Иран: сентябрь 2009 года. Военно-политическая ситуация

1. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

В сентябре 2009 года основными событиями в Иране и вокруг него были: формирование президентом Ахмадинежадом и утверждение меджлисом нового состава иранского правительства, а также ядерная программа ИРИ.

В начале месяца очередной раз иранский президент назвал Иран примером для международной общественности в области демократии, которая, по его словам, в ИРИ подлинная. Другое значение прошедших выборов в том, что «враги Ирана натолкнулись на неудачи, пытаясь повлиять на выбор народа». Кроме того, сказал Ахмадинежад, президентские выборы раскрыли истинные цели «старого инвестора» — Великобритании и «реформатора» Барака Обамы. «Несмотря на их заявления о грядущих изменениях в Иране, выборы показали, что ничего не изменилось», — сказал президент.

Но все же изменения были. В исполнительной власти стали преобладать силовики и, в первую очередь, соратники Ахмадинежада по КСИР. Новый министр обороны Ахмад Вахиди – бывший глава специальной разведывательно-диверсионной службы «Кодс», входящей в состав КСИР — в настоящее время находится в международном розыске за причастность ко взрыву в Еврейском общественном центре в Аргентине 18 июля 1994 года. Тогда в результате теракта погибло 85 человек.

В сентябре президент ИРИ и меджлис поддержали г-на Вахиди. Махмуд Ахмадинежад заявил: «Вы знаете, что наши враги постоянно пытаются посягать на целостность и единство иранского народа. Я думаю, что представители нации в правительстве должны быть способны дать противнику жесткий ответ». Министр обороны Вахиди такой, правда, пока устный, ответ дал: «Израиль должен ответить за свои действия, за все конфликты, развязанные против мусульман. Израильтяне продолжают повторять свои ошибки, мы не можем этого допускать».

Демонстрацией несокрушимой мощи Ирана стал военной парад, проведенный 22 сентября по случаю недели «Священной обороны». В нем приняли участие сухопутные и военно-воздушные подразделения Армии и КСИР. Ежегодно в этой стране день нападения Ирака на Иран отмечается как неделя «Священной обороны». Выступая на этой церемонии, президент ИРИ Ахмадинежад указал, что иранский народ будет решительно защищать свои законные права и территориальную целостность страны. Он заверил, что уровень боеготовности иранской армии так высок, что ни одна из держав в мире «не может и помыслить об агрессии против Ирана».

Также ежегодно в сентябре в Иране в рамках международного дня Иерусалима проводятся массовые манифестации солидарности с палестинским народом. В этом году, как и всегда, организованные демонстрации проходили под знаменами ИРИ, Палестины, шиитского движения «Хизбалла». Нарушений правопорядка не было.

Однако в конце сентября силы безопасности вынуждены были проявить активность и уничтожить террористическую группировку, действовавшую в граничащей с Ираком западной провинции Курдистан.

В ходе операции два экстремиста были уничтожены, остальные задержаны. Изъято значительное количество оружия и боеприпасов. По иранским данным, входившие в состав группировки боевики были последователями ваххабизма, о чем свидетельствуют обнаруженные у них документы. Среди задержанных есть иностранцы.

По информации спецслужб ИРИ, именно эта группировка совершила в середине сентября в административном центре иранского Курдистана, городе Сенендедже, серию громких терактов. 13 сентября в результате вооруженного нападения был убит активный сторонник президента Махмуда Ахмадинежада, имам пятничной мечети Сенендеджа Борхан Али Рухани. Через четыре дня в результате покушения погиб депутат Совета экспертов Ирана от Курдистана Мохаммад Шейхольэслам. Жертвами экстремистов стали также два представителя судебной власти ИРИ.

Можно констатировать, что, несмотря на продолжающиеся отдельные акты вооруженных экстремистских группировок, в общеполитическом плане в Иране установилось относительное спокойствие. По всей вероятности, иранская оппозиция Ахмадинежаду и его сторонникам, активно заявлявшая о себе в течение двух месяцев после президентских выборов 12 июня, ушла в тень для того, чтобы консолидироваться и выработать новую стратегию борьбы в новых условиях. В сентябре продолжали идти сложные «подковерные процессы» — как среди оппозиции, так и в стане союзников Ахмадинежада. Ведь и там, и там существуют серьезные внутренние разногласия, которые стороны пытаются преодолеть.

2. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Основные внешнеполитические события, касающиеся Ирана связаны с 64-ой сессией Генеральной Ассамблеи ООН. На ней выступил президент ИРИ Ахмадинежад. Его речь содержала привычную уже критику существующего мироустройства и международных политических институтов. Иранский президент заявил, что «политические и экономические структуры, созданные после Второй мировой войны и основанные на стремлении господствовать в мире, не смогли обеспечить справедливости и прочной безопасности». Он назвал «неприемлемой» ситуацию, при которой ООН и Совет Безопасности, «чьи решения должны представлять все страны и правительства посредством самых демократических методов принятия решений, находятся в подчинении нескольких правительств и служат их интересам». В этой связи Махмуд Ахмадинежад призвал Генерального секретаря и Генассамблею возглавить усилия по перестройке системы ООН, предусматривающие, в частности, реформирование структуры Совета Безопасности путем отказа от права вето. Он также выступил за «восстановление неотъемлемых прав палестинского народа посредством проведения референдума и свободных выборов в Палестине». Президент Ирана подверг резкой критике политику Израиля и США, после чего делегации этих стран покинули зал заседаний Генассамблеи. В частности, г-н Ахмадинежад обвинил «сионистский режим» в «бесчеловечной политике в Палестине», в использовании «силы и принуждения», в отрицании за палестинцами «законного права на самооборону». Соединенные Штаты президент Ахмадинежад обвинил в вооруженном вмешательстве в дела других государств под предлогом борьбы с терроризмом или незаконной торговлей наркотиками, приведя в качестве примера ситуацию в Ираке и Афганистане.

