К некоторым итогам российско-турецкого саммита в Анкаре

6 августа состоялся однодневный рабочий визит председателя правительства РФ В. Путина в Турцию. Российско-турецкий саммит в Анкаре, несмотря на его рабочий статус, безусловно, займет особое место в современной истории отношений двух стран. Беспрецедентно активный характер подготовительной работы, непосредственно предшествовавшей визиту, напряженный и насыщенный характер 6-ти часовых переговоров с участием в них на определенном этапе премьер-министра Италии С. Берлускони, и, наконец, их впечатляющий результат, включающий в себя подписание 20-ти межправительственных и межведомственных Соглашений, Протоколов и Меморандумов.

Это была 9-я личная встреча В. Путина и Р. Эрдогана. Думается, есть смысл для понимания складывающейся ситуации в российско-турецких отношениях коротко остановиться на их первом контакте, который состоялся в декабре 2002 года в Москве. В. Путин в то время – президент России, Р. Эрдоган – лидер новой, незадолго до этого созданной Партии справедливости и развития /ПСР/, правда уже имеющей в своем политическом багаже убедительную победу на всеобщих парламентских выборах и право на формирование однопартийного кабинета министров.

Многие эксперты в осенью 2002 года открыто выражали удивление и непонимание в связи с подготовкой в экстренном режиме встречи президента России с тогда еще мало известным генпредседателем молодой ПСР. Ведь российский президент явно не частил в плане контактов с лидерами зарубежных политических организаций. Однако такая российско-турецкая рабочая встреча в Москве и переговоры состоялись, несмотря на разный статус их участников и тот факт, что ранее они не были знакомы. Именно тогда и была заложена основа доверительных взаимоотношений двух лидеров, сформирована некая, как сегодня подчеркивают эксперты, «химия личных отношений между В. Путиным и Р. Эрдоганом, которые оба сумели понять в то время значимость своей встречи с точки зрения дальнейшего развития российско-турецких отношений».

Тогда В. Путин в ходе беседы в Кремле с Р. Эрдоганом выразил надежду на то, что «лучшие традиции в отношениях между Турцией и Российской Федерацией будут сохранены и преумножены и наши страны выйдут на новые рубежи сотрудничества». Ведь в этом плане, по мнению участников переговоров 2002 года, Москве и Анкаре есть над чем совместно работать. Взаимный товарооборот достигал тогда 5 миллиардов долларов. Примерно по 1-му млрд долл. составляли взаимные инвестиции в российскую и турецкую экономики. Около миллиона российских туристов ежегодно посещали Турцию. Близился к завершению процесс реализации уникального по мировым меркам энергетического проекта «Голубой поток». В Москве была достигнута договоренность о возобновлении работы российско-турецкой Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, что позволило активизировать действия сторон по всем вышеперечисленным аспектам.

Необходимо отметить, что тогда в ходе московских переговоров российское руководство с удовлетворением обратило также особое внимание на жесткую позицию лидера правящей в Турции партии в отношении борьбы с терроризмом, его искреннее стремление объединить усилия двух стран на этом направлении. Наряду с этим, именно встречи и переговоры лидера ПСР в Москве стали первым этапом укрепления политического диалога между нашими странами, развитие которого существенно повысило в дальнейшем уровень взаимного доверия, что, как показало реальное развитие событий, позитивно отразилось на всем комплексе отношений между Москвой и Анкарой.

Так что основа рабочего визита В. Путина 6 августа 2009 года в Анкару и его результатов закладывалась в Москве в декабре 2002 года. Судя по итогам августовского визита российского премьер-министра, тогда в России обеими сторонами был выбран верный вектор развития сотрудничества как на двустороннем, так и на региональном и глобальном уровнях.

