Итоги выборов в Тунисе

25 октября 2009 г. в Тунисе состоялись очередные всеобщие президентско-парламентские выборы. Согласно Конституции, президент и члены парламента избираются в Тунисе одновременно, сроком на пять лет. Выборы в Палату депутатов (парламент) производятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, которая была введена в 1993 г. и ныне «резервирует» для легальной оппозиции 20% парламентских мест. Первые выборы на альтернативной основе прошли в Тунисе в 1999 г.

Нынешний президент Туниса Зин аль-Абидин Бен Али правит страной с 1987 г. и является вторым президентом Тунисской республики. Первый президент Туниса – Хабиб Бургиба – находился у власти около 30 лет, после чего был признан неспособным исполнять свои обязанности по «медицинским показаниям». В 2007 г. Тунис широко отпраздновал двадцатилетний юбилей «Эпохи перемен» и эры плюрализма, которую открыл Бен Али.

Действительно, в 1987 г. первые шаги нового президента, в частности представившего более либеральный закон о партиях, разрешившего многопартийность, обещавшего гражданам достойную жизнь и политическую демократию, стремившегося дать свободу слова и обеспечить принцип «здоровой конкуренции», — сулили большие надежды. Между тем, отменив в 1988 г. положение Конституции о пожизненном президентстве и ограничив количество президентских сроков, Бен Али так же легко с помощью всенародного референдума в 2002 г. ввел конституционную поправку, которая, по сути, продлевала возможное количество сроков. Согласно ст. 39 и 40 Конституции для кандидата в президенты устанавливался предельный возраст не 70, а 75 лет. Сейчас Бен Али 73 года, и очевидно, что модификация главного закона страны служила именно плану сделать возможным переизбрание Бен Али еще на один, пятый, срок.

Несмотря на декларирование демократических ценностей, фактически Бен Али и возглавляемая им партия Демократическое конституционное объединение имели на выборах преимущества. Так, агитационная кампания за Бен Али началась раньше компании остальных кандидатов, ещё до его официального выдвижения. Уже в 2007 г. на улицах страны появились плакаты «Бен Али, мы за тебя!», и еще до официальной регистрации кандидатур на высший государственный пост он получил поддержку Всеобщего тунисского объединения труда (профсоюзный центр, основанный в 1946 г.), ассоциаций предпринимателей, женских и других общественных организаций. Таким образом, исход борьбы за президентский пост был более чем предсказуем. Главная же интрига тунисских выборов заключалась том, кому из легальных оппозиционных партий достанутся 20% парламентских мест.

Подготовка к выборам началась в конце августа 2009 года, когда Бен Али, как и полагается по закону, назначил председателя избирательной комиссии. Им стал Абдельвахаба аль-Бехи, председатель Тунисского центра примирения и арбитража (некоммерческая организация, основанная в 1996 г. лояльный действующему режиму. На пресс-конференции 30 июля А.аль-Бехи объявил о формировании избирательной комиссии в составе 27 человек и пообещал предоставить всем партиям и международным наблюдателям доступ к мониторингу выборов.

По данным официальной тунисской прессы, за ходом выборов в стране следили журналисты и международные наблюдатели. Западная делегация аккредитованных наблюдателей состояла из представителей 18 стран ЕС, арабская — из представителей 17 стран. Между тем, разочарованно отмечает международная организация «Human Rights Watch», до объективного освещения выборов в Тунисе еще далеко, так как власти продолжают давление на «журналистов с особым мнением».

Так, 29 сентября прилетевшего из Парижа Хамма Хамами, официального представителя запрещенной в Тунисе Коммунистической партии тунисских рабочих, полиция окружила и фактически посадила под домашний арест. А 10 и 20 октября ему без предъявления ордера или другого документа не позволили вылететь в Париж на посвященную тунисским выборам пресс-конференцию. Ведь незадолго до этого в интервью телеканалу «Аль-Джазира» он резко раскритиковал тунисское правительство за репрессии и нарушение прав человека. «Персоной враждебной режиму» в Тунисе оказалась и журналистка газеты «Le Monde» Флоренс Беже, которую по прилете 20 октября в тунисский аэропорт не впустили в страну. Предположительно, из-за ее публикации во французской газете 8 октября о притеснениях Хамма Хамами. Между тем, по центральному «7 каналу» тунисского телевидения в день выборов минут 20 демонстрировали интервью с тунисцами, подтверждавшими, что «голосование проходит открыто, без давления, в доброжелательной атмосфере».

По официальным данным, явка на выборы составила 89,4%, или свыше 5 млн тунисцев, имеющих право голоса (население Туниса составляет около 10 млн чел.). Результаты выборов были объявлены 26 октября. Бен Али, правивший страной непрерывно 22 года, был переизбран президентом Туниса. Большая часть мест в парламенте досталась правящей партии ДКО — 161 место из 214.

