Деятельность Агентства США по Международному Развитию в Судане

Агентство США по Международному Развитию, больше известное как USAID, активно действует во многих районах мира, представляя интересы американского правительства. Так, в Судане Агентство начало активно сотрудничать со специальным представителем Президента Обамы в этой стране Дж. Грейшеном.

После подписания в 2005 г. Всеобъемлющего мирного соглашения американское правительство при посредстве Агентства направило в Судан более 6 млрд долл. для того, чтобы помочь новому южносуданскому правительству, занятому перестройкой системы регионального управления. Кроме того, средства были предназначены для осуществления различных образовательных программ, иммунизации детей, операций по оказанию гуманитарной помощи и миротворческих акций, а также мероприятий по поддержке суданских фермеров и предпринимателей. По словам Ирла Гэйста, помощника руководителя Африканского Бюро, Агентство “уже улучшило условия жизни миллионов суданцев, но решение главных задач еще впереди”.

4,7 млн человек, охваченных конфликтом в Дарфуре, остаются в тяжелом положении. Хотя Агентство взяло на себя значительную часть функций, раньше выполнявшихся неправительственными гуманитарными организациями (НГО), изгнанными из страны в марте 2009 г., эти функции — временны и должны быть заменены долгосрочной стратегией оказания продовольственной и медицинской помощи дарфурцам. Сотрудники Агентства работают в трудных условиях: происходят постоянные угоны автомобилей, нападения на его персонал , вторжения в помещения НГО-партнеров, а продолжающиеся военные столкновения препятствуют доставке гуманитарной помощи в Дарфур. С такими же проблемами сталкиваются и другие организации. Так, активизация в начале 2009 г. военных действий в Южном Дарфуре привела к перемещению огромного числа лиц, но главный партнер Агентства — Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН не смогла добраться до районов, в которых было сконцентрировано более 500 тысяч человек, нуждавшихся в помощи.

Таким образом, надежды многих суданцев на изменение ситуации после подписания ВМС не оправдались. Еще до того, как 13 международных гуманитарных организаций были изгнаны из Судана, помощь Дарфуру оказывалась нерегулярно и в недостаточном объеме, в настоящее же время возможности Агентства в Дарфуре и трех спорных районах стали еще более ограниченными.

В целом же, по подсчетам ООН, в настощее время в Дарфуре лишены продовольственной помощи более миллиона человек, а медицинской – более 650 тысяч. Большая часть финансируемых Агентством гуманитарных программ для Дарфура закрылась, а 40 % поставок продовольствия ВПП было утеряно. После изгнания НГО, буквально в течение одного дня большая часть дарфурской гуманитарной инфраструктуры, создание которой заняло несколько лет и в которой участвовали тысячи людей, была уничтожена. США дали ясно понять суданскому правительству, что забота о благополучии жителей страны теперь полностью ложится но его плечи.

Агентство пыталось опротестовать решение суданского правительства по вопросу об НГО. Это было особенно важно потому, что к моменту реализации этого решения, благодаря Агентству, ВПП и НГО, клиники и пункты раздачи продовольствия были наполнены месячными запасами продуктов и медикаментов. ВПП удалось снабдить оставшиеся НГО и продовольственные комитеты двухмесячным запасом продуктов. Эти организации прекратили другую деятельность и начали заниматься только продовольственным и лекарственным распределением, привлекая к этой работе руководителей местных общин. Оставшиеся НГО расширили их районы деятельности. Таким образом удалось избежать еще большего гуманитарного кризиса. Однако эти меры недостаточны. НГО вынуждены использовать временный необученный штат, и их ресурсы уже ограниченны. Кроме того, многие склады были разграблемы, помещения – разрушены, и система их охраны до сих пор не создана.

Агентство намерено сфокусироваться не просто на количественных аспектах предоставления помощи, но и на качественных, которые должны сделать программы эффективными и позволить им функционировать в соответствии с международными нормами и стандартами. В настоящее время было бы недостаточным просто достичь того уровня гуманитарной помощи, который наблюдался до марта. При участии Агентства Дж. Грейшен успешно провел переговоры с суданским правительством с целью позволить новым НГО заполнить образовавшийся пробел в предоставлении помощи. Теперь Агентство и его партнеры приступят к процессу возобновления гуманитарных операций. Некоторые новые проекты, прежде всего, касающиеся Дарфура, уже осуществляются.

Однако, бюрократические препоны и отсутствие необходимых мер безопасности по-прежнему мешают восстановлению гуманитарной инфраструктуры. Кроме того, регистрация новых НГО носит временный характер, и многие обещания суданского правительства остаются полностью или частично невыполненными. Например, оно до сих пор не вернуло средства Агентства, конфискованные у НГО-партнеров во время их изгнания.

В трех спорных районах, где изгнание партнеров Агентства также разрушило существовавшую схему гуманитарных и восстановительных работ, ситуация остается тяжелой и угрожает стабильности региона. Благодаря уникальной системе управления в этих районах гуманитарные программы в отдельных частях Южного Кордофана и Голубого Нила, контролировавшихся СНОД, продолжают действовать. Однако, реализация многих проектов в контролируемых северянами районах была приостановлена. Это обстоятельство обусловило несбалансированное распределение помощи, что, в свою очередь, будет подогревать конфликт в регионе, нуждающемся в принятии мер по усилению интеграции. Хотя две новые гуманитарные организации недавно начали работать в спорных регионах, ограниченные возможности у остававшихся НГО в сочетании с отсрочками в восстановлении программ помощи и началом сезона дождей усиливают риск конфликта. Правительству Судана и ООН еще предстоит подписать соглашение, которое должно формализовать процедуры осуществления программ помощи в трех районах.