Августовский российско-турецкий саммит в Анкаре возник в планах двух руководителей 16 мая с.г. в ходе их встречи в Сочи. В рамках краткосрочного рабочего визита главам правительств двух стран удалось провести детальный анализ всего комплекса двусторонних отношений, а также основных направлений партнерства двух стран по региональным и глобальным проблемам.

Главы правительств России и Турции с удовлетворением констатировали по итогам сочинских переговоров, что Москве и Анкаре удалось поднять двусторонние отношения до уровня продвинутого многопланового партнерства. Объем российско-турецкого товарооборота уверенно растет и по состоянию на конец 2008 года превысил 35 млрд. долларов. Достойные темпы показывает и инвестиционное сотрудничество. Важнейшим обстоятельством турецкие эксперты называют то, что оба руководителя не удовлетворены этими высокими показателями и уверены в том, что Россия и Турция в состоянии добиться их дальнейшего роста.

Решить эту задачу на нынешнем этапе позволит, по их мнению, расширение сотрудничества, прежде всего, в энергетической сфере. В Сочи была достигнута принципиальная договоренность о продлении контракта на поставки в Турцию российского газа по Трансбалканскому маршруту, срок которого истекает в 2011 году, а также о продолжении совместной работы по проекту «Голубой поток-2», выражена взаимная заинтересованность в поставках в Турцию российской электроэнергии. В Турции цитируют слова Р. Эрдогана о том, что «в ближайшие дни будут завершены все процедуры по очень важному для обоих стран атомному тендеру, в соответствии с которым именно российская компания «Атомстройэкспорт» построит первую в Турции атомную электростанцию».

Ведущие телеканалы Турции CNN Turk и NTV в связи с этим акцентировали внимание на благодарности, выраженной в Сочи премьер-министром Турции в адрес России. «Мы знаем и помним о том, что Россия никогда не подводила Турцию в плане поставок газа, а наоборот, всегда в трудные минуты, когда мы испытывали проблемы с обеспечением этих поставок, приходила на помощь и наращивала необходимые объемы. Россия – надежный партнер. Я от своего имени и от лица всего турецкого народа выражаю за это свою благодарность», — подчеркнул Р. Эрдоган.

Наряду с этим, оба руководителя обсудили в Сочи ряд крайне важных вопросов, связанных и с российско-турецким взаимодействием на региональном уровне, выразили готовность усилить координацию своих действий, в т.ч. в Совете Безопасности ООН, по проблемам ближневосточного и кипрского урегулирования, а также по укреплению мира и стабильности на Южном Кавказе. Р. Эрдоган по возвращению в Анкару охарактеризовал свой визит как «очень полезный и плодотворный».

Итоги российско-турецкого саммита в Сочи показали, что в отношениях между двумя странами налажен стабильный политический диалог на высшем уровне. Подтверждением этого стало и то, что глава турецкого правительства пригласил В. Путина в ближайшее время посетить Турцию и продолжить обсуждение дальнейших конкретных шагов по реализации сочинских договоренностей, оформлению их в соответствии с правовыми и юридическими нормами. По дипломатическим каналам договорились встретиться в Анкаре 6 августа.

Необходимо отметить, что к этому визиту, по оценке обеих сторон, была проделана беспрецедентная подготовительная работа. Вот некоторые этапы этого напряженного периода. 1- 2 июля в Москве находились сразу две представительные турецкие делегации. Одну из них возглавлял министр иностранных дел Турции А. Давутоглу, другую – министр энергетики и природных ресурсов страны Т. Йилдыз. Работа обеих делегаций была подчинена одной цели – подготовке российско-турецкого саммита в Анкаре.

Главы дипломатических ведомств двух стран предметно обсудили весь комплекс российско-турецких отношений, широкий спектр актуальных проблем региона, международной жизни в целом. Была подтверждена обоюдная заинтересованность в дальнейшем наращивании многопланового сотрудничества. Министры дали высокую оценку подписанной в Москве в феврале этого года совместной Политической декларации, которая нацеливает министерства иностранных дел, другие ведомства России и Турции на последовательное наращивание многопланового партнерства и вывод двусторонних отношений на качественно новый уровень.

