Оценки в Израиле «Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов». Часть 3

Президент США Джо Байден 12 октября 2022 г. подписал вторую за свое пребывание в Белом доме «Стратегию национальной безопасности Соединенных Штатов» (СНБ).

Содержание документа (его опубликованная, а не засекреченная часть), изучено редакционными коллегиями различных изданий в Израиле, в средствах массовой информации оно неоднократно обсуждалось. В израильском экспертном сообществе и СМИ оценивали, прежде всего, пункты, которые касаются или могут повлиять на еврейское государство и его развитие, на весь Ближневосточный регион, а также на отношения Израиля с его главным стратегическим союзником – США.

Д-р Эран Лерман (вице-президент Иерусалимского института стратегии и безопасности /JISS/, бывший заместитель по внешней политике и международным делам в Совете национальной безопасности, экс-директор израильского и ближневосточного отделения Американского еврейского комитета) основной посыл документа определяет следующим образом. «Мир находится в историческом решающем периоде, и предстоящее десятилетие определит, смогут ли США и их союзники защитить «свободный, открытый, процветающий и безопасный» мировой порядок перед лицом угрозы, исходящей от Китая, России и, на периферии – Ирана. Американское лидерство также необходимо для решения глобальных проблем, таких как климатический кризис и вспышки эпидемий. «Тот, кто делает ставку против Америки, ошибается». Наряду с наращиванием военной мощи акцент делается на восстановлении технологической конкурентоспособности США».

Для Израиля, полагает эксперт, такие акценты открывают горизонт для углубления сотрудничества в области инноваций и безопасности — хотя одновременно они являются предостережением от слишком тесных отношений с Китаем, «эталонной угрозой» США. В связи с рассмотрением Ирана как враждебной державы наряду с Китаем и Россией, особое внимание в Стратегии уделяется пункту, в котором говорится о том, что если дипломатия потерпит неудачу, США готовы  принять другие меры, чтобы не позволить Ирану заполучить ядерную бомбу. При этом отмечается, что возможность применения силы нейтрализуется рядом оговорок. В документе также подтверждается «железная» приверженность безопасности Израиля и в то же время заявляется четкая позиция по палестинскому вопросу — два государства на основе границ 1967 г. с обменом территориями, и неоднократные ссылки на важность международных норм и резолюций ООН, что расценивается как основа для потенциальных разногласий с администрацией США.

Э.Лерман обратил внимание, что Стратегия-2022 «недавно обновлялась и подгонялась под обстоятельства, хотя по духу похожа на документ от марта 2021 г.» По его мнению, «после начала украинского контрнаступления президент и его администрация убедились в том, что американское лидерство на мировой арене необходимо для будущего американского народа и всего мира». Эксперт полагает, что в Белом доме уверены в том, что «США могут возглавить и победить в более тесном, чем когда-либо партнерстве с союзниками, как в борьбе с противниками — автократическими Китаем и Россией (и Ираном, хотя он и не в приоритете), так и в решении наднациональных проблем – кризиса с климатом, дефицита и эпидемий». В общем, «нет предела тому, чего США могли бы достичь, действуя решительно и сплоченно».

Китай обозначен в качестве главной угрозы США, в связи с чем в документе определяются задачи, где упоминается и Израиль. США должны «наращивать свою военную мощь, укреплять связи с пятью официальными союзниками (Японией, Южной Кореей, Филиппинами, Австралией и Таиландом), а также с региональными структурами, такими как Индо-Тихоокеанская экономическая структура [запущена Байденом и премьер-министром Японии Фумио Кисидой вместо Транстихоокеанского партнерства, из которого вышел предыдущий президент США Дональд Трамп – здесь и далее прим. автора]; «Четырехсторонний диалог по безопасности» (QUAD) в составе США, Японии, Австралии и Индии; и альянс AUKUS – США, Великобритания и Австралия.  В этом же контексте упоминается группа I2U2 — Индия, Израиль, США и Объединенные Арабские Эмираты».

