Салим Файяд: «Палестинское государство должно появиться через два года»

25 августа 2009 г. глава палестинского кабинета министров Салим Файяд (возглавляющий палестинское правительство с 2007 г., когда в секторе Газа был осуществлен переворот движения ХАМАС) предал гласности подготовленный возглавляемым им правительством «двухлетний план создания институтов и инфраструктуры независимого палестинского государства». Иными словами, обнародование этого «плана» предполагает, во-первых, что независимое Государство Палестина должно стать политической реальностью в 2011 г., а, во-вторых, что его создание не связано с ожиданием итогов палестино-израильских переговоров. В-третьих же, появление «плана» правительства С. Файяда, означает также, что, по крайней мере, ключевые фигуры исполнительной власти Палестинской Национальной Администрации (ПНА), будут, вероятно, в обозримом времени сохранены. По сути дела, это первый результат того нового курса правящего в ПНА, ныне ограниченной только Западным берегом реки Иордан, движения ФАТХ, провозглашенного на VI съезде этой политической организации.

Представляя свой «план» журналистам, приглашенным в резиденцию палестинского премьер-министра в Рамалле, С. Файяд заявлял, что этот документ представляет собой «вызов, который бросает воля палестинцев (Израилю – Г.К.), а также одну из форм борьбы и сопротивления». С другой же стороны, С. Файяд подчеркивал, что «становление суверенного палестинского государства будет способствовать укреплению безопасности и стабильности региона (Ближнего Востока – Г.К.). Говоря же, в этой связи, о том, где это государство возникнет, палестинский премьер-министр заявлял, что «Государство Палестина со столицей в Иерусалиме возникнет в границах 1967 г.» (в пределах Западного берега и сектора Газа). Глава палестинского кабинета министров замечал также, что установленный его правительством двухлетний срок создания государства – насущная необходимость в связи с тем, что «реализация принципа “двух государств” может быть сорвана» в случае большей длительности процесса, которому уже сегодня угрожают «израильские поселенческие планы и действия». Наконец, он подчеркивал: «Настало время нам, народу, живущему под оккупацией, получить свободу и национальные права, гарантируемые нам международным правом. Настало время не подчиняться тем условиям, которые оккупант стремится нам навязать».

Более того, по его же словам, «создание палестинского государства будет осуществляться вопреки оккупации», поскольку, как подчеркивал С. Файяд: «Мы не можем продолжать существовать в условиях переходного периода, определенного соглашением Осло как этап, который будет продолжаться пять лет, в течение бесконечного времени. Если мы сами захотим, чтобы это государство возникло, никто в мире не сможет нам помешать (любопытный парафраз известного высказывания Теодора Герцля – Г.К.)». Впрочем, ссылки на Израиль (в его качестве модели для действий палестинцев) этим лишь не ограничивались. Как говорил глава палестинского кабинета министров: «Израиль возник не в 1948 г. То, что произошло в 1948 г., стало не более, чем провозглашением создания Израиля. Практически же он возник значительно раньше. Сначала были созданы его институты, а затем провозглашено его создание. Мы также сначала создадим наши институты, а затем провозгласим создание нашего государства».

Но и далее, предлагая «план» создания Государства Палестина, С. Файяд не мог обойтись без (хотя и не всегда четко выражавшихся) параллелей и аллюзий на процесс возникновения еврейского государства. Так он, в частности, замечал: «Если и не будет полного согласия в связи с соглашением о становлении независимого палестинского государства, то Совет Безопасности может принять обязывающую всех резолюцию о его создании».

Одновременно, в распространенном среди журналистов правительственном заявлении отмечалось, что «создание палестинского государства в течение предстоящих двух лет – долг и возможность», в том числе и в интересах «прекращения оккупации». Вместе с тем, С. Файяд подчеркивал, что его «план», связанный, прежде всего, с деятельностью министерств здравоохранения, высшего и среднего образования, экономики и коммуникаций, всего лишь передан на рассмотрение «президента» Махмуда Аббаса, как и то, что он «надеется, что этот план будет одобрен президентом и руководящими органами Организации освобождения Палестины – ООП» (26 августа 2009 г. в Рамалле должна открыться внеочередная сессия «парламента» ООП – Палестинского Национального Совета – Г.К.).

Тем не менее, о какой «инфраструктуре» и о каких «институтах», создание которых предполагается в течение будущих двух лет, идет речь?