Министры выразили удовлетворение тем, как быстро и хорошо развиваются торгово-экономические отношения. Несмотря на неизбежные последствия мирового финансового кризиса, они по-прежнему составляют прочную основу двустороннего взаимодействия. Было подтверждено намерение продолжить его углубление в энергетике, инвестиционной сфере и в других областях.

Стороны констатировали, что по международным вопросам подходы Москвы и Анкары в подавляющем большинстве случаев близки или совпадают. Это проявляется, в том числе, в рамках сотрудничества в ООН и в ее Совете Безопасности, где Турция сейчас является непостоянным членом. В русле одобренных мировым сообществом общих подходов Турция и Россия активно и инициативно способствуют скорейшему урегулированию ситуации в Ираке, всеобъемлющему ближневосточному урегулированию, выступают с ответственными конкретными предложениями, содействующими движению в этом направлении. Россия и Турция заинтересованы в исключительно мирном урегулировании вопросов, связанных с иранской ядерной программой. Состоялся также обмен мнениями по ситуации в Закавказье во всех ее аспектах с учетом, в том числе, турецкой инициативы о разработке Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе.

Договорились о конкретных путях интенсификации совместной работы по развитию сотрудничества в Причерноморье, в том числе, в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества, «Блэксифор» и инициированной Турцией операции «Черноморская гармония».

Примечательно, что параллельно с переговорами глав дипломатических ведомств России и Турции, в Москве проходили не менее насыщенные контакты между представителями энергетических ведомств двух стран. Российскую делегацию возглавлял вице-премьер Игорь Сечин, который предстал перед турецким министром энергетики в новом статусе сопредседателя российско-турецкой межправительственной комиссии пол торгово-экономическому сотрудничеству. Как известно, с турецкой стороны ее возглавляет министр энергетики и природных ресурсов республики Танер Йылдыз, который привез в Россию чуть ли не всех ключевых чиновников своего министерства.

«У нас очень много тем для обсуждения», — сказал российский вице-премьер. Помимо энергетики, это еще и подготовка визита Владимира Путина в Турцию. Разговор затянулся почти на четыре часа. Обсудили все вопросы: в том числе 15 совместных проектов — в сфере энергетики, производства минеральных удобрений, ядерной энергии, а также возможное участие турецких компаний в строительстве объектов сочинской олимпиады.

Без сомнения, из всех обсуждавшихся вопросов, следует выделить два. Это проект Южный поток и атомный тендер на строительство в Турции первой АЭС, которые являются стержнем предстоящего 6 августа визита в Турцию главы российского правительства. Россия предложила Турции сотрудничество по Южному потоку. «Мы надеемся, что турецкая сторона рассмотрит эти предложения, и будем еще больше работать, чтобы наши предложения были более привлекательны и понятны для наших партнеров», — разъяснил И. Сечин.

Т.Йилдыз, в свою очередь, заверил, что Турция не рассматривает ни один из проектов в качестве конкурирующих. По мнению прагматичного министра, поддержки заслуживает любой из них, представляющий взаимный интерес и выгоду. В любом случае решающее слово — за премьер-министрами двух стран, заключил он.

Что касается атомной энергетики, а именно возможности постройки российскими специалистами четырех блоков АЭС в Турции, то сейчас решается, как можно снизить стоимость проекта. По словам И. Сечина, это очень непростые вопросы, требующие и времени, и очень скоординированной работы. Слова российского вице-премьера были подтверждены реальным развитием событий. 21 июля состоялся его ответный рабочий визит в Турцию.