Иранский президент не стал говорить о ядерной программе своей страны, которая стала предметом обсуждения на состоявшейся ранее в штаб-квартире ООН встрече глав МИД стран «шестерки», включающей пять постоянных членов СБ ООН плюс Германию. В то же время президент Ирана обвинил США и другие западные страны в том, что они «мобилизуют все свои ресурсы, чтобы воспрепятствовать научному и технологическому прогрессу других стран под предлогом недопущения распространения ядерного оружия».

Вместе с тем, состоялось заседание Совета Безопасности ООН по вопросам разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения. В заседании принимали участие лидеры пяти постоянных членов СБ (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), а также 10 временных членов. За историю ООН с 1946 года это лишь пятое заседание Совбеза на уровне глав государств и правительств.

Все участники Совбеза единогласно поддержали проект резолюции, посвященной вопросам разоружения. В документе, состоящем из 25 пунктов, не упоминается ни одна страна, к которой у мирового сообщества есть претензии. Однако текст отсылает к ранним резолюциям ООН о санкциях в отношении Ирана и КНДР.

При обсуждении резолюции темы Ирана и КНДР поднимались постоянно. Премьер-министр Великобритании Гордон Браун призвал к более «жестким санкциям» в отношении Тегерана. Его поддержал президент Франции Никола Саркози: «Полагаю, что, если мы применим санкции к тем, кто нарушает резолюции СБ ООН, это добавит доверия нашему (сегодняшнему) соглашению».

В сентябре уже вне рамок ООН президент ИРИ сделал несколько заявлений по внешнеполитическим проблемам. Так, Махмуд Ахмадинежад объявил действия международных сил в Ираке и Афганистане безрезультатными и посоветовал им вернуться по домам. «Наш регион никогда в истории не терпел постороннего присутствия, иностранное вмешательство недопустимо и не может более продолжаться,» — заявил г-н Ахмадинежад.

Касаясь отношений Ирана с арабскими странами, президент ИРИ отметил, что у его страны хорошие отношения с арабскими странами Персидского залива, Оманом, Сирией, Ливаном, Суданом, Алжиром, и товарооборот на очень высоком уровне. «Однако, — подчеркнул Ахмадинежад, — я не знаю, какую из арабских стран в регионе беспокоит усиление Ирана». По словам Ахмадинежада, Тегеран и арабский мир, прежде всего, объединяет общая религия — ислам, а также национальные и региональные интересы, и с иранской стороны никогда не было предпринято шагов для ослабления этих связей. Однако иранский президент указал на то, что во время президентских выборов в июне в прессе ряда арабских стран «была опубликована информация, занимающая неверную позицию по отношению к Ирану». «У нас с арабскими странами очень хорошие отношения, но вмешательство врагов Ирана мешает им», — подытожил Ахмадинежад.

Как бы продолжая «арабскую тему», но уже в менее радужном ключе, официальный представитель МИД ИРИ Хасан Кашкави, обрушился в сентябре на «необоснованные» претензии на три иранских острова, предъявленные министрами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В специальном коммюнике, опубликованном по результатам двухдневной встречи в Джидде, министры повторили свою поддержку претензиям ОАЭ на Большой Томб, Малый Томб и Абу Мусса в Персидском заливе и призвали к действию с целью помочь Эмиратам обрести суверенитет на три острова, который признаны в мире как иранская территория.

В свою очередь, г-н Кашкави заявил, что упомянутые три острова являются неотъемлемой частью территории Ирана и назвал эту декларацию о претензиях вмешательством во внутренние дела Ирана. «Как мы неоднократно заявляли, единственный путь к разрешению недоразумения относительно островов Абу Мусса это двусторонние переговоры, и любое вмешательство третьих сторон не поможет», — сказал Кашкави.

Арабская тема была продолжена г-ном Кашкави и в рамках проблемы Йемена. Хасан Кашкави от имени ИРИ призвал к политическому разрешению ситуации, сложившейся на севере Йемена. Представитель иранского МИДа также заявил, что Иран, где проживают преимущественно шииты, всегда уважал территориальную целостность и суверенитет Йемена, и считает продолжающиеся бои между правительственными войсками и шиитами-повстанцами исключительно внутренней проблемой этой страны.

Хотя ранее в сентябре представитель йеменского правительства заявил, что мятежники получают финансовую помощь из-за рубежа, дав понять, что имеет в виду Иран.

В середине сентября Хасан Кашкави затронул и Каспийскую тематику. Касаясь проведения форума четырех прикаспийских стран (России, Казахстана, Азербайджана и Туркмении) в Актау (Казахстан) без участия Ирана, официальный представитель МИД ИРИ подчеркнул, что Иран настаивает на реализации своих прав на Каспии. Вопрос выработки юридического статуса Каспийского моря требует консенсуса и согласия всех прикаспийских государств. При этом Иран также должен участвовать в таких договоренностях. Г-н Кашкави напомнил: «Иностранное вмешательство и приглашение зарубежных держав, в том числе в военной области, осложняет проблему». Представитель ИРИ имел в виду военный проект «Каспийский страж» с участием США, который осуществляют Азербайджан и Казахстан.

