Американские эксперты о проблемах экономики Египта

Египет намерен продать доли по меньшей мере в 32 компаниях к концу марта 2024 года, заявил 8 февраля  премьер-министр Мустафа Мадбули, возобновляя остановленные планы приватизации, поскольку страна сталкивается с растущими экономическими трудностями. На продажу выставлены доли в трех известных банках — Banque du Caire, United Bank of Egypt и Арабо-Африканском международном банке, а также в страховых, электроэнергетических и энергетических компаниях. Государственные отели и сельскохозяйственные фирмы также находятся в списке на приватизацию. Первые доли будут предложены к концу марта, за ними последует еще одна продажа в конце июня, сказал Мадбули после заседания кабинета министров: «Предложения включают ряд компаний либо для расширения участия граждан Египта в государственной собственности, либо для привлечения стратегических инвесторов». Самая густонаселенная страна арабского мира страдает от двойного воздействия российско-украинского конфликта и пандемии COVID-19 на свою импортозависимую экономику. Каир был вынужден девальвировать египетский фунт, поскольку экономическое давление растет, способствуя росту инфляции, а также обратиться к МВФ за четвертым кредитом за шесть лет. В рамках своей сделки по спасению экономики на 3 млрд долларов предполагается, что Египет откроет свои счета для государственных предприятий (госпредприятий), продвинется вперед с приватизацией и снизит расходы на государственные проекты. Военные Египта исторически играли огромную роль в экономической жизни страны. Президент Абдель Фаттах ас-Сиси, бывший генерал, пришедший к власти после свержения избранного президента Мухаммеда Мурси, усилил экономическое влияние государства, усилил экономическую модель, контролируемую военными, в попытке остановить финансовые потрясения, последовавшие за «арабской весной» 2011 года (и купить лояльность силовиков, что в условиях экономического кризиса принципиально важно). В рамках этих усилий ас-Сиси курировал масштабные расходы на инфраструктуру, строя все, от мостов до атомной электростанции и новой столицы. В прошлом году правительство обнародовало план подготовки активов и проектов на сумму 40 млрд долларов, которые будут проданы либо частному сектору, либо предложены для партнерства в ближайшие три года. Но армия, как правило, неохотно уступает контроль над своей экономической империей, которая охватывает сектора от продуктовых магазинов до цементных заводов, основных музеев и памятников древнего Египта. Считается, что египетская армия прямо или опосредованно  контролирует от 20 до 50% экономики, хотя президент ас-Сиси всегда высмеивал сообщения на этот счет, оценивая долю армии в экономике от 1,5% до 2%. Продажа государственных активов призвана ликвидировать дефицит финансирования и привлечь столь необходимые международные инвестиции. Критики, однако, выразили обеспокоенность тем, что правительство бессистемно распродает ценные государственные активы странам Персидского залива. Комментарии Мадбули прозвучали после того, как ведущее рейтинговое агентство понизило рейтинг Египта  7 февраля, отметив его сокращающиеся валютные резервы и уязвимость к внешним потрясениям. Moody’s понизило долгосрочные рейтинги эмитентов Египта в иностранной и местной валюте с B2 до B3. Согласно заявлению, агентство также повысило прогноз по Египту до стабильного с негативного.

В этой связи американские эксперты подчеркивают, что  Египет остается ключевым партнером США в усилиях по предотвращению и разрешению конфликтов в регионе Ближнего Востока. Каир остается ключевым действующим лицом в продолжающихся кампаниях по объединению политической структуры Ливии и содействию переходу к демократии в Судане. Египет также был частью возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, борющейся против поддерживаемого Ираном движения хоуситов в Йемене. Основополагающий мирный договор Египта с Израилем 1979 года пережил четыре бурных десятилетия, и Египет остается центральным элементом любого израильско-палестинского урегулирования. Каир также сыграл ключевую роль в предотвращении дальнейшего конфликта между Израилем и базирующейся в Газе палестинской исламистской группировкой ХАМАС. После встречи 30 января с министром иностранных дел АРЕ Самехом  Шукри государственный секретарь США Энтони Блинкен заявил: «На протяжении всей своей истории Египет возглавлял усилия по решению некоторых из самых сложных проблем в мире и способствовал созданию более мирного, более безопасного и более процветающего региона». В своих публичных комментариях госсекретарь Блинкен также раскритиковал ситуацию с правами человека в Египте и подчеркнул необходимость политических реформ и реформ в области прав человека. Международные и американские наблюдатели за соблюдением прав человека часто критикуют правительство президента Абдель Фаттаха ас-Сиси за масштабные репрессии, включая тюремное заключение, пытки и исчезновения политических оппонентов и критиков, а также цензуру в СМИ – критика, которая особенно громко звучит в Конгрессе США. Официальные лица США признают, что война на Украине усугубила постоянную и часто неуверенную борьбу Египта за развитие своей экономики, повышение уровня жизни, сокращение бедности и поддержание стабильности цен. Египет зависит от импорта продовольствия; он является крупнейшим импортером пшеницы в мире, и до 85% ее поставок традиционно поступает из России и Украины. Перебои с импортом сельскохозяйственной продукции привели к резкому росту цен на продовольствие, что во многих случаях не по средствам более бедным египтянам. Стоимость промышленного оборудования также резко возросла. Боевые действия на Украине лишили туристический сектор доходов на миллиарды долларов; в последние годы на россиян и украинцев приходится более 30% ежегодных туристических прибытий. Египетский фунт существенно потерял в цене по отношению к доллару США, и властям пришлось дважды обесценивать свою национальную валюту с февраля 2022 года. Чтобы экономические трудности не переросли в политические беспорядки, президент А.Ф.ас-Сиси попытался отвести от себя вину, заявив египетской общественности 6 января: «Мы не вступали в войны и не растрачивали богатства нашей страны … Египет не создавал этих условий». Его заявление по факту исключило любую возможность того, что неэффективное управление экономикой и коррупция могут подпитывать экономический кризис. Кроме того, правительство ас-Сиси стремилось продемонстрировать свою заботу о бедственном положении своих граждан, открыв десятки торговых точек, где продукты продаются со скидкой. Он также увеличил продовольственные субсидии для десятков миллионов людей, зарегистрированных в национальной системе продовольственного нормирования, хотя многие экономисты рекомендуют сократить субсидии, что имеет решающее значение для достижения структурных экономических реформ. Морские месторождения природного газа Египта в Восточном Средиземноморье находятся в стадии быстрого развития, что в перспективе принсело стране более 8 млрд долларов дохода в 2022 году. Однако большие расходы на импорт в этом году «съели» выгоды от этого относительно нового источника доходов и ослабили энтузиазм Египта в отношении того, что экспорт природного газа сам по себе приведет к устойчивому быстрому экономическому росту.