ДКО, ровесница египетского Вафда, уже более 50 лет является доминирующей силой на тунисском политическом небосклоне. Она образовалась в 1934 г. в результате раскола партии «Дустур» («Конституция») и называлась тогда «Новый дустур». Вскоре под ее знаменами Х. Бургиба повел страну к национально-освободительной борьбе за независимость. С тех пор она устойчиво пользуется поддержкой населения. В 1964 г. партия была переименована в Социалистическую дустуровскую партию, а с 1988 г. носит нынешнее название. В 2005 г. в ДКО состояло более 2 млн чел.

В парламентских выборах принимали участие кроме ДКО еще 8 легальных оппозиционных партий Туниса. В этом году партиям легальной оппозиции удалось отвоевать беспрецедентные 53 парламентских места. Для сравнения, на прошлых выборах 2004 г. оппозиция смогла занять лишь 37 мест, а в 1999 г. – 34. Конечно, при том, что и общее количество мест в парламенте увеличивается пропорционально росту населения страны. Ведь в 1994 г. общее количество мест равнялось 163, а теперь их 214. Партии легальной оппозиции следующим образом подели между собой места:

Движение демократов-социалистов (ДДС) – 16 мест (в 2004 г. 14 мест),

Партия народного единства (ПНЕ) – 8 мест (в 2004 г. 11 мест),

Партия зеленых за прогресс (ПЗП) – 6 мест (была зарегистрирована в 2006 г.)

Движение «ат-Тадждид» (бывшая коммунистическая партия) — 2 места (в 2004 г. 3 места).

Партия зеленых за прогресс относительно новая и не была представлена прежде в палате депутатов. А вот ее основатель, Монжи Хамаси, раньше состоял в Социально-либеральной партии (марионеточной и не имеющей развитого партийного аппарата) и был одним из двух депутатов парламента, избранных в 2004 г. по ее списку. Кроме того, СЛП выставляла своего кандидата на прошлых президентских выборах.

Партии ДДС и ПНЕ имеют корни в дустуровском политическом истеблишменте. Основатель ДДС – Ахмед Мстири, сформировал партию в 1978 г. на базе движения неодустуровцев-либералов. В 1980-х гг. ДДС объединяло в своих рядах около 40 тыс. членов, но со второй половины 1990-х гг. она, как и другие оппозиционные партии, практически утратила свою автономию и, так же как ПНЕ, теперь является клиентелистской партией под полным контролем режима. Расколотая и ослабленная, партия ДДС переживает кризис. Численность членов ДДС не превышает 100 человек. Ее новый председатель Исмаил Буляхья на выборах 1999 г. был одним из трех лидеров оппозиции, заявивший о поддержке переизбрания Бен Али президентом. В этом году партийный лидер поступил так же.

Партия народного единства (ПНЕ) занимает левоцентристскую нишу в рядах оппозиции. В 1985 г. в ПНЕ было переименовано умеренное крыло Движения национального единства, которое основал видный деятель эпохи Бургибы – Ахмед Бен Салах, сторонник левых убеждений, проводивший «доктрину дустуровского социализма» (1962 – 1969 гг.). Руководство партии избегает открытой критики президента Бен Али, хотя в ней есть представления о необходимости осторожнее относиться к приватизации госсектора и пользе широкого государственного регулирования экономики. Программная платформа ПНЕ сводится к общедемократическим принципам (уравновесить законодательную и исполнительную власть, гарантировать свободу прессы и т. д.). На рубеже 1980-1990 гг. ПНЕ насчитывала до 10 тыс. человек. Теперь же количество действующих активистов единично. В 2009 г. ПНЕ выдвинула, как и в 2004 г., своего руководителя Мухаммеда Бушиху в кандидаты на президентский пост.

Бывшая Тунисская коммунистическая партия (ТКП), переименованная в 1993 г. в движение «ат-Тадждид» (Обновление), имеет большую историю. Она возникла в 1920 — 1921 гг. из местной секции Французской компартии. Примерная численность движения сейчас оценивается в 100 челове. Партия выпускает свою газету – «ат-Тарик аль-Джадид» (Новый путь), которая когда-то представляла собой объёмный красочный журнал, но после критики в 2002 г. поправки в Конституцию о президентском сроке дотационное финансирование издания было сильно урезано. Бессменным лидером движения «ат-Таджид» на протяжении 20 лет был генсек Мухаммед Хармель. Однако после разочарования его поражением в выборах 2004 г., когда он баллотировался в столичном избирательном округе, партия предприняла реформирование структуры и изменила устав. Новым генсеком движения «ат-Тадждид» был избран Ахмад Ибрахим, которого в этом году партия выдвинула своим кандидатом в президенты, а Мухаммеду Хармелю оставили титул почетного председателя партии.

В последних парламентских выборах ни один независимый кандидат в парламент не прошел. Не удалось получить представительства таким крайним оппозиционным партиям, как Форум за демократию, труд и свободу (ФДТЛ) и Демократическая прогрессивная партия (ДПП).

ФДТЛ, образованный в 1994 г. в качестве протеста против «показного плюрализма», был официально зарегистрирован в 2002 г. Его активными членами, численность которых не превышает 100 человек, являются бывшие члены Тунисской лиги за права человека и синдикалисты. Лидер партии, не имевшей и ранее представительства в парламенте, врач Мустафа Бен Джаафар в этом году подал заявку на участие в борьбе за президентский пост. Однако ему было отказано в регистрации по несоответствию его кандидатуры формальным требованиям.