В сентябре Иран посетил министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. В Тегеране он вел переговоры со своим иранским коллегой Манучехр Моттаки, был принят спикером иранского парламента Али Лариджани и президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. В ходе переговоров обсуждались вопросы двусторонних отношений и региональной безопасности. По словам Моттаки, торговый оборот между двумя странами достиг 11 миллиардов долларов в 2008 году и предпринимаются усилия, чтобы увеличить эту цифру до 20 миллиардов в ближайшем будущем. Иранский министр заявил, что «группировки вроде ПКК (Курдская Рабочая Партия) и «Пежак» должны знать, что границы между двумя странами — не место, где можно вредить их связям». Ахмет Давутоглу в свою очередь заявил, что две страны имеют схожие взгляды по Ближнему Востоку, Кавказу и Ираку и призвал к коллективной поддержке Ирака. Он оценил иранско-турецкие связи как исторические, сказав, что границы между этими странами, возможно, старейшие в мире. Давутоглу также призвал к расширению сотрудничества в области безопасности между Турцией и Ираном. Он выразил надежду на то, что Иран сможет экспортировать свой газ в Европу через Турцию.

В первой декаде сентября Иран посетил президент Венесуэлы Уго Чавес. Он встретился с верховным лидером ИРИ аятоллой Хаменеи. Как отметил иранский вождь, ситуация в Латинской Америке изменилась — регион, который раньше считался задворками США, становится сейчас колыбелью новой силы. Недаром в Тегеране было принято решение о создании нового «Независимого фронта». Стороны не пояснили, что это за объединение, однако, как предполагается, оно будет оказывать поддержку развивающимся странам. Ведь накануне президент Ирана Махмуд Ахмадинежад напомнил, что Тегеран и Каракас выполняют важнейшую миссию, помогая беднейшим странам, революционным силам и расширяя таким образом антиимпериалистический фронт.

 

 

3. ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА ИРАНА

 

Сентябрь, как было отмечено выше, стал месяцем обсуждения иранской ядерной программы. В начале месяца в Вене глава МАГАТЭ Мохаммад эль-Барадеи признал, что переговоры по иранской ядерной программе в рамках агентства зашли в тупик. Гендиректор подчеркнул, что иранские власти так и не заморозили процесс обогащения урана, отказавшись отвечать на вопросы международных контрольных органов, которые должны удостовериться, что работы с ядерными материалами несут мирный характер.

Данные августовского доклада МАГАТЭ свидетельствуют о том, что Иран в последнее время замедлил темпы производства ядерного топлива. По сравнению с июнем этого года Иран довел до рабочего состояния около 1 тысячи новых центрифуг для обогащения урана в ядерном центре в Натанзе. Их общее количество, таким образом, составило 8,3 тыс., но число работающих агрегатов снизилось c 4,9 до 4,6 тыс. В отношении работы исследовательского реактора Ир-40 в Араке у инспекторов вопросов не возникло.

Эль-Барадеи, которому предстоит в скором времени уступить свое место японцу Юкии Амано, вновь призвал Тегеран рассеять все сомнения насчет мирного характера своих исследований. «Во-первых, Иран должен полностью ответить на все вопросы, поднимаемые агентством, с целью исключить возможность того, что в его ядерной программе есть военная составляющая».

Власти ИРИ в этот же день подтвердили, что не собираются отказываться от идеи развивать мирный атом. Президент Махмуд Ахмадинежад объявил, что этот вопрос может обсуждаться только в случае, если его партнеры по переговорам в формате «пять плюс один», перейдут к «справедливому и логичному диалогу». Тегеран намерен вести переговоры на собственных условиях. Вестись переговоры могут о «создании возможностей для использования атомной энергии в мирных целях» и «предупреждении распространения оружия массового уничтожения», объявил Ахмадинежад. «Неоспоримые и законные права» на овладение ядерной энергией под вопрос ставить дальше бесполезно.

Затем был взрыв. Правда, не ядерный, а информационный. Сообщения о том, что Иран обладает вторым центром по переработке урана вблизи города Кум (хотя до недавних пор МАГАТЭ было известен и обследован лишь один подобный центр в городе Натанз) обнародовали сначала СМИ. Это произошло буквально за несколько часов до открытия Генассамблеи ООН, а также накануне заседания СБ ООН по нераспространению ядерного оружия, встречи лидеров РФ и США и саммита G20 в Питтсбурге.

США поделились разведывательной информацией о втором ядерном объекте в Иране с Россией и Китаем в рамках встречи «шестерки» по Ирану, сообщил в пятницу высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США. Американский представитель подтвердил, что за последние несколько дней в рамках переговоров стран «шестерки» по Ирану США предоставили такую информацию не только своим традиционным союзниками Англии, Франции и Германии, но и России, и Китаю. «Эта информация остро ставит вопрос о скрытых намерениях Ирана и носит шокирующий характер», — заявил он.

Иран все же подтвердил эту информацию. Как заявил официальный представитель МАГАТЭ Иран действительно «информировал агентство 21 сентября в письме о сооружаемой в стране новой опытной установке по обогащению урана». Предполагаемая степень обогащения, говорится в письме, составит до 5 проц. По словам представителя МАГАТЭ, Тегеран заверил агентство, что дальнейшая, более детальная информация по новому объекту будет предоставлена «надлежащим образом и в надлежащее время». В свою очередь, руководство МАГАТЭ направило Ирану запрос относительно предоставления дополнительной информации, а также возможности посетить новый объект как можно скорее, чтобы агентство смогло принять меры контроля в соответствии с соглашением о гарантиях. В ходе контактов с иранской стороной удалось также выяснить, что ядерный материал в новую установку еще не вводился.

