Анализ рейтингов турецких партий за декабрь 2022 года: определение трендов. Часть 1

Мы продолжаем анализировать изменения рейтингов турецких партий. Нами всегда отмечалось, что важнее рассматривать не цифры, а их динамику. Опросы, превратившись в инструмент формирования общественного мнения, стали менее точными с точки зрения прогнозирования итогов выборов. На это влияет появление непредсказуемых феноменов – так называемых «черных лебедей». Все чаще и чаще наблюдается увеличение разброса между результатами выборов и опросов. Поэтому наша задача заключена в определении устойчивых трендов. Мы интерпретируем результаты опросов и пытаемся определить причины изменений. В прикладном смысле это важно, так как позволит понять нам, какой характер может принять предвыборная кампания и какие результаты мы можем ожидать. Традиционно в статье будут рассмотрены изменения рейтингов парламентских партий.

 

Партия справедливости и развития (AKP)

Правящая партия продолжает расти. Партия справедливости и развития возвращает поддержку сомневающегося электората, который после апреля 2021 г. отказался от нее. В глобальном смысле это связано с неудовлетворенностью данного типа избирателя действиями оппозиции. Стратегия «готовность ко всем шагам» дает свои плоды и, как минимум, лишает оппозицию легкой победы. При этом существуют расклады, при которых нынешний уровень поддержки Народной коалиции может быть достаточным для получения парламентского большинства. В целом, AKP сейчас выглядит уверенно.

 

Народно-республиканская партия (CHP)

Кемалисты в декабре, как и ранее, стагнируют. Нынешняя доля партии стала критичной. Их главные конкуренты растут, а они сами не могут использовать протестные настроения в свою пользу. После объявления приговора Экрему Имамоглу CHP не смогла увеличить свой рейтинг. Все еще нет конкретики по фигуре кандидата на президентских выборах. До сих пор нет четких сообщений со стороны оппозиции. Экономическая ситуация стабилизировалась. Поэтому, на данный момент, кемалисты оказываются проигрывающими. Фундаментально мы считаем, что после прояснения ситуации с кандидатом при отсутствии противоречий у оппозиции может появиться шанс для ограничения потенциала AKP. Это может стать возможным за счет небольшого роста СНР, что нейтрализует повышение цифр правящей партии. Однако на данном этапе предугадать итоги переговоров невозможно, несмотря на все заверения лидеров. Поэтому пока для CHP реален негативно-нейтральный сценарий.

 

Хорошая партия (İYİ)

В декабре «хорошисты» показали чувствительное падение. Вокруг партии существует крайне негативный фон. Последние 4 месяца она связывается исключительно с кризисами, что перестает делать Хорошую партию привлекательным вариантом. Это демонстрируется тем, что после оглашения приговора Имамоглу рейтинг İYİ сильнее падает, чем у кемалистов. Пока что она не получает пользу от участия в работе «стола шести». Хорошая партия находится в довольно сложном положении. Резкое изменение стратегии за 5 месяцев до выборов может стать убийственным шагом. Однако нынешнее положение сильнее всего бьет по позиции именно «хорошистов». Вместо постоянного роста рейтинга в 2020-2021 гг. он сильно откатывается назад. Предполагается, что им необходимо радикализироваться в рамках принятых «столом шести» соглашений. В таком случае İYİ может вернуть позитивную для себя атмосферу.

 

Демократическая партия народов (HDP)

 «Фиолетовые» стабильно держатся на своем уровне. Свою задачу по удержанию своего избирателя они выполняют успешно. Нужно отметить, что противоречия между руководством партии и Селахаттином Демирташем не отразились на рейтингах.

 

Партия националистического движения (MHP)

Националисты держатся на минимально приемлемом для AKP уровне поддержки. Он позволяет Народной коалиции контролировать ситуацию. Однако есть высокая вероятность того, что MHP на выборы пойдет по спискам правящей партии.

 

Таблица № 1. Средний рейтинг турецких партий за декабрь 2022 г.

Партия Рейтинг партии в декабре Разница с прошедшим месяцем Самое высокое значение рейтинга Самое низкое значение рейтинга
Партия справедливости и развития (AKP) 33,3% +0,2% 39,2% 29,8%
Народно-республиканская партия (CHP) 25,9% -0,1% 28,5% 23,5%
Хорошая партия (İYİ) 13,3% -0,9% 17,5% 10,3%
Демократическая партия народов (HDP) 10% +0,1% 13,1% 7,3%
Партия националистического движения (MHP) 7,5% +0,3% 9,1% 6,1%

 

Значимым фактом, который мы до этого не упоминали, является доля непарламентских партий. Она равняется 10%. Для сравнения: это больше, чем у MHP. Указанный момент является примечательным, так как эти голоса не учитываются при распределении мандатов. Это имеет большое значение, так как эти партии, в своем большинстве, являются оппозиционными. То есть оппоненты Эрдогана не добирают довольно важное в сложившейся ситуации количество мандатов. Поэтому их успех зависит от способности уменьшить число партийных списков за счет выдвижения представителей этих партий от крупных игроков. Эти голоса могут стать решающими для получения дополнительных депутатских мест. Падение Хорошей партии только актуализирует этот фактор.

Также надо отметить, что Народная коалиция (AKP+MHP) впервые за долгое время опережает Национальную коалицию (CHP+İYİ). Первая имеет рейтинг 40,8%, а вторая – 39,2%. По сути, это показывает, что оппозиционная коалиция самостоятельно уже не определяет правила игры. Здесь преимущество антиэрдогановского блока основывается на доли HDP и малых партий.

Последние несколько месяцев показывают, что сформировалась новая предвыборная картина. Партии Народной коалиции растут за счет голосов сомневающегося электората. Они находятся на том уровне, что могут претендовать на получение парламентского большинства при определенных условиях. Представляется, что психологическое преимущество перешло к ним. Напротив, Национальная коалиция падает. Ее неспособность получить поддержку сомневающегося электората создает преимущество для их оппонентов. Но стабильное положение Демократической партии народов и высокая доля партий, которые не попадают в парламент, пока оставляют шанс для оппозиции.

63.06MB | MySQL:102 | 0,471sec