Южный Судан: выбор перед выборами

Первый вице-президент Судана и президент Южного Судана С.Киир в настоящее время совершает зарубежное турне. Сейчас он в Японии, где речь в основном идет о финансовой и иной помощи. Юг Судана пребывает в жесточайшем кризисе, денег катастрофически не хватает. Но для нас больший интерес представляют переговоры южносуданского лидера в Каире. По их итогам С.Киир был настроен пессимистично. Все его реплики сводились к одному: надежды на сохранение единства Судана тают на глазах; Хартум в лице правящей партии Национальный конгресс бойкотирует процесс выполнения Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) и затягивает процедуру принятия закона о выборах. Не обошлось и без прямых обвинений в отношении спонсирования Хартумом через «свою агентуру влияния» беспорядков в южносуданских штатах. Все это делается, по интерпретации С.Киира, для того, чтобы затянуть и сделать невозможным получение Югом независимости в 2011 году. Такая политика, по его оценке, приносит обратный эффект и делает вопрос образования нового государства на юге Судана фактически предопределенным делом.

По нашему мнению, чем жестче «антихартумские обвинения» С.Киира, тем очевиднее, что он и его сторонники все более активно ищут выход из патовой ситуации: как сохранить лицо, остаться в составе единого Судана и получить за это массу преференций. Именно об этом шел разговор тет-а-тет в Каире с Х.Мубараком, который крайне негативно отозвался о возможном образовании нового государства в 2011 году. Причины недовольства египетского лидера понятны: египтянам совсем не все равно, кто будет контролировать истоки Нила, от которого зависит не только вся сельскохозяйственная инфраструктура АРЕ, но и национальная безопасность государства.

В борьбе за право народа Южного Судана на самоопределение в настоящее время сошлось очень много разнополярных сил. Попробуем обозначить тех, кто ни под каким предлогом не хочет отделения Юга.

Прежде всего, это северосуданские оппозиционные партии: «Аль-Умма» (махдисты), ЮДП (юнионисты) и сторонники Х.ат-Тураби. Последние играют в очень интересные игры, в которых южанам отведена роль «козла отпущения». Основным итогом недавно состоявшейся совместной конференции всех оппозиционеров в Джубе стало решение о бойкоте выборов вплоть до внесения необходимых изменений в закон о выборах. Для Суданского народно-освободительного движения (СНОД) принципиален, прежде всего, вопрос: каким большинством (простым или абсолютным) народ Судана будет решать свою судьбу в 2011 году. Джуба исходит из того, что манипулировать меньшим числом избирателей легче. Северосуданские же оппозиционеры хотят, чтобы эти изменения рассматривались специальной комиссией уже после выборов в апреле 2010 года. Их расчет прост: они прекрасно отдают себе отчет о том, что правящий Национальный конгресс на этих выборах побеждает. При этом, бойкотируя выборы и подключив к этой процедуре и СНОД, оппозиционеры с вероятностью до 90% в последний момент решат в выборах поучаствовать. У них устоявшийся электорат, «на раскрутку» которого много времени не надо. СНОД же «заморозил» все свои приготовления и неизбежно не успеет полностью отмобилизоваться в последний момент. Таким образом, оппозиционеры получают его голоса (вернее, часть) и увеличивают свое присутствие в парламенте. На такой мотивировке действий северосуданских партий настаивают весьма уважаемые и информированные эксперты. Что касается независимости Юга, то ни махдисты, ни юнионисты этот вариант всерьез не рассматривают. Х.ат-Тураби с удовольствием «избавился бы» от проблемного христианского Юга, но без передачи южанам нефтяных полей.

На Севере также существуют и другие противники отделения Юга, такие как недавно отколовшийся от юнионистов Я.Арман. последний активно использует свой союз со СНОД для собственной «раскрутки» и получения финансовой помощи. При этом он четко отдает себе отчет в том, что в случае получения Югом независимости на его политической карьере на Севере можно будет смело «поставить крест». Поэтому для него бойкот выборов, а, как следствие, и срыв референдума в 2011 году – это единственный шанс для политического выживания.

Вторая группа противников отделения находится в самом СНОД. Это фактически вся сегодняшняя верхушка движения (включая С.Киира), которая очень удобно чувствует себя «на дармовых харчах», получая «ни за что, ни про что» 50% доходов всего суданского нефтяного экспорта. И это не считая прямой зарубежной помощи. Все это, естественно, благополучно разворовывается. Чего только стоит покупка за 2 млн долларов в США шикарного особняка Генеральным секретарем СНОД Паген Амумом. И это не говоря о ближних соседях, таких как Кения и Уганда, которые откровенно «молятся» на все растущие банковские депозиты южан.

Среди «удачных» коммерческих операций южносуданских руководителей можно назвать аферу с покупкой систем ПЗРК или 200 автомобилей «Тойота» для нужд южносуданских вооруженных сил. И в первом и во втором случаях, деньги просто исчезли «по вине нерадивых посредников».

В этой ситуации особенно остро стоит вопрос о полугодовой невыплате зарплаты тем же южносуданским военным (об учителях и врачах в силу мизерности их количества не упоминаем). Но с армией этой серьезный сигнал, так как чреват серьезной дестабилизацией обстановки в самом ближайшем времени. Не говоря уже о прогнозируемой вспышке насилия в соседней ЦАР и инфильтрации боевиков «Гнева господнего» в Южный Судана. Этим вызовам деморализованная южносуданская армия адекватного ответа дать не в состоянии.

И С.Кииру и другим «пригревшимся» руководителям СНОД совершенно «не улыбается» получать независимость и отвечать за все бедствия в экономике. В настоящее время роль «громоотвода» успешно выполняет Хартум.

Общая коррупция и развал экономики вызвало обострение борьбы за власть в Джубе. По оценке ряда наблюдателей, в случае получения независимости президентом новой страны однозначно станет нынешний вице-президент Юга Реек Машар, который вынужден будет начать широкие антикоррупционные процессы. У него просто не будет другого выхода, так как населению южносуданских штатов надо будет объяснять причину всех неудач.

Такое развитие событий уже напрямую угрожает всей верхушке СНОД, так как надеется на гуманность властей США не приходится: разворовывались и американские деньги.

С другой стороны публично отказаться от проведения референдума или заключить официальное соглашение с Хартумом об отсрочке его проведения, СНОД тоже не может. Это будет означать политическое самоубийство, так как вразумительно объяснить озлобленному южносуданскому населению, за что они воевали 21 год, будет невозможно.

В этой ситуации единственным возможным выходом для проворовавшейся верхушки ССНОД остается бойкот выборов, а следственно, и референдума под предлогом «технических проблем» и «злой воли Хартума». Что и было продемонстрировано в Каире.

52.23MB | MySQL:103 | 0,486sec