Теперь уже И. Сечина сопровождала многочисленная и представительная делегация, в составе которой были руководящие сотрудники ряда российских министерств и ведомств, а также крупнейших энергетических компаний России «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти», «Интер РАО ЕЭС», «Атомстройэкспорта» и других. Российский вице-премьер встретился и провел переговоры с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом, министром иностранных дел Ахметом Давутоглу, министром энергетики и природных ресурсов Танером Йилдызом, ведущими представителями турецких деловых кругов.

Турецкие эксперты обратили особое внимание на тот факт, что это уже вторая в июле встреча российских и турецких министров. По их мнению, это свидетельствует об интенсивности российско-турецких контактов на высоком и высшем уровне. Переговоры российского вице-премьера в Анкаре затянулись далеко за полночь, а с турецким премьером продолжались более двух часов вместо запланированных 30 минут. Обе стороны выразили удовлетворение их итогами.

Глава российской делегации, поблагодарив турецкую сторону за конструктивные переговоры, отметил на пресс-конференции в Анкаре, что «товарооборот между нашими странами достиг внушительного объема и приближается к отметке в 40 млрд. долларов. Турция и Россия важнейшие партнеры. Наши переговоры посвящены подготовке к заседанию Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и визиту премьер-министра России В. Путина в Турцию по приглашению главы турецкого правительства Р. Эрдогана. Спектр нашего динамичного сотрудничества очень широк, от проектов в энергетике до сельского хозяйства и производства удобрений».

Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йилдыз, в свою очередь констатировал, что в ходе переговоров обсуждались различные аспекты двустороннего сотрудничества, а также энергетические проекты «Южный поток» и «Голубой поток-2». «Сотрудничество между Турцией и Россией носит многоплановый и стратегический характер. Обе страны активно взаимодействуют в самых различных областях: от энергетики, транспорта и межрегионального сотрудничества до туризма. Состоявшиеся переговоры с российским вице-премьером создали хорошую основу для предстоящих в ближайшие дни переговоров премьер-министра РФ Владимира Путина с главой правительства Турции Тайипом Эрдоганом», — подчеркнул он.

Наряду с этим, буквально накануне визита главы российского правительства 3-5 августа в Анкаре состоялось девятое заседание Смешанной российско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В рамках заседания были согласованы большинство из 20-ти запланированных к подписанию на саммите документов. Тем не менее, значительный объем окончательной доработки документов был оставлен для личных переговоров двух премьеров, которые продолжались в течение 6 часов вместо отведенных протоколом 2-х. Даже отмечаемые нами временные рамки российско-турецких встреч и контактов говорят о важности, насыщенности и напряженности переговорного процесса.

Это подтвердил и сам В. Путин на заключительной пресс-конференции в здании правительства Турции. «Скажу откровенно, переговоры шли непросто. Можно сказать сложно. Я хочу поблагодарить моего коллегу турецкого премьер-министра, членов команд наших стран, которые обеспечивали подготовку и проведение этих переговоры за проделанную работу. Наши турецкие друзья сложные переговорщики. Но я хочу особо подчеркнуть: мы нашли развязки и компромиссы по всем вопросам. Мы обо всем договорились», — подчеркнул российский премьер-министр. Такой настрой, по его мнению, внушает оптимизм и полностью соответствует содержанию и качеству российско-турецких торгово-экономических связей, демонстрирует готовность их вывода на качественно новый уровень.

Владимира Путина поддержал его коллега Реджеп Эрдоган. «Мы провели с Владимиром Путиным очень важные и результативные переговоры как в составе делегаций, так и в режиме «один на один». Эти переговоры стали продолжением нашей встречи в Сочи в мае этого года. Их итоги констатируют углубление и качественное расширение наших отношений во всех областях», — констатировал глава турецкого правительства.

Эти слова двух премьер-министров нашли подтверждение в подписании всех запланированных ранее 20-ти двусторонних документов. Думается, есть смысл их перечислить, так как в подавляющем числе зарубежных и российских СМИ допускается неточности не только в количестве подписанных документов, но и в их названии.

1. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в газовой сфере.

2. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительство Турецкой Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере.

3. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительство Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере атомной энергетики.

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительство Турецкой Республики о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительство Турецкой Республики об оперативном оповещении о ядерной аварии и об обмене информацией о ядерных установках.

6. Меморандум между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Турецким институтом стандартов о взаимопонимании по сотрудничеству в области стандартизации и оценки соответствия.

7. Меморандум о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством и Турецким советом по научно-техническим исследованиям по вопросам сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

8. Меморандум между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Генеральной дирекцией по защите и контролю Министерства сельского хозяйства и по делам деревень Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере контроля за безопасностью импортной и экспортной продукции рыболовства и аквакультуры.

9. Протокол по вопросам экономического и торгового сотрудничества в области производства, поставок и дальнейшей дистрибьюции минеральных удобрений, а также фосфорного и калийного сырья между ОАО «Акрон» (Российская Федерация) и «Ост Олгун Дыш Тиджарет А.Ш.» (Турецкая Республика).

10. Протокол о намерениях между ТЕТАШ и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» по торговле электроэнергией.

11. Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и «Акса Энерджи».

12. Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и «Чалык Холдинг».

13. Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и «Тёркиш Петролеум Корпорейшн».

14. Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и «ТЮПРАШ – Тюркие Рафинерилери А.Ш.».

15. Протокол о намерениях между ООО «Газпром экспорт» и компанией «Чалык»

16.Протокол о намерениях между ООО «Газпром экспорт» и компанией «АКСА Энерджи»

17. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в области образования, науки, культуры, молодежных обменов и спорта.

18. Протокол заседания Смешанной Российско-Турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

19. Меморандум по таможенным процедурам между ФТС России и таможенным ведомствам Турции.

20 Меморандум о взаимопонимании между Управлением финансовых рынков Турции и Федеральной службой по финансовым рынкам

Турецкие эксперты отмечают тот факт, что Россия и Турция будут сообща работать над проектами газопроводов «Южный поток» и «Голубой поток-2», нефтепровода Самсун – Джейхан, строительства на турецкой территории подземных газовых хранилищ. Предстоит заключительный этап согласований по проекту строительства в Турции первой АЭС. Москва и Анкара будут сотрудничать в космической сфере и в области сельского хозяйства. Меморандум о таможенных процедурах снимает очень болезненные для турецкой стороны вопросы и предоставляет возможности для расширения сотрудничества двух стран в этой области.

Важным является принятое двумя премьер-министрами решение о создании Межправительственного механизма, в рамках которого главы правительств двух стран будут лично регулярно контролировать ход выполнения всех документов, которые были подписаны в ходе российско-турецкого саммита в Анкаре. По словам министра иностранных дел Турции А. Давутоглу, выступавшего на одном из телевизионных каналов, первая такая встреча глав правительств двух стран должна состояться уже в конце этого года. Турецкий министр, отвечая на вопрос ведущего, повторил официальную точку зрения Анкары о том, что подписанные в Анкаре договоренности по сотрудничеству в сфере энергетики, являются не альтернативой, а дополнением к проекту Набукко, так как в них говорится о южном направлении поставок российского газа – в арабские страны и Израиль.

Думается, будет несправедливым, если не упомянуть третьего участника российско-турецкого саммита в Анкаре. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, хотя и не выступал на заключительной пресс-конференции, а лишь сфотографировался с главами правительств России и Турции, по его словам, «сыграл активную роль в том, что Москва и Анкара смогли подписать целый пакет документов». Итальянский премьер расценил подписание российско-турецких договоров и протоколов как «большой успех и Италии». С. Берлускони, выступая в Риме перед журналистами, напомнил, что итальянская компания ЭНИ является держателем акций газопровода “Голубой поток” и трубопровода Самсун-Джейхан, и Италия приложила необходимые усилия для того, чтобы убедить Турцию разрешить прокладку “Южного потока” в ее экономической зоне. Итальянский премьер рассказал и о том, что сыграл роль активного посредника в переговорах между В. Путиным и Р. Эрдоганом, имея на то полномочия от обеих сторон.