Американское правительство и Агентство тесно работали с правительством Судана, ООН, другими донорами и гуманитарными организациями, чтобы расширить их возможности по заполнению пробелов, образовавшиеся в марте. Недавно Агентство начало получать информацию о возвращении домой отдельных групп дарфурских перемещенных лиц. Хотя некоторые из этих возвращений, скорее всего, являются сезонными, предполагается, что по мере улучшения ситуации все больше и больше людей будет возвращаться в свои деревни, пока все 2,7 миллиона человек, вынужденных покинуть свои дома из-за конфликта, не вернутся домой. Агентство намерено оказывать помощь добровольно возвращающимся, но эти лица должны иметь сертификаты, удостоверяющие “добровольность”, выданные Верховным комиссаром по делам беженцев при ООН или Международной организацией миграций. Остается не совсем понятным, как это будет осуществляться технически и будет ли предоставляться помощь тем, кто не получил такого документа. Агентство призвало правительство Судана поддержать деятельность тех организаций в Дарфуре, которые будут заниматься приемом беженцев. Оно же будет осуществлять защиту прав перемещенных лиц.

Агентство намерено сыграть важную роль в подготовке и проведении национальных выборов и референдума по вопросам самоопределения Южного Судана и Абьея. Правительство Южного Судана (GOSS) было создано совсем недавно – в 2005 г., его члены – не карьерные политики и они не обладают опытом работы в демократическом государстве, поэтому помощь членам этого правительства в осуществлении государственных функций и их обучение – главное в стратегии Агентства в Судане и в процессе успешного осуществления положений ВМС.

В настоящее время правительство Южного Судана не имеет ни помещений, ни ручек, ни бумаги, ни необходимого персонала для осуществления самых базовых функций. Однако в значительной степени с помощью Агентства работают ключевые министерства, создана система найма работников, сформирован бюджет и рабочие структуры. В настоящее время главные правительственные структуры функционируют, доходы поступают, выплаты производятся и законодательная схема выстроена. Но дело движется медленно, а недавний финансовый кризис показал, что работа многих управленческих структрур требует улучшения. До сих пор заасфальтировано всего несколько дорог, инфраструктура в целом остается в зачаточном состоянии, но и то, что делается, осуществляется силами международных организаций. Агентство помогает правительству выстроить четкую схему политических и экономических приоритетов. Но пока надежды на быстрые улучшения после подписания мира уступают место разочарованию, особенно в районах, больше других пострадавших от войны, где остаются напряжение и нестабильность. В результате межклановых столкновений и насилия, осуществляемого боевиками североугандийского повстанческого движения Армия сопротивления Господа повысилось число жертв среди мирного населения в южных районах Судана.

Чтобы увеличить объем инвестиций Южному Судану, Агентство создало программу помощи местным властям по снижению вероятности конфликта и упрочению политической стабилизации в трех районах и ключевых южных штатах. Агентство также оказывает помощь местным властям в сфере финансового управления.

Вместе с ООН и другими международными организациями Агентство занимается координацией подготовки национальных выборов. Агентство твердо придерживается той позиции, что всеобщие выборы в Судане необходимы, и озабочено отсутствием четко артикулированной системы подсчета голосов и существованием других препятствий на пути “демократического развития страны”. Как известно, дата выборов неоднократно переносилась, и даже если отсрочки были вызваны необходимостью более тщательной подготовки, они, тем не менее, могут оказаться и причиной дестабилизации. До голосования остается несколько месяцев, а до сих пор не существует бюджета выборов. Национальная избирательная комиссия (НИК) еще не сделала того, что было намечено несколько лет назад, — не создала вспомогательных комиссий по стране, которых должно быть 26, и не определила места для голосования. Кроме того, отказ южносуданских политических лидеров признать итоги переписи населения может привести к непредсказуемым последствиям после подведения результатов голосования. Наконец, большие проблемы возникнут с проведением выборов в Дарфуре с его огромным числом беженцев и перемещенных лиц, низкой грамотностью и отсутствием электорального опыта.

Тем или иным способом Агентство пытается помочь суданцам в решении этих проблем, но, учитывая нынешнее состояние подготовки выборов, не следует ожидать, что они пройдут гладко. По признанию работников Агентства, его вспомогательная программа по подготовке выборов, формированию электората и мониторингу голосования на данном этапе осуществляется крайне неэффективно по целому ряду причин, но прежде всего из-за нежелания суданского правительства принимать важные и своевременные решения в этом направлении.

Два работника Агентства — Джон Гранвилль и Абдельрахман Аббас Рахама — погибли в Судане при выполнении своих обязанностей (в целом в разных странах Агентство уже потеряло 91 работника). В честь погибших Агентство установило специальную премию, которой будут награждаться сотрудники организации, сделавшие заметный вклад в ее деятельность. В настоящее время при поддержке США и правительства Южного Судана строится и осенью в штате Голубой Нил откроется средняя школа имени Джона Гранвилля, который работал в этом регионе.

52.29MB | MySQL:103 | 0,609sec