Но в то же время, глава Организации по атомной энергии страны Али Акбар Салехи заявил: «Наши (иранские) ученые создали новое поколение центрифуг — каскад из 10 штук — и в настоящее время проводят необходимое тестирование». По его словам, иранские специалисты в настоящее время «увеличивают размеры этих образцов».

Вполне допустимо, что эти новые центрифуги и предназначены для нового центра по обогащению урана под городом Кум. Правда, их еще там нет. И не совсем понятно, что будут инспектировать инспекторы МАГАТЭ на новом ядерном объекте ИРИ, если там нет еще оборудования. Возможно, потенциальные возможности этого предприятия.

Ядерная проблема Ирана беспокоит всех. В сентябре переговоры провели руководители России и США, России и Китая, США и Китая. И во всех случаях Иран и его ядерная программа были в центре внимания.

Озабоченная складывающейся ситуацией, «Большая восьмерка» (G8) дает Тегерану три месяца для прекращения программы по обогащению урана, в противном случае против Ирана будут введены новые международные санкции. Об этом заявил глава МИД Италии Франко Фраттини. По словам министра, решение о необходимости «дать Ирану последний шанс» было принято на совместной встрече министров иностранных дел G8. Ранее президент России Дмитрий Медведев не исключил возможность новых санкций в отношении Ирана. «Санкции редко приводят к продуктивным результатам, но в некоторых случаях они неизбежны», — сказал российский лидер. Тем не менее, Медведев считает необходимым помочь Ирану принять правильное решение по ядерной программе. «Наша задача — создать систему стимулов, позволяющую решить проблему использования мирной ядерной энергии с одной стороны, и не допустить создание ядерных вооружений — с другой стороны», — подчеркнул г-н Медведев.

Президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Иран не испытывает необходимости в обладании ядерным оружием и никогда не откажется от права на использование энергии атома в мирных целях. «Нам не нужно ядерное оружие. Мы не видим никакой нужды в нем. Обстановка в мире меняется в пользу наших идей», — указал президент. Ахмадинежад заверил, что его страна рассматривает обогащение урана на своей территории только в плоскости мирного использования атома и никогда не прекратит этой деятельности в угоду Западу. «Если речь идет об обогащении урана в мирных целях, то оно никогда не будет прекращено здесь, в Иране», — заявил он. Президент ИРИ настаивает на том, что Тегеран был и остается приверженным духу урегулирования проблем за столом переговоров. «Мы всегда верили в переговоры, в этом состоит наша логика. Все это остается неизменным», — добавил он.

Однако главное, по всей вероятности, не только в конкретных физических субстанциях и вполне реальных центрифугах, новых объектах и ядерном топливе. Дело в другом. В стремлении Тегерана через ядерную тему утвердится в регионе и мире в качестве «супердержавы».

Недаром старший советник иранского президента Али Акбар Джаванфекр в интервью агентству «Франс-Пресс» заявил, что признание Исламской Республики Иран ядерной державой – это первый шаг на пути нормализации отношений между Тегераном, Вашингтоном и Западом. По словам г-на Джаванфекра, в ходе обсуждения пакета иранских предложений 1 октября текущего года Иран не потерпит никаких угроз со стороны мировых держав. Али Акбар Джаванфекр подчеркнул: «Иран – ядерная держава, и для него не приемлемы какие-либо угрозы, которые могут прозвучать как в ходе переговоров, так и в последующий период. Мы выступаем за переговоры, основанные на разуме и международном законодательстве. Иран должен быть признан ядерной державой, и переговоры с ним необходимо вести как с государством, имеющим подобный статус». Как отметил г-н Джаванфекр, иранская ядерная программа реализуется в соответствии с международным законодательством. Иран стремится к тому, чтобы великие державы к его правам в ядерной сфере и в других областях относились с уважением. Это может стать первым шагом на пути нормализации отношений с США и Западом. Далее старший советник президента Ирана подчеркнул, что Тегеран на предстоящих в октябре переговорах и в дальнейшем ни под каким видом не будет обсуждать свою ядерную программу. «Мы уже говорили, что переговоры будут касаться пакета наших предложений, в которых не затрагивается иранская ядерная программа. Наш президент недавно объявил, что ядерная проблема закрыта», – отметил г-н Джаванфекр.

 

 

4. САНКЦИИ ПРОТИВ ИРАНА

 

В отношении экономических санкций против ИРИ в позиции России появились новые оттенки. «Что касается санкций в отношении Ирана, то позиция России здесь проста: санкции редко приводят к продуктивному варианту, но в отдельных случаях их использование является неизбежным, но это вопрос выбора», — сказал президент России Дмитрий Медведев, оставляя надежду на то, что меры в отношении Тегерана будут приняты «в крайнем случае».

Такое заявление российского президента интерпретировалось аналитиками, как готовность России поддержать санкции в отношении Ирана.