Средства массовой информации Турции, эксперты, деловые круги страны проявляют исключительный интерес к итогам рабочего визита В. Путина в Анкару. В заявлении, распространенном руководством Чалык-холдинга — это одна из крупнейших турецких компаний — визит в Турцию премьер-министра России, назван «историческим». Заявление сделано по поводу подписания Чалык-холдингом соглашений с российскими компаниями Газпромом и Роснефтью. Руководство турецкой компании выразило удовлетворение в связи с тем, что ему удалось внести «и свой вклад в турецко-российское историческое сотрудничество».

Отдельно обращается внимание на беспрецедентно активный характер подготовительной работы, непосредственно предшествовавшей визиту. В этой связи газета «Хабертюрк» в первой полосе под заголовком «Путин обеспечил успех» пишет о том, что общая стоимость проектов, реализация которых предусмотрена подписанными протоколами и соглашениями, может составить порядка 40 млрд. долларов США.

Близкая к правительственным кругам одна из крупнейших в Турции газета «Сабах», подробно сообщая об итогах визита В. Путина, выносит на первую страницу заголовок – «Соглашения века». При этом подчеркивается, что сотрудничество России и Турции достигло столь высокого уровня, что к нему можно применять термин «стратегическое». «Благодаря подписанию двадцати документов Турция и Россия связали свою судьбу», — констатирует газета.

Влиятельная в Турции оппозиционная газета «Джумхуриет», акцентируя внимание на энергетической повестке дня переговоров, отмечает, что «подписи российского и турецкого премьер-министров под целым рядом соглашений открывают дорогу к стратегическому партнерству». Особо отмечается решение сторон расширять основу для сотрудничества даже в тех проектах, в которых «Россия и Турция, казалось бы, являются конкурентами».

Энергетическая составляющая российско-турецкого саммита в Анкаре, безусловно, привлекает наибольшее внимание местных экспертов и СМИ. Наряду с этим, большинство обозревателей приходят к выводу и о том, что благодаря энергетике Россия и Турция создали прочную основу для активного политического взаимодействия в международном и региональном форматах. Это, в свою очередь, будет оказывать позитивное влияние как на геополитическую, так и на экономическую обстановку в регионе и мире в целом.

Необходимо отметить, что высказываются и другие мнения. Так, в аналитической статье газеты «Радикал», посвященной российско-турецкому саммиту, автор пытается ответить на вопрос: становится ли Турция энергозависимой от России? По его мнению, осуществление намеченных планов неминуемо приведет к тому, что Турция окажется в серьезной энергозависимости от своего северного соседа. Основной целью российского премьера на переговорах в турецкой столице, полагает газета, являлось получение согласия Анкары на прокладку трубопровода «Южный поток» «в турецких территориальных водах». Анкара, хотя и не дала своего окончательного согласия, но «зажгла зеленый свет» осуществлению этого проекта. Как успех России газета расценивает и пролонгацию российско-турецкого договора о поставках природного газа, срок действия которого истекал в 2011 году. В противном случае Анкара могла бы поменять поставщика: по информации газеты, место России стремились занять Азербайджан, Туркмения, Иран и Ирак.

Несмотря на то, что проект строительства российскими компаниями АЭС в Турции формально до конца не согласован и турецкая сторона настаивает на дальнейшем снижении цены на электроэнергию, которая будет производиться на станции, заявление высокопоставленного чиновника из аппарата правительства РФ о том, что тендер выиграл российско-турецкий консорциум, поставило, полагает газета, турецкое руководство в такое положение, когда обратного пути уже быть не может. Несмотря на пикантность ситуации, по информации из осведомленных источников газеты, это заявление продолжает расцениваться «в дипломатических кругах как преждевременное».

