США готовятся развивать военные связи с Алжиром

В декабре 2022 года США активизировали переговоры с Алжиром на тему развития военно-технического сотрудничества. Вашингтон готов дать ему карт-бланш за ситуацию в Сахеле и одновременно стремится отбить у России как минимум часть его оружейного рынка.

О степени их важности и интереса для алжирской стороны говорит тот факт, что в них участвовали президент АНДР и начальник Генерального штаба Национальной народной армии (ННА).

Причем эти неоднократные консультации проводились на территории Алжира, что свидетельствует о большей заинтересованности в обсуждаемых вопросах именно Вашингтона.

Среди заслуживающих внимания таких переговоров отметим  состоявшиеся контакты 6 декабря между двумя высокопоставленными американскими чиновниками с президентом Алжира Абдельмаджидом Теббуном и генералом армии, начальником Генштаба штаба ННА Саидом Шенгрихой.

Согласно данным алжирских источников, президент АНДР принял координатора Совета национальной безопасности США по Ближнему Востоку и Северной Африке Бретта Макгерка и заместителя госсекретаря США по делам Ближнего Востока Яэля Ламберта.

В конце встречи Макгерк заявил, что встреча с Теббуном была «очень плодотворной и конструктивной». По его словам, «Мы больше стремимся работать вместе, потому что партнерство между нашими странами очень прочное. Мы говорили о ситуации в Европе и Северной Африке, и мы продвигаемся вперед, укрепляя это партнерство в регионе, потому что мы увидели большие изменения».

Параллельно состоялась встреча начальника Генерального штаба ННА  Шангрихи и подчиненных ему офицеров с официальными лицами и членами военной делегации США.

Согласно алжирским источникам, стороны «обсудили уровень двустороннего сотрудничества и пути его дальнейшего укрепления», а также ситуацию в области безопасности на региональном и международном уровнях, обменялись данными анализа и мнениями «по вопросам, представляющим взаимный интерес для развития сотрудничества США и Алжира».

Напомним, ранее, в сентябре 2022 года, начальник Генерального штаба ННА принимал посла США Элизабет Мур Обен.

Эта встреча стала прецедентом, учитывая, что Шенгриха редко принимает посла другой страны. Впрочем, это не случайно, учитывая тот факт, что после отстранения от власти бывшего президента АНДР Абдельазиза Бутефлики местные военные вновь усилили свое влияние в алжирском управлении. И, фактически, во многом именно они и определяют реальный курс страны и судьбу ее военных контрактов.

Причем консультации на самом высоком уровне продолжались на всем протяжении декабря 2022 года и не только на алжирской территории. Важные встречи с обсуждением векторов внешнего курса АНДР и будущего ее военно-технического сотрудничества прошли и в США с участием алжирских министров и премьер-министра Аймена Бенабдеррахмана.

Речь, в частности, идет о состоявшемся многодневном саммите «США – Африка», на котором алжирские высокопоставленные чиновники пытались заявить себя ведущей страной африканского континента.

Они указали, что на данном мероприятии они отстаивают его интересы в Вашингтоне, «являющиеся нашими приоритетами».

Для этого, согласно заявлению 15 декабря Аймена Бенаберрахмана, у АНДР имеются необходимые для этого позиции и достижения: «четвертая экономическая африканская держава, первая по индексу человеческого развития и исторический лидер в области независимости на всем континенте».

Также по данным А.Бенабдеррахмана, он уже «сделал серьезные усилия по содействию его комплексному развитию. Цель – достижение общего процветания и целей устойчивого развития, укрепления мира, стабильности и безопасности, формировании человеческого капитала в различных областях и плодотворного сотрудничества с африканскими странами, особенно с соседними».

Одновременно Аймен Бенадеррахман приветствовал действия Вашингтона по налаживанию диалога с африканскими странами, отметив, что они переживают «качественный скачок с момента первого подобного саммита, организованного Соединенными Штатами в августе 2014 года».

В частности, он похвалил американское руководство «за достижения в области налаживания ими взаимодействия в энергетике, решении продовольственных вопросов и развития высшего образования».

При этом Бенабдеррахман заявил о необходимости для США развивать равноправное партнерство и уважать готовность африканцев «создавать новые механизмы, позволяющие предотвращать потенциальные кризисы и способствовать разрешению конфликтов при строгом соблюдении «международной законности и многосторонности».

По его словам, США должны «помочь Африке в приоритетном порядке решить проблемы, которые ее разъедают, а именно терроризм и насильственный экстремизм».

Со своей стороны Алжир продемонстрировал готовность взять на себя обеспечение безопасности в самых проблемных регионах Африки особенно в Сахеле. Конкретно – Алжир особенно интересуют приграничные с ним Мали и Нигер, через территорию которых пройдут трансафриканская автотрасса и газопровод из Нигерии в Европу.

Одновременно алжирский премьер-министр объявил о предстоящей в будущем в Алжире конференции с участием Соединенных Штатов, посвященной борьбе с терроризмом в Африке.

Причем за политической говорильней тогда состоялись и более важные обсуждения, свидетельствующие об интересе Алжира извлекать из внешнеполитических связей конкретные выгоды.

Так, в ходе своего визита в Вашингтон Аймен Бенабдеррахман встретился с министром торговли США Джиной Раймондо, обсудив с ней возможное расширение экономического взаимодействия сторон.

Среди наиболее важных для Алжира направлений – аграрное. Его лидеры рассчитывают с американской помощью развить своё сельское хозяйство и минимизировать зависимость своей страны от внешних поставок продовольствия.

Однако даже это не основное в интересующих США вопросах. Вашингтон, зная о готовности алжирских военных «попилить» в ближайшие годы 23 млрд долларов на военные контракты, рассчитывает «перехватить» как минимум часть из них и одновременно нивелировать внешнеполитический курс АНДР.

Речь идет о его намерении добиться отказа Алжира от поддержки действий России на Украине.

И, возможно, некоторых успехов Вашингтон может добиться. Так, например, в ходе недавнего декабрьского интервью известной французской газете Le Figaro он указал: «Я не одобряю и не осуждаю российскую операцию на Украине. Алжир — неприсоединившаяся страна, и я с уважением отношусь к этой философии. Наша страна была рождена быть свободной».

Впрочем, истинные намерения Алжира покажет ближайшее будущее, когда его власти будут определять судьбу военных контрактов. Однако многое здесь будет зависеть от развития ситуации на самой Украине.

Причем как представляется, даже при самом неблагоприятном раскладе Россия сохранит за собой значительную часть оружейного рынка АНДР. И «драться» за «оставшиеся» военные контракты придется самим западным державам, в частности, США с Францией, обладающих образцами своей оборонной продукции, способными серьезно конкурировать между собой.

Впрочем, в ближайшие годы России придется сильно постараться, чтобы защитить свои позиции в этой стране и выиграть «битву за Алжир».

52.25MB | MySQL:103 | 0,590sec