Расстановка сил в правящей политической элите Судана

Приближающие выборы в Судане снова заставляют обратить внимание на процессы, происходящие в суданской элите. Насчет Суданского народно-освободительного движения (СНОД) мы уже писали. Теперь целесообразно проанализировать последние действия и кадровые перемещения в Хартуме.

В отличие от бытующего в обывательской среде мнения, Судан не является классическим примером диктатуры, такой, как например, в Ираке времен С.Хуссейна. Помимо того, что в стране существует многопартийность, которая представляет практически все слои общества и реально обладает некой свободой действия, в самой правящей верхушке Судана отсутствует монополия на принятие ключевых решений. Мы не будем сильно грешить против истины, если выдвинем тезис о том, что решения в Хартуме принимаются в большей степени коллегиально.

Костяк этого своеобразного «политбюро» составляет всего пять-шесть человек, включая, естественно, президента О.аль-Башира и его советника по делам избирательной кампании Нафи Али Нафи и вице-президент Али осман Мохаммед Таха (последний, по некоторым данным, сильно болен). В это «политбюро» также входят еще два представителя т.н. «молодежного крыла» правящей партии Национальный конгресс: советник президента по делам Дарфура Гази Салахетдин аль-Табани и бывший руководитель гражданских национальных спецслужб, а ныне советник президента-координатор всех силовых ведомств Салах Гош.

К ним в некоторой степени также можно добавить губернатора Южного Кордофана, бывшего усмирителя Дарфура и координатора действий «джанджавидов» М.Харуна. Активность последнего на международной и внутренней арене серьезно тормозят обвинения в военных преступлениях по версии Международного уголовного суда (МУС).

Рассмотрим эти фигуры более детально.

Нафи Али Нафи в настоящее время находится «в тени». По нашему мнению делается это сознательно, так как человек, который долгое время возглавлял т.н. «исламскую разведку» просто по определению не любит публичности. Тем не менее, именно он является основным «серым кардиналом», координирующим внешнюю политику и организующий взаимодействие с местными политическими партиями на Севере. Выходит у него это пока на твердую «пятерку». Посудите сами: оппозиционные партии в принципе укрощены, их маневры по объединению с СНОД никого, а уж тем более Нафи обмануть не могут. Самое главное: итоги выборов предопределены в пользу правящей партии. Кроме того, Нафи путем хитрых маневров сумел привлечь на суданскую сторону подавляющее большинство стран Лиги арабских государств (ЛАГ) и Африканского союза. Свидетельством этому стало осуждение ЛАГ и Афросоюзом вердикта МУС, вместо чего комиссией Т.Мбеки было предложено альтернативное решение в виде гибридного суда. Остается, конечно, препятствие в виде президента ЮАР Дж. Зумы, который имеет собственное отличное от всех мнение. Но это связано с афроцентристской позицией нового лидера ЮАР, который, безусловно, поддерживает будущую независимость Джубы. Также будем иметь ввиду и не очень простые отношения между Дж.Зумой и Т.Мбеки.

Тем не менее, Нафи продолжает оказывать решающее воздействие на принимаемые суданским руководством решения.

Г.С.ат-Табани – это восходящая звезда суданской политической элиты с явно президентскими амбициями. Он возглавлял вместо О.аль-Башира суданскую делегацию на последней сессии Генассамблеи ООН. Во время последней Московской конференции именно ему суданская делегация доверила занять место в президиуме, а не заместителю министра иностранных дел М.Сиддику. Все эти моменты показывают его реальный статус. Он курирует весь комплекс проблем по Дарфуру, в преодолении кризиса которого наметился очевидный прогресс. Но эта должность дает гораздо больше, нежели только Дарфур. Ат-Табани руководит всеми консультациями с американцами и европейцами, на которых обсуждаются проблемы, далеко выходящие за рамки мирного урегулирования в Дарфуре. То есть Ат-Табани в настоящее время является основным каналом доведения и получения конфиденциальной информации от западных партнеров. Этот факт сам по себе очень сильно поднимает его статус, но необходимо учитывать, что его политический вес пока несоизмерим с Нафи и С.Гошем.

Перемещение С.Гоша с поста руководителя Национальной разведывательной службы и назначение его советником президента по курированию всего блока силовиков, расценивается экспертами неоднозначно. С одной стороны это повышение, с другой есть несколько моментов, которые настораживают. Как всегда, на Востоке очень многое зависит от намеков и полунамеков. За три месяца до нового назначения, во время празднования дня рождения С.Гоша в его резиденцию посетил сам О.аль-Башир. Во время тоста он отметил большой вклад Гоша в строительство системы национальной безопасности, но при этом отметил, что «мы знаем как ты (Гош-авт.) сильно устал, но ничего, ты скоро сможешь отдохнуть». Расценивайте, как хотите, но получается, что уже три месяца назад перемещение Гоша обсуждалось в суданской правящей верхушке.

С другой стороны, место Гоша занял его заместитель, который является его сторонником и другом детства. Гош на новом посту курирует теперь не только собственно Национальную разведслужбу, но и военную разведку. С другой стороны его кураторство не распространяется на армию, но это абсолютно в традиции Востока, да и не только Востока: не концентрировать в одной руке абсолютно всех силовиков.

Некоторые эксперты расценивают перемещение Гоша как некий сигнал американцам, и, прежде всего, спецпосланнику по Судану С.Грейшену. Тот, якобы, поддался на прессинг из Госдепа США и отозвал свои ранее сделанные заявления «об отсутствии фактов геноцида в Дарфуре». И Гош, который долго и плодотворно сотрудничал с американскими спецслужбами по целому ряду вопросов и считался американским лоббистом, за это поплатился.

По нашей оценке, это натянуто. Скорее всего, Гоша просто вывели из-под удара санкций, которая американская делегация в ООН, планирует провести через Совбез. В ней фигурируют практически все нынешние руководители Национальной разведслужбы, что естественно автоматически исключает их из числа возможных партнеров для ЦРУ США по антитеррористическому взаимодействию. А С.Гош, благодаря своему перемещению, такой участи избежал и способен и дальше заниматься обменом развединформации.

Еще один перспективный политик и по совместительству «военный преступник по версии МУС» М.Харун плодотворно трудится на посту губернатора Южного Кордофана. По его словам, сказанным неофициально, он должен провести в Кордофане выборы, и после этого перейти на повышение в Хартум. Посмотрим, что будет, но его шлейф очень сильно будет ему мешать в дальнейшем и фактически отрезает от всего внешнеполитического спектра деятельности. Хотя его политический потенциал сопоставим и с Гошем, и с Ат-Табани.

И в завершении, об армии и возможности ее вмешательства в события. Такую вероятность оценим как крайне малую.

1.Нет лидера, который был бы способен возглавить переворот.

2. Потенциал армии и возможность ее влиять на события сильно уменьшилась после известных событий, связанных со штурмом Хартума силами партизан из Движения за справедливость и равенство (ДСР). Тогда всю основную роль по разгрому мятежников взяли на себя войска госбезопасности. Это говорит о недоверии к армейскому руководству, которое после той истории сильно «перетряхнули» и о слабом боевом потенциале.

И, наконец, согласно суданской традиции военные перевороты всегда начинались в провинции, и никогда — в столице. По оценке ряда экспертов, такой возможности сейчас просто нет в силу хитрой политики по дислокации войск. Аль-Башир уроки из собственного опыта сделал. И самое главное: армейская верхушка своим нынешним положением удовлетворена.

62.85MB | MySQL:102 | 0,640sec