Принципиальное согласование прокладки трубопровода от черноморского Самсуна к средиземноморскому Джейхану превращает последний в крупный нефтеналивной терминал, но одновременно ставит его функционирование в зависимость от поставок российской нефти. А общий итог подписанных документов, по мнению газеты — это дальнейший рост российского влияния на мировом рынке энергоресурсов. Одновременно Турция становится страной, зависимой от России в сфере поставок нефти и газа, а также в области ядерной энергетики, — делает вывод автор статьи.

В данном материале газеты «Радикал» много неточностей и спорных вопросов. Во-первых, говоря о прокладке «Южного потока», речь не идет о территориальных водах Турции, а об ее экономической зоне. С точки зрения международного морского права, это совершенно разные вещи в плане ведения переговоров по их использованию. Во-вторых, что касается возможностей Азербайджана, Туркмении, Ирана и Ирака занять место России в поставках «голубого топлива» в Турцию, то таковых у этих стран нет с точки зрения одновременного наличия трех главных компонентов: наличие газа, трубопроводной системы, гарантий бесперебойных поставок в любых условиях. Значимость всех этих компонентов Турция хорошо почувствовала на гарантированных поставках газа из России и их незапланированных увеличениях при возникновении форс-мажорных ситуаций /например, при регулярных сокращениях или же отключениях поставок из Ирана/. Здесь уместно еще раз напомнить уже упоминавшиеся нами слова благодарности за такую надежность, сказанные в мае с.г. в Сочи главой правительства Турции Р. Эрдоганом.

Наконец, в третьих, по поводу набившей оскомину энергозависимости Турции от России. Россия уже 23 года поставляет газ в Турцию, т.е., следуя логике автора статьи, «держит в энергозависимости турецкую сторону». За этот срок не было ни одного случая не выполнения Москвой своих контрактных обязательств. Более того, Россия неоднократно выручала Турцию, поставляя по ее просьбе газ сверх объемов, оговоренных контрактом, когда сокращались поставки «голубого топлива» из других источников, в частности, из Ирана. В связи с этим, можно процитировать руководителей энергетических ведомств Турции, которые регулярно констатировали, что «российская компания «Газпром» в сложившейся ситуации в очередной раз проявляет по отношению к Турции жест доброй воли. Увеличение поставок российского газа и использование запасов сжиженного газа позволяет на нынешнем этапе избежать проблем в энергоснабжении населения Турции и ее экономики».

Следует согласиться, что есть и рациональное звено в статье газеты «Радикал». Оно касается атомного тендера. Действительно, проект до конца не согласован. Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, выступая 10 августа в Анкаре, сообщил, что решение по тендеру будет принято в течение месяца. Предстоит проработать общую эффективность проекта, в том числе за счет снижения стоимости привлекаемых кредитных ресурсов. С этой целью будет создана специальная рабочая группа.

«Тендерный процесс продолжается, и анализ предложения на строительство АЭС проводится исходя из национальных интересов страны и разумной цены. Если в этом вопросе удастся найти рациональное решение, дело будет решено», — сказал Т. Йылдыз. Как известно, изначально «Атомстройэкспорт» предлагал установить тариф на уровне 0,21 доллара за 1 кВт.час, однако затем скорректировал заявку до 0,1533 доллара за 1 кВт.час. Примечательно, что В. Путин, выступая на пресс-конференции в Анкаре, счел нужным отметить, что нынешние российские ценовые предложения по всему проекту уже гораздо ниже мировых. Понятно, если ценовые недоговоренности формально станут причиной отказа России в реализации проекта, то это будет политическое решение, ценой которому, с учетом печально известных вертолетного тендера и покупки компании Тюпраш, станет существенный откат в российско-турецких отношениях от взаимовыгодных позиций, выстроенных за последние семь лет двумя странами ценою огромных усилий.

42.43MB | MySQL:87 | 0,627sec