Э.Лерман отмечает, что заявленное в Стратегии намерение «действовать системно, чтобы лишить Китай доступа к технологиям, которые он ворует у Запада и использует в военных целях или для укрепления своего преимущества на рынках» затрагивает Израиль в том плане, что «решительные меры предпринимаются не только против американских компаний и граждан, которые вносят свой вклад в китайскую высокотехнологичную промышленность; аналогичные требования предъявляются партнерам США во всем мире». «Хотя Израиль в этом контексте не упоминается, Байден (как и его предшественники) обеспокоен аспектами торговли технологиями с Китаем и ожидает, что Израиль, как и другие страны на Западе, будет тщательно обдумывать любой экспорт технологий двойного назначения и передовых технологий», – полагает эксперт.

Что касается вопроса о применении военной силы, Э.Лермана волнует, прежде всего, Иран. В этом контексте он рассматривает представленную в Стратегии-2022 новую концепцию «интегрированного сдерживания». Речь идет главным образом о Китае, но также о России и других противниках, таких как Иран. Отмечается, что «сюда входит не только предельный сдерживающий фактор — ядерная мощь (которая нуждается в модернизации), но и полный набор средств, совокупность всех государственных органов и союзников, включая обычную военную мощь, операции в киберпространстве, а также использование широкого спектра разведывательных, экономических и дипломатических средств, что в совокупности должно нанести тяжелый урон любому потенциальному агрессору».

В данном случае эксперт подчеркивает, что в свете иранской проблемы конкретное значение имеет тот факт, что «администрация (возможно, из уважения к позициям «прогрессивных» левых в президентской партии) фиксирует в документе то, что военная сила будет применена только в крайнем случае, после того как исчерпаны другие возможности». Предлогом, позволяющим избежать военного варианта решения иранской проблемы, Э.Лерман считает намерение Байдена в этом случае «пользоваться информированной поддержкой американского народа». По его мнению, «формулировка не относится к Конгрессу, поскольку традиционно исполнительная власть в США по «Акту о военных полномочиях» от 1975 г. не нуждается в его одобрении [на самом деле Акт от 1973 г.; он позволяет президентам после уведомления Конгресса в единоличном порядке начинать военные операции сроком до 90 дней]». По мнению Э.Лермана, «этих оговорок достаточно, чтобы поставить под вопрос готовность США атаковать Иран в критический момент».

Э.Лермана возмущает тот факт, что в разделе о глобальных вызовах необходимость предотвращения распространения ядерного оружия, «что во время предыдущих администраций отмечалось в качестве центрального вопроса», в Стратегии Байдена «упоминается в более широком контексте контроля над вооружениями и без упоминания Ирана (!)». Он также указал на то, что в пункте, в котором говорится «об угрозе терроризма (включая проникновение Исламского государства в Африку), не называется питающая его тоталитарная исламистская идеология», а «повторяется знакомый лозунг о необходимости «решить фундаментальные проблемы», порождающие терроризм».

Вице-президент JISS выделяет два упомянутых в документе дополнительных аспекта, которые тем или иным образом имеют отношение к Израилю:

  • «Борьба с «большой» коррупцией (на уровне государства) и клептократией как основными причинами катастрофы в международных отношениях». По мнению Э.Лермана, «это адресовано не только Путину, но и палестинцам, а также другим режимам на Ближнем Востоке».
  • Отношение к Канадской декларации против произвольных задержаний граждан в отношениях между государствами (2021). По словам эксперта, «США были обеспокоены арестом баскетболистки Гринер в Москве и заключением граждан США в Иране. Соответствующий закон, принятый Конгрессом, получил название «Закон Левинсона» от 2022 г. [определяющий новые инструменты для наказания тех, кто незаконно задерживает американских граждан за рубежом] в память об американском гражданине, похищенном иранцами». «Израиль, со своей стороны, заинтересован в том, чтобы использовать это для решения проблемы заключенных и пропавших без вести», – считает Э.Лерман[i].

 

[i] ישראל עבור ומשמעויותיה ביידן ממשל של הלאומי הביטחון אסטרטגיית: מכריע עשור של לפתחו / JISS. 20.12.2022. https://jiss.org.il/he/lerman-the-biden-administration-national-security-strategy/

52.22MB | MySQL:103 | 0,737sec