Экономические проблемы Египта вызвали региональные и глобальные дебаты об институциональных и двусторонних соглашениях, которые могли бы помочь Египту преодолеть этот кризис. В середине декабря Египет заключил соглашение с Международным валютным фондом (МВФ), имеющее решающее значение для стабилизации своей экономики и проведения жизненно важных реформ в обмен на кредит примерно в 3 млрд долларов. Тем не менее, некоторые аравийские монархии утверждают, что лидеры стран Персидского залива должны делать больше, чтобы помочь Египту финансово – чтобы избежать зависимости Каира от западных стран или институтов, в которых доминируют западные страны, таких как МВФ. Лидеры государств Персидского залива опровергают такую критику, утверждая, что они были главными спонсорами Каира. В марте 2022 года Саудовская Аравия предоставила Каиру дополнительный кредит в размере 5 млрд долларов, чтобы помочь ему справиться с экономическими последствиями, вызванными военной операцией России на Украине, – сумма, которая добавляется к десяткам миллиардов долларов, которые страны Персидского залива пожертвовали или одолжили Египту за последнее десятилетие. С другой стороны, помощь Египту со стороны стран Персидского залива часто носит эпизодический характер и зависит от сотрудничества Египта с лидерами аравийских монархий по таким ключевым вопросам, как борьба с хоуситами в Йемене, с исламистскими движениями в регионе и работа против Ирана и его союзников (и как мы сообщали ранее, в феврале саудовские СМИ далеко не случайно дали критический залп по экономическим реалиям Египта, и прежде всего, засилья военных в экономике). Другим важным источником экономической поддержки для Египта, испытывающего нехватку денежных средств, являются Соединенные Штаты — крупный донор после заключения израильско-египетского мирного договора 1979 года. Американская помощь Египту более предсказуема, чем помощь, предоставляемая государствами Персидского залива, в основном придерживаясь пропорциональной формулы помощи США Египту и Израилю, которая была установлена после израильско-египетского мирного договора. Однако в последние годы Конгресс США все чаще стремится обусловить помощь Египту улучшением ситуации с правами человека в стране. В сентябре официальные лица США удержали 130 млн долларов из  военной помощи Египту (10% от общего годового объема выделяемых средств) из-за несоблюдения конкретных условий в области прав человека, предусмотренных законодательством США. Отражая зависимость США от Египта в обеспечении региональной стабильности, вычет не повлиял на большую часть военной помощи или финансирования борьбы с терроризмом и составил половину удержания, на котором настаивали правозащитники. В очевидном намеке на текущие экономические трудности Египта госсекретарь Блинкен преуменьшил любую дальнейшую угрозу увязать экономическую помощь США Египту с проблемами прав человека во время своего визита в Египет в конце января. Информационный бюллетень Госдепартамента, распространенный перед поездкой Блинкена, подробно описал несколько важных новых инициатив США, направленных на то, чтобы помочь Египту справиться с экономическим кризисом. Наиболее заметными стали новые инвестиции США в размере 50 млн долларов для поддержки египетских фермеров, которые основаны на более чем 1,4 млрд долларов, которые Соединенные Штаты предоставили сельскохозяйственному сектору Египта за последние десятилетия. Официальные лица США также отметили, что две страны договорились о создании Совместной экономической комиссии для дальнейшего расширения сотрудничества по всем экономическим и коммерческим вопросам. Хотя Египет явно не испытывает недостатка в международных донорах и кредиторах, остается неясным, готово ли правительство президента ас-Сиси провести фундаментальные экономические реформы, которые позволят стране привлечь дополнительные инвестиции частного сектора или в полной мере воспользоваться дополнительными доходами, полученными от разработки запасов природного газа в Египте.

Основные выводы

  • Египет является ключевым партнером США в содействии стабильности и миру на Ближнем Востоке и союзником в борьбе с исламистскими экстремистскими группировками, действующими в регионе.
  • Военная перация России против Украины усугубила основные и давние структурные трудности и бесхозяйственность, от которых страдает экономика Египта.
  • Учитывая экономические проблемы Египта, официальные лица США преуменьшили значение предоставления американской помощи для улучшения практики правительства в области прав человека, продолжая призывать к прекращению политических репрессий.
  • Монархии Персидского залива являются основными финансовыми донорами Египта, но их помощь часто носит эпизодический характер и менее предсказуема, чем помощь, предоставляемая Соединенными Штатами или финансовыми институтами, такими как Международный валютный фонд.
52.55MB | MySQL:103 | 0,447sec