Президент Франции Николя Саркози считает, что санкции против Ирана должны стать результативными. «Придет момент, когда нам придется принять согласованное решение о санкциях. Они должны привести к результатам», — заявил Саркози на заседании Совбеза. Саркози также отметил, что Иран несколько раз нарушал резолюции Совета безопасности ООН. По словам Саркози, политика Тегерана и Пхеньяна представляет собой «два кризиса в нераспространении ядерного оружия». На жестких санкциях против Ирана настаивает и премьер Великобритании Гордон Браун. «Мы должны совместно рассмотреть более жесткие санкции», — заявил он и добавил, что нельзя позволять Ирану мешать глобальному ядерному разоружению. Германия также является сторонницей жестких санкций, если «Иран не одумается». Канцлер ФРГ Ангела Меркель присоединилась к инициативе США, Франции и Великобритании, подчеркнув при этом необходимость диалога с Россией и Китаем по иранской ядерной проблеме.

Более проиранская, если так можно сказать, позиция у Китая. Пекин выступает против решения иранской ядерной проблемы путем давления на руководство этой страны, заявила официальный представитель МИД КНР Цзян Юй. «Мы верны своему мнению о том, что давление — это не способ решения возникающих проблем», — сказала дипломат, отвечая на вопрос о том, намерен ли Китай поддерживать инициативы некоторых стран о введении новых санкций в отношении Ирана. Дипломат напомнила, что позиция КНР заключается в том, чтобы возникающие вопросы решались «путем переговоров и средствами дипломатии». То есть вполне можно ожидать, что в случае очередного обострения ситуации вокруг ядерной программы ИРИ и рассмотрения вопроса о санкциях в Совбезе ООН Китай вряд ли поддержит более жесткие меры против ИРИ. Не секрет, что КНР в значительной степени зависит от Ирана в плане энергоресурсов. От 11 до 14 процентов (в различные года) нефти, импортируемой Китаем, идут из Ирана. Ограничение или приостановка поставок были бы ударом по китайской экономике. Так что у Пекина есть все основания воспользоваться правом вето в Совбезе ООН. Хотя с другой стороны, как считает обозреватель The Times Бронуэн Мэддокс, «одобрение российской стороны загоняет Иран в угол и, возможно, убедит Китай на голосовании в Совбезе ООН по поводу нового пакета санкций воздержаться, а не накладывать вето».

Однако самый мощный инструмент, по мнению президента США Барака Обамы, — комплекс санкций, принятых даже некоторыми, но влиятельными развитыми странами. США и Великобритания надеются, что эти меры восстановят простых иранцев против руководства страны. Здесь речь идет о санкциях на поставки бензина в Иран. Ведь эта нефтедобывающая страна производит всего лишь около 60 процентов потребляемого в стране бензина, а остальное – импортирует.

Некоторые аналитики полагают, что в плане эффективности антииранских санкций приоритет может быть отдан «карательным» мерам в области иранского банковского дела, прежде всего в его международном аспекте, и решительного сокращения (если не прекращения) иностранных инвестиций в нефтегазовую сферу ИРИ, остро нуждающуюся в них. Ведь все эти сферы (банковская и нефтегазовая) в большой степени является государственными и находятся под контролем Корпуса стражей исламской революции. То есть в давлении на них затрагиваются интересы, в первую очередь, правящих ныне в ИРИ кругов.

Израиль, не являющийся ни участником переговоров, ни членом Совбеза, по вполне понятным причинам наиболее озабочен развитием ситуации вокруг ядерной программы ИРИ.

В сентябре премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху призвал усиливать международное давление на Иран, в том числе с использованием «калечащих» санкций, вне зависимости от того, ведутся или нет с ним переговоры по ядерной проблематике. В интервью американским телеканалам Нетаньяху отказался напрямую говорить о возможности применения военной силы, но при этом согласился с заявлением президента США Барака Обамы о том, что ни один из вариантов нейтрализации иранской ядерной угрозы не сбрасывается со счетов. «Хотел бы верить, — сказал г-н Нетаньяху, — что мировое сообщество понимает, что на Иран надо сильно давить. Иран также уязвим, потому что уязвима его экономика. Время оказывать давление — сейчас, вне зависимости от того, идут переговоры или нет».

В ответ на возможные финансово-экономические акции против ИРИ официальные лица этой страны не устают повторять, что Тегеран готов к любым возможным санкциям, которые могут наложить западные державы, в том числе и на импорт бензина.

 

 

5 . НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Сентябрь стал месяцем, который встревожил международное сообщество не только новыми вскрывшимися аспектами ядерной проблемы Ирана, но и ракетной.

28 сентября в рамках недели «Священной обороны» в Иране завершились двухдневные масштабные учения ракетных войск, входящих в ВВС КСИР, под кодовым названием «Великий пророк-4». На их первом этапе состоялись успешные пуски тактических ракет класса «земля-земля» — «Тондар», «Фатех-110» и «Зальзаль». По оценке командующего военно-воздушными силами КСИР Хосейна Салами, результаты стрельб «превзошли все ожидания».

На втором этапе ракетные войска КСИР провели ночные учебные пуски ракет среднего радиуса действия «Шахаб-1» и «Шахаб-2».

Затем иранские военные провели успешные испытания твердотопливной двухступенчатой ракеты «Саджиль» радиусом действия около 2 тысяч км. Одновременно Иран провел испытания баллистической ракеты «Шахаб-3». По иранским данным радиус действия ракет «Шахаб-3» составляет от 1,3 тыс. до 2 тыс. километров. Это означает, что эти ракеты способны достичь американских военных баз на Ближнем Востоке, а также объектов на территории Израиля.

