Предвыборная кампания-2023 в Турции. Часть 1

План расширения Народной коалиции

Не прошло и суток  с официального объявления даты выборов, как Партия справедливости и развития (AKP) сразу продемонстрировала признаки начала предвыборной кампании. Вечером 10 марта появилась первая информация о планах правящей партии по расширению Народной коалиции. Что это значит и какую выгоду подразумевает такое решение?

Сначала данные касались присоединения к проэрдогановскому блоку Партии повторного благоденствия (YRP). Это радикальная исламистская партия, лидером которой является Фатих Эрбакан – сын бывшего премьер-министра Турции и учителя Эрдогана Неджметтина Эрбакана. Днем 11 марта такая же информация прошла по Партии свободного дела (HÜDA-PAR) и Партии Отечества (ANAP). То есть количество партий в Народной коалиции может вырасти до 6. 11 марта HÜDA-PAR официально присоединилась к коалиции и поддержала выдвижение Р.Т.Эрдогана в качестве кандидата на пост президента. Примечательно, что 2 из 3 потенциальных членов блока имеют прямое или косвенное отношение к политике 1990-х гг. Эту эпоху Партия справедливости и развития в прошлом критиковала и представляла в виде образа «старой Турции».

Что касается особенностей переговорного процесса, известно о выдвижении YRP следующих требований:

  • закрытие всех организаций, которые защищают права ЛГБТ-сообщества;
  • отмена закона № 6284 (закон, предполагающий меры, в том числе и превентивные, по защите жертв домашнего насилия);
  • отмена процедуры бессрочных алиментов;
  • создание системы образования, отдающей предпочтение морали и духовности.

Мы в прошлых статьях отмечали, что культурный фактор может стать важной составляющей политики Эрдогана. Поэтому очевидно, что он может привести к формированию «самого правого правительства» в истории Турции. Это, в свою очередь, имеет аналогии с нынешним правительством Б.Нетаньяху в Израиле.

Почему это решение может быть выгодно Партии справедливости и развития? Эрдоган пытается не просто консолидировать идейно близких к себе избирателей, а стремится зацементировать этот пласт электората за собой. Этот хитрый план имеет очень сильные посылки. Избиратель этих партий на выборах 2023 г. в очень крайних случаях проголосует за оппозицию. Это радикальный электорат, который сохранил свои идейные воззрения и политические позиции относительно Эрдогана. То есть, иными словами, если эта идея сработает, у AKP есть возможность, как минимум, получить еще 2%.

Однако это не так важно, если не учитывать контекст. Он связан с тем, что политическая система фактически находится в состоянии дисбаланса. После реформы избирательной системы 2022 г. сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, старая система коалиций делала перевес в пользу малых партий. Когда их количество после 2019 г. стало расти, это стало серьезной проблемой для Партии справедливости и развития. Они стягивали на себя поддержку AKP, при этом никакой компенсации у нее не было.

Однако, с другой стороны, после вышеупомянутой реформы оказалось, что около 8%-10% голосов электората не влияют на распределение мандатов. Для сравнения: на двух последних по времени парламентских выборах этот показатель не превышал 2%. Это имеет прикладное значение, так как после реформы задача правящей партии упростилась. Теперь для контроля 50% парламента ей может хватить 40% на выборах от доли явки. Опять же для сравнения отметим, что на двух последних парламентских выборах AKP и Народная коалициях набирала минимум 49%. Иными словами, после законодательных инициатив проэрдогановских партий точка равновесия стремится к нулю. Если для нынешней Партии справедливости и развития 50% – это немыслимая вершина, то 40% вполне могут покориться ей. По сути, предвыборная стратегия Эрдогана будет нацелена на это.

В этом контексте нужно отметить, что парламентские выборы представляют большой интерес для Эрдогана. В каком-то смысле они даже являются более приоритетными. Сценарий со вторым туром президентских выборов сейчас рассматривается командой Эрдогана как приемлемый. Учитывая этот аспект, получение парламентского большинства (даже хрупкого) может иметь психологический эффект для победы Эрдогана во втором туре. Как предполагается, получение парламентского большинства Народной коалицией может разочаровать оппозиционный электорат и привести к усилению позиции Эрдогана. Для того чтобы этот сценарий сработал, Народная коалиция должна быть максимально прочной и сплоченной. Поэтому шаг оправдан этой целью.

Здесь нужно отметить, что этот план нельзя назвать на 100% удачным. Основной проблемой, как в случае оппозиционной Национальной коалиции, является идеологическое различие между партиями. В данном случае решающее значение может сыграть столкновение Партии националистического движения (MHP, националистический сегмент) и Партии свободного дела (прокурдский сегмент). В этом смысле принципиальной является возможность/невозможность напряжения в коалиции из-за поддержки последними курдской автономии.

Исходя из вышесказанного, мы отмечаем, что политика расширения Народной коалиции может стать успешной при условии установления новой точки равновесия в районе 40%. Это означает, что этого уровня поддержки при всех прочих равных может хватить для получения парламентского большинства. В свою очередь, победа проэрдогановских партий на парламентских выборах может иметь далеко идущие последствия для логики президентских выборов и усилить позиции Эрдогана в случае проведения второго тура президентских выборов.

52.2MB | MySQL:103 | 0,463sec