им в случае, если их противником будут те же французы и их НАТовские коллеги.
И хотя пока уровень отношений не понижен, свидетельством чему служит готовящееся проведение взаимных военных маневров, сомнения в реальной силе российского и китайского союзников у алжирских лидеров зародились.
Не случайно и то, что вместо ожидаемого визита Теббуна в Москву, подготовляемого на лето текущего года, он в августе принимает у себя высокопоставленную французскую делегацию. Это весьма символично – алжирский лидер, несмотря на свою прежнюю вызывающую по отношению к Западу риторику, сейчас развернул ее на 180 градусов.
Тем самым он сигнализирует Западу, что не намерен целиком и полностью становиться на российскую сторону, хотя в первые недели после начала спецоперации Москвы на Украине Алжир фактически стал в одном шаге от выражения полной поддержки действий России.
Предположим, что и дальнейшее его поведение будет зависеть от конечных результатов действий России на данном направлении.