От «Шахаб-3» «Саджиль» отличается тем, что имеет две, а не одну ступени, работает на твердом топливе и имеет более высокую точность и наименьшее время оперативного развертывания.

Ракетные пуски в Иране прокомментировал военный специалист генерал-лейтенант российской армии Николай Родионов. Он сказал, что российские средства предупреждения о ракетном нападении (СПРН) контролировали ракетные пуски, которые осуществил Иран. Это обеспечивает радиолокационная станция, расположенная в Габале (Азербайджан). Генерал Родионов, который ранее принимал РЛС «Дарьял» в Габале на боевое дежурство, отметил: «Ракеты средней дальности, пуски которых накануне были осуществлены Ираном, способны достигать территории России примерно до Саратова».

Говоря о состоявшихся в Иране ракетных пусках, Николай Родионов отметил, что для испытания ракет Ирану нет необходимости запускать их на полную дальность. «Чтобы понять, на какую дальность способна лететь ракета, можно направить ее полет по крутой навесной траектории. Например, не на высоту примерно в 700 км, что обеспечило бы полет на максимальную дальность, а на высоту 1,5 тыс. км, что и делает Иран», — сказал он.

Европейский союз в лице Италии выразил неудовольствие ракетными маневрами в ИРИ. Глава МИД Италии Франко Фраттини заявил по этому поводу, что Иран должен прекратить испытательные запуски ракет и продемонстрировать таким образом международному сообществу свою открытость к диалогу и сотрудничеству. «Ракетной или ядерной угрозой Тегеран не утвердит свою роль и вес в регионе и на международной арене, а также не принесет процветания своему народу. На протянутую руку международного сообщества иранские власти должны ответить протянутой рукой диалога, а не запусками ракет», — сказал он.

На запуски иранских ракет уже отреагировали США. Американцы разместили в западной части района Персидского залива восемь батарей зенитно-ракетных комплексов ПВО Patriot в ответ на угрозу со стороны Ирана. Об этом заявил начальник Центрального командования вооруженных сил США генерал Дэвид Петрэус. США разместили по два ЗРК в четырех странах региона. Впрочем, генерал Петрэус не уточнил, о каких именно государствах идет речь. По его словам, поводом для случившегося стали «риторика и действия Ирана». Военные базы США есть в целом ряде стран в регионе: в Бахрейне, Саудовской Аравии, Катаре, ОАЭ и Омане. 17 сентября президент США Барак Обама представил новый план противоракетной обороны, которая призвана защитить Запад от иранской ракетной угрозы. Президент Обама заявил, что главную угрозу представляют не баллистические ракеты, которые только предстоит разработать потенциальному противнику Ирану, а ракеты малой и средней дальности. Размещение Patriot, о котором заявил Петрэус, может быть частью новой стратегии. Правда, министр обороны Роберт Гейтс говорил, что США намерены переориентироваться с ракет Patriot, которые теоретически могут быть оснащены ядерными боеголовками и использоваться как наступательное оружие, на перехватчики SM-3.

На это усиление американской ПРО Иран дает свой ответ. Как заявил высокопоставленный представитель военного ведомства ИРИ командующий силами ПВО бригадный генерал Ахмад Микани, Ирану удалось создать новую систему вооружения для защиты от крылатых ракет. Он подчеркнул, что, «несмотря на тридцать лет военных санкций врагов, иранские вооруженные силы сделали ряд важных шагов к самостоятельности». Генерал Микани особо отметил, что в настоящее время иранские военные способны не только идентифицировать созданные с использованием технологий невидимости крылатые ракеты, но и уничтожать их.

Генерал также сообщил, что Тегеран занимался усовершенствованием своей обороны и по другим направлениям. В частности, он упомянул о создании десятков единиц вооружения противовоздушной обороны, а также активных и пассивных радиолокационных систем.

Напомним, в мае 2009 года Тегеран объявил о начале производства артиллерийского вооружения для боевых кораблей, которое якобы можно применять против крылатых ракет. Еще раньше военные исламской республики заявили о создании ракет, способных достичь территории Израиля. Тем не менее, западные военные аналитики часто воспринимают такие заявления со скептицизмом.

В сентябре в Иране новый министр обороны Ахмад Вахиди, выступая на заседании правительства, сказал: «Главные задачи иранского военного ведомства — укрепление обороноспособности страны, оснащение национальных вооруженных сил всем необходимым, реализация программ военно-промышленного комплекса (ВПК), налаживание сотрудничества с дружественными государствами». При этом министр обороны еще раз подчеркнул, что иранские специалисты ведут ускоренную разработку новых видов вооружений, и в самое ближайшее время будет объявлено о новых успехах страны в данной области.

Но все же, по всей вероятности, Ирану собственных сил ВПК не хватает. В сентябре продолжали выявляться факты незаконной продажи оружия и спецоборудования в Иран. Так, службы безопасности Соединенных Штатов задержали бельгийского торговца оружием по подозрению в попытке продать Ирану части боевого истребителя F-5. Как отмечают в министерстве юстиции США, действия бельгийца являются прямым нарушением резолюции ООН, запрещающей продажу оружия Исламской Республике Иран.

56-летний Жак Монсье, проживающий во Франции, был арестован 28 сентября сразу по приземлению в аэропорту Нью-Йорка. В обвинительном заключении говорится, что в феврале 2009 года Жак Монсье связался со своим агентом, дав поручение: помочь в приобретении двигателей J85-21 для истребителей F-5 и для военно-транспортных самолетов C-130 Hercules. По данным следствия, Монсье планировал поставить эти двигатели в Иран, через третьи страны.

