О новом канале поставок иранских вооружений «Хизбалле» через аэропорт Бейрута и возможной реакции Израиля

В зарубежных СМИ появилась информация об угрозах Израиля нанести удары по аэропорту Бейрута[i]. Поводом стали предположения об использовании воздушной гавани ливанской столицы для поставок оружия, которые якобы осуществляет иранская авиакомпания Meraj Airlines. Власти Ливана на данный момент все обвинения отрицают. Основным союзником Тегерана в стране выступает шиитская организация «Хизбалла» и ее боевое крыло, которое на порядок боеспособнее ливанской армии. На вооружении организации больше сотни тысяч ракет, а также боеспособные, мотивированные и обученные отряды. С момента основания в середине 1980-х годов «Хизбалла» принципиально выступает против Израиля и вела с ним войны – от освобождения оккупированного Южного Ливана в 1990-х годах до отражения вторжения в 2006 году. По сей день на границе между государствами случаются перестрелки и даже обмены ударами.

Прямые поставки в Ливан не всегда могут обеспечить скрытность и влекут риски нападок оппозиционных «Хизбалле» политических сил, поэтому трафик грузов, как сообщается, шел через соседнюю Сирию. Самолеты выгружали оружие в аэропорту Дамаска, после чего оно шло по земле в Ливан. Однако в последние годы израильские ВВС регулярно наносили удары по воздушной гавани сразу после прибытия бортов. Вполне вероятно, что из-за потерь и возникших издержек в Иране решили поставлять грузы напрямую в Ливан.

Безусловно, атаки Израиля повлияли на иранскую логистику, но определенную роль в этом сыграли и сирийские власти. За почти три года перемирия и отсутствия внешней угрозы семья президента Сирии Б.Асада укрепила позиции и активно стала пытаться сократить влияние своих иностранных союзников, включая «Хизбаллу». Во многом это происходит в обмен на деньги ОАЭ, КСА и Иордании, настроенных резко против Ирана.

Еще в мае 2022 года стали известны конкретные случаи, когда сирийские спецслужбы ограничивали передвижение принадлежащих «Хизбалле» автомобилей: лишь трем-четырем командным машинам позволили передвигаться без досмотра. У транспорта «Хизбаллы»  также массово изъяли пропуска на проезд через блокпосты. Через создание проблем со снабжением организацию начали буквально выдавливать из занимаемых районов. В итоге в руководстве «Хизбаллы» еще полгода назад рассматривали значительное сокращение присутствия в Сирии. На этом фоне изменения в логистике и поставки оружия напрямую в Ливан выглядят вполне обоснованными.

В случае превращения аэропорта Бейрута в фактический хаб для приема иранского вооружения у Израиля есть несколько вариантов действий:

– спровоцировать давление США и монархий Персидского залива на Ливан. Рычагов влияния достаточно: страна уже три года находятся в затяжном экономическом кризисе и зависит от зарубежной помощи. Спонсоры могут просто шантажировать отказом в очередном транше и заставить местных политиков выполнить условия;

– организовать диверсию в воздушной гавани столицы Ливана, подобную тем, которые израильские спецслужбы проводят на стратегических объектах в Иране;

– нанести массированный авиаудар по бейрутскому аэропорту и уничтожить все возможные цели.

Однако налет на объект в ливанской столице неизбежно вызовет серьезный ответ «Хизбаллы», который может перерасти в новую войну в регионе. Поэтому с высокой вероятностью израильтяне прибегут к силовому сценарию лишь в крайнем случае, если все другие меры не дадут результата. Такие авиаудары требуют тщательной координации и постоянных рабочих контактов с российским военно-политическим руководством. Израиль годами выстраивал эти отношения и не собирается жертвовать ими ради вмешательства в конфликт.

Как известно, гражданская война в Сирии усилила военное присутствие Ирана на северных границах Израиля. Современное оружие потекло и в Ливан – прежде всего в руки «Хизбаллы». И Иран, и «Хизбалла» прямо провозглашают уничтожение Израиля одной из своих официальных целей, а потому воспринимаются как более чем реальная угроза. Военное присутствие России в Сирии, с одной стороны, мешает Израилю бороться с иранскими прокси, ведь важнейшая функция российских военных – обеспечивать безопасность с воздуха. С другой – Москва сама не заинтересована в резком усилении Тегерана в Сирии. Пользуясь этим, Израиль заключил с Россией неформальную сделку, давшую ему относительную свободу действий против иранских объектов в Сирии и поставок оружия «Хизбалле».

В заключение отметим, что с самого момента своего создания Израиль сталкивался с экзистенциальной угрозой со стороны соседей, а потому привык руководствоваться во внешней политике в первую очередь соображениями безопасности. Сложно ожидать от этой ближневосточной страны с ее непростой историей другого поведения. Напомним, что израильские специалисты работают по противодействию Ирану и по другим направлениям: после подтверждения информации об успешных пусках Ираном своих новых баллистических ракет большой дальности, в Израиле были активизированы работы по производству противоракеты для подобных воздушных целей.

[i] https://www.timesofisrael.com/report-israel-warns-will-bomb-beirut-airport-if-its-used-for-iran-weapon-shipments/

52.21MB | MySQL:103 | 0,502sec