«План» С. Файяда предусматривает, в первую очередь, «строительство палестинского международного аэропорта в районе Эль-Гор (бассейн реки Иордан – Г.К.) и возвращение аэродрома Каландия (ныне в составе контролируемого Израилем “Большого Иерусалима” – Г.К.)». Внимание к вопросу строительства аэропорта палестинский премьер-министр объяснял тем, что «аэропорт – стратегическая проблема, решение которой принципиально важно для будущего палестинского государства». Далее он добавлял: «Я обсуждал эту проблему с представителями нескольких европейских государств, а также Соединенных Штатов. Американцам я сказал, что будущий план правительства включит создание международного аэропорта в районе Эль-Гор». Как это и полагается делать в современном «демократизирующемся» мире, С. Файяд добавлял: «Я сказал американским официальным лицам, что мы хотим построить аэропорт в Эль-Горе для того, чтобы иметь возможность принять президента Обаму, который прилети к нам на обычном воздушном судне, а не на вертолете».

С другой стороны, как предполагает «план» С. Файяда, инфраструктура будущего палестинского государства включит создание новых учебных заведений (в том числе и высших), учреждений медицинского профиля, транспортных артерий, как и промышленных предприятий. Наряду с этим, когда речь идет об институтах будущего государства, то все тот же «план» предусматривает создание некоторых новых государственных учреждений, который будут специализироваться на решении вопросов, связанных, прежде всего, с проблемами управления экономикой.

Вместе с тем, «план» главы палестинского кабинета министров должен рассматриваться, как, в первую очередь, фьючерсный проект. Это связано не только с тем, что он пока еще не утвержден высшим руководством ПНА и ООП, но также и с тем, что этот «план» содержит, скорее, не конкретные положения, а некие «общие контуры» (что подчеркивал и сам С. Файяд) действий правительства в течение двух будущих лет его возможной деятельности. Как отмечал палестинский премьер-министр, «конкретные детали реализации его плана» будут еще «разрабатываться специализированными министерствами и государственными управлениями».

Одновременно, фьючерсный характер этого «плана» определяется и все еще сохраняющейся неурегулированностью положения сектора Газа. Хотя на сектор, как подчеркивал С. Файяд, и «распространяются положения плана», для его вероятной реализации в пределах территории этого палестинского региона необходимо «достичь палестино-палестинского соглашения, которое положен конец нынешнему расколу». По его же словам, предстоящие палестинские выборы, которые, как это предполагается ныне, могут состояться в январе 2010 г., станут в некотором роде «предпосылкой для преодоления существующей в настоящее время ситуации». Фьючерсный характер «плана» С. Файяда определяется и тем, что, хотя его появление и позволяет надеяться на то, что общие контуры будущего палестинского правительства останутся неизменными, тем не менее, для того, чтобы эта неизменность сохранилась, глава ПНА должен найти взаимопонимание со всеми (что было доказано в ходе проведения VI съезда ФАТХ) «лагерями» в правящем на Западном берегу ПНА движении, как и взаимопонимание с иными группами политического действия в рядах ООП. Эта мысль была выражена С. Файядом на его встрече с журналистами 25 августа 2009 г. вполне отчетливо: «Правительство обязано следовать программе действий Организации освобождения Палестины и Палестинской Национальной Администрации».

Наконец, фьючерность «плана» связана и с тем, что призыв С. Файяда создавать «институты» и инфраструктурные объекты будущего палестинского государства предполагает, что они будут возникать, в первую очередь, в тех районах Западного берега, которые, согласно соглашению Осло, относятся к зоне “C” (более 60% территории этого палестинского региона), которая является исключительной сферой гражданского управления и безопасности еврейского государства (в отличие от зоны “A”, находящейся под управлением ПНА, и зоны “B”, в гражданском отношении подчиненной ПНА, а с точки зрения безопасности – Израилю). Говоря об этом, глава палестинского совета министров подчеркивал: «Мы знаем, что они (Израиль – Г.К.) разрушают те объекты, которые мы создаем в этой зоне. Это означает, что мы должны избавить наше сознание от мысли о том, что мы не должны там строить». Касаясь того же обстоятельства, С. Файяд добавлял: «Они (израильтяне – Г.К.) стремятся внушить нам, что эти районы (зона “C” – Г.К.) являются спорными. Мы же должны утвердить наше право на них, начав там строить и сооружать объекты, вне зависимости от того, что они по этому поводу думают».

Собственно, как раз поэтому, далекий от четкой конкретизации идеи создания «институтов» и инфраструктуры «план» С. Файяда сегодня выглядит как не более чем политическая «декларация о намерениях», как политическое заявление, но не как объективная (и способная изменить существующую ситуацию) программа действий правительства.

62.91MB | MySQL:102 | 0,481sec