 

Справка. До 1979-го года США поставили Ирану партию истребителей F-5, однако после Исламской революции поставки были прекращены, и особым распоряжением был наложен запрет на поставки комплектующих к F-5 иранскому режиму.

На вооружении иранских ВВС состоят устаревшие американские истребители F-4, F-5, F-14, китайские самолеты F-7, боевые машины российского производства Су-24, Су-27 и МиГ-29, самолеты иранского производства «Саеге» и «Азаракш», аналоги американских F-5 и F-18 (как утверждают иранские СМИ). Кроме того, Иран производит собственные беспилотные летательные аппараты. Иранская армия располагает более чем 50 военно-транспортными самолетами C-130, но многие из них вышли из строя из-за невозможности ремонта.

 

11 сентября, в Германии началось судебное разбирательство по делу некого немца, обвиняемого в продаже специального оборудования в Иран, которое может быть использовано для производства ядерного оружия. Прокуроры обвиняют 49-летнего Мохсена Ванаки в экспорте в Иран запрещенной техники – двух высокоскоростных камер в начале 2007 года. Прокуроры предполагают, что эти камеры могут быть использованы для разработки ядерного оружия.

Таможенные офицеры в лондонскому аэропорту Хитроу 18 февраля этого года задержали подозрительный груз, направлявшийся в Дубаи. Британский бизнесмен Эндрю Фолкнер пытался поставить в Иран 100 оптических прицелов к снайперским винтовкам на сумму 124 тысячи евро.

Таможенники и полиция не поверили декларации, в которой было написано, что конечным пунктом назначения грузов является ОАЭ – всем известно, что Дубаи используются в качестве перевалочного пункта для поставки в Иран товаров, попадающих под режим западных санкций. Бизнесмен был освобожден под залог, его дело будет рассмотрено позднее.

Активизация переговоров между Россией и США по проблеме Ирана вновь подняла вопрос о поставках в ИРИ российских зенитно-ракетных комплексов С-300. Американцы просят Москву аннулировать этот контракт. Ведь наличие ЗРК С-300 резко снижает возможности силового решения иранской ядерной проблемы со стороны США и/или Израиля. Хотя с другой стороны начало этих поставок, вне всякого сомнения, инициирует решимость Израиля нанести удар по Ирану до того, как эти российские комплексы будут поставлены там на боевое дежурство.

Касаясь этого вопроса, лидер правящей коалиции в израильском парламенте Зеэв Элькин заявил в сентябре: «Надеюсь, в Москве понимают, что осуществление поставок может стать если не сигналом к началу операции, то, по крайней мере, значительно ускорит развитие событий именно в этом русле… Мы приближаемся к точке невозврата, когда остановить Тегеран на пути к ядерной бомбе будет уже невозможно. На принятие решения у нас остаются месяцы».

Военно-силовой вариант решения иранской ядерной проблемы чрезвычайно волнует Москву. Россия надеется, что Израиль не нанесет удара по Ирану, это было бы самым худшим, что можно представить, заявил президент РФ Дмитрий Медведев. «Я надеюсь на то, что это решение не будет принято. Нужно стараться подталкивать Иран к кооперации, к сотрудничеству. Вот об этом нужно задуматься Ирану», — сказал российский лидер в интервью телекомпании «Си-Эн-Эн». Отвечая на вопрос о действиях России в случае, если бы удар все же был нанесен, президент подчеркнул, что РФ в такой ситуации никого не могла бы поддерживать или действовать. «Мы миролюбивое государство, и у нас есть своё понимание нашей оборонной стратегии. Это первое. Второе. У нас есть свои союзники, с которыми у нас заключены те или иные договоры. Но если говорить о ситуации с Ираном, то у нас такого рода обязательств нет. Но это не значит, что мы хотели бы или что мы равнодушно будем относиться к таким событиям. Это (нанесение удара) самое худшее, что можно себе представить», — заявил Медведев. Он предложил порассуждать, что после этого может произойти. «Гуманитарная катастрофа, огромное количество беженцев, желание Ирана отомстить, причём не только Израилю, скажем откровенно, но и другим странам. И абсолютно непредсказуемое развитие событий в регионе. Я думаю, что масштаб этого бедствия почти ни с чем невозможно соизмерить. Поэтому, прежде чем принимать решение о нанесении ударов, нужно взвесить ситуацию. Это было бы самым неразумным развитием событий. Но мне мои израильские коллеги сказали, что они не собираются действовать так, и я им доверяю», — сказал Медведев.

Более жесткую позицию по отношению к возможности военного удара по Ирану выразил бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский. Он призвал администрацию Барака Обамы дать понять израильскому правительству, что не допустит бомбардировки Ирана. Збигнев Бжезинский, занимавший пост советника Джимми Картера, считает, что Обама должен запретить Израилю использовать воздушное пространство Ирака для нанесения ударов по ядерным объектам в ИРИ. Г-н Бжезинский заявил: «Мы не какие-нибудь младенцы. Им (израильтянам) придется использовать воздушное пространство Ирака. Мы что, будем сидеть и молча смотреть? Нет, мы должны запретить им, причем не только на словах, но быть готовы поднять ВВС США и противостоять им. Пусть выбирают, им придется вернуться восвояси или попытаться прорваться».

В свою очередь, военно-политическое руководство США, возглавляемое Бараком Обамой, постепенно меняет акценты в оценках угроз со стороны ИРИ. Так, глава Комитета начальников штабов ВС США адмирал Майкл Маллен на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил дал развернутую картину восприятия современного Ирана со стороны американской администрации. Адмирал заявил, что Иран «в краткосрочной перспективе не представляет угрозы для США». Как подчеркнул адмирал, хотя осуществляемые Тегераном «ядерная и ракетная программы не представляют опасности для США на ближайший период времени, действия Ирана могут поставить под угрозу интересы США на региональном уровне». «Это включает использование иранцами своих сторонников в Ираке, Афганистане, Ливане, на палестинских территориях, а также на африканском континенте и даже в Южной Америке», — продолжил адмирал Маллен. По его словам, США «весьма обеспокоены злонамеренной деятельностью Ирана, который пытается распространить свое влияние на суверенные страны путем предоставления оружия, технологий, денег». «Иран оказывает поддержку группировкам ХАМАС и «Хизбалла», а также вмешивается в дела Афганистана и Ирака, — добавил адмирал. — Он остается одной из самых дестабилизирующих сил в отношении Ирака и Афганистана и в целом во всем ближневосточном регионе. Это следует учитывать при разработке и осуществлении нами политики в будущем». Майкл Маллен отметил, что «полностью поддерживает политический курс президента Обамы» в отношении Тегерана, «нынешние дипломатические и экономические инициативы, включая действия ООН — как экономические санкции, так и финансовые меры, а также оказываемое на Иран международное давление». Комментируя итоги прошедших в июне в Иране президентских выборов, адмирал выразил тревогу по поводу того, что «растущее влияние Корпуса стражей исламской революции приведет к милитаризации иранской внешней политики». «Тем не менее, — указал адмирал Маллен, — в настоящий момент я не предвижу каких-либо существенных изменений во внешнеполитических приоритетах Ирана».

По всей вероятности, в соответствии с позицией по иранскому вопросу, изложенной адмиралом Малленом в сенате, 7 сентября министр обороны США Роберт Гейтс в интервью катарскому телеканалу «Аль-Джазира» обратился к союзникам Америки в арабском мире с призывом: усилить свою обороноспособность и сотрудничество с Вашингтоном в оборонной сфере, чтобы противостоять иранской ядерной программе. Г-н Гейтс отметил, что США рассчитывают добиться решения иранской ядерной проблемы путем дипломатического давления и экономических санкций. При этом глава Пентагона добавил, что надо дать понять иранцам, что их стремление к реализации ядерной программы подвергает их опасности. По словам Роберта Гейтса, усиление обороноспособности арабских соседей Ирана станет своего рода сигналом для Тегерана, предупреждающим о том, что дальнейшая эскалация представляет для Исламской республики реальную угрозу. Г-н Гейтс затруднился назвать точную сумму объема продажи американского оружия в арабские страны, но сказал, что сумма 100 миллиардов долларов, произнесенная ведущим телеканала, представляется ему завышенной.

В сентябре продолжалась активизация деятельности представителей США, Израиля и некоторых арабских государств по выработке общих подходов к иранской угрозе. По сообщению кувейтской газеты Al-Qabas, страны Персидского залива и американское командование организовало встречу, целью которой является выработка общей стратегии. При этом, печатный орган «Хизбаллы», Al-Manar, указывает на то, что в этой встрече принимают участие представители Израиля. По мнению Al-Manar, реальной целью «подозрительной активности» в Заливе является организация морской блокады Ирана, доказательством чего являются не скоординированные, на первый взгляд, передвижения флотилий различных государств, в том числе Израиля. По сообщению Al-Manar, израильские военные представители провели с дипломатами государств Залива серию встреч в европейских столицах и на территории США. Главной темой обсуждения было предоставление воздушных коридоров для израильских ВВС в случае начала боевых действий против Ирана. Al-Manar также утверждает, что израильские боевые самолеты уже сейчас проводят тренировочные полеты в непосредственной близости от иранских границ, с согласия пограничных с Ираном арабских режимов и Вашингтона.

Однако Иран не дремлет. Перед военно-морскими силами Исламской Республики Иран поставлена задача в случае необходимости перекрыть водные пути «врага», заявил командующий ВМС Ирана адмирал Хабиболла Сайяри. Иранские военно-морские силы «помимо защиты интересов Исламской Республики постоянно предпринимают меры по активному присутствию в международных водах. Перед ними поставлена задача перекрыть пути, используемые врагом, если возникнет такая необходимость, а также расчистить маршруты следования иранских судов» — добавил адмирал.

 

Сентябрь 2009 года характеризовался новым информационным взрывом в длительном и противоречивом процессе решения ядерной проблемы Ирана. В этом месяце, пожалуй, ни одно дипломатическое событие не обходилось без упоминания этой проблемы. В том числе Генеральная Ассамблея ООН, заседание Совета Безопасности этой Организации на уровне глав государств и правительств.

Исходя из анализа ситуации на сентябрь 2009 года, вполне допустимо прогнозировать, что Ирану для очередного определения своей позиции на пути разрешения ядерной проблемы международное сообщество и, прежде всего страны-переговорщики с ИРИ, дадут срок до конца года. И тогда будут приниматься более конкретные решения.

Однако военно-политическая ситуация в регионе, вокруг Ирана, продолжает усложняться военной активностью как ИРИ, так и ее оппонентов, в числе которых все чаще упоминаются арабские государства.

52.39MB | MySQL:103 | 0,573sec