ДПП была основана в 2001 г. и пользуется сравнительно большой поддержкой населения – в ее рядах состоит до тысячи человек, в основном жители столицы. Эта чуть не единственная партия, которая, по ее собственному заявлению, не пользуется финансовой поддержкой государства, позволяя себе резкую и даже агрессивную критику в адрес властей. С 1989 г. ДПП участвует в парламентских выборах, но попасть на скамейку депутатов ей еще ни разу не удавалось. Ее кандидат в президенты Ахмад Неджиб аш-Шабби также не был зарегистрирован.

Аналитики отмечают, что оппозиция сильно уступает правящей партии из-за своей разобщенности и существующих избирательных механизмов, благодаря которым в парламент попадают исключительно лояльные, тщательно подобранные кандидатуры. В ходе кампании снимались полностью или частично списки оппозиционных партий, неугодных режиму. До сих пор в Тунисе существуют запрещенные партии – «ан-Нахда», Коммунистическая партия тунисских рабочих и Республиканский конгресс, вынужденные вести пропаганду из-за границы. Политики, лояльные режиму Бен Али, объясняют это потребностью противостоять возможному рецидиву исламистского движения и неготовностью патерналистски настроенных тунисских масс к свободной демократии в классическом понимании.

Что касается президентских выборов, то в списке утвержденных на 28 сентября кандидатов значились следующие лица: Бен Али (от правящей партии ДКО), который первым 26 августа подал заявку на регистрацию; Ахмад Ибрахим, новый генсек движения «ат-Тадждид»; Мухаммед Бушиха от ПНЕ и Ахмед Инубли, лидер Демократического юнионисткого союза (ДЮС).

Как упоминалось ранее, кандидатуры Мустафы Бен Джаафара от ФДТЛ и выдвиженца ДПП Ахмад Неджиб аш-Шабби зарегистрированы не были на одном и том же основании – «несоответствие формальным требованиям, предъявляемым к кандидату в президенты».

ДПП приняла решение выдвинуть аш-Шабби в качестве своего кандидата на пост президента еще в феврале 2008 г. Однако в июле 2008 г. Бен Али внес в Конституцию поправку, лишившую аш-Шабби такой возможности. Поправка гласит, что правом участвовать в президентских выборах обладает лишь кандидат легальной оппозиционной партии, исполнявший обязанности ее лидера не менее двух лет подряд до даты выборов. А в 2007 г. у ДПП был другой генеральный секретарь. Эта поправка вызвала шквал критики, ибо была неприкрытой попыткой выбросить из игры «главного оппозиционера страны». Сам аш-Шабби в очередной раз демонстративно призвал оппозицию бойкотировать предстоящие выборы. На пресс-конференции, которую он дал в штаб-квартире своей партии 25 августа в присутствии иностранных журналистов, он назвал выборы «несвободными, нечестными и непрозрачными» и заявил, что отказывается «участвовать в выборах ради декора, где нужно протискиваться в узкие двери, почти наглухо закрытые для народа».

Частый гость телеканала «Аль-Джазира», аш-Шабби давно пытается стать противовесом официальных властей, подвергая нынешний режим нелицеприятной критике. В октябре 2005 г., когда в Тунисе проходил Международный форум информационных технологий, аш-Шабби собрал «группу 18», которая объявила голодовку на полтора месяца, чтобы привлечь внимание мировой общественности к проблеме несоблюдения прав человека в Тунисе. Бен Али не раз отказывал аш-Шабби в аудиенциях. Штаб-квартиру партии пытались вытеснить из ее здания, препятствовали проведению ее собраний и т.д. Вплоть до 2001 г. партия демократов-прогрессистов являлась единственной автономной от режима легальной партией.

На законодательные нарушения в ходе этой предвыборной гонки жаловались и другие представители оппозиции. Так, Ахмад Ибрахим ни раз обвинял государственные СМИ в несоблюдении принципа беспристрастности. «Плакаты с изображением президента (Бен Али) висят по всей стране уже два года, а меня показывали по государственному телевидению всего 7 минут», — посетовал он 14 сентября. Кроме того, лидер движения «ат-Тадждид» сообщил, что министр информации, проводивший во время агитационного периода официальную жеребьевку эфирного времени между кандидатами в президенты, несколько раз внезапно менял дату и время эфира, где надо было представить свою программу. Поэтому Ахмад Ибрахим к эфиру чуть не опоздал. Накануне начала агитационной кампании, 10 октября, был изъят из обращения выпуск № 149 еженедельной газеты «Аттарик аль-джадид», печатного органа «ат-Тадждид», в котором был помещен манифест Ахмада Ибрахима. Официальные власти сообщили, что «номер содержал агитационные материалы, опубликованные с нарушением общей процедуры размещения агитационных материалов».

Манифест Ахмада Ибрахима, в свою очередь, подвергся цензуре: из него были вырезаны пять пунктов о политической и социально-экономической ситуации в стране с призывом «покончить с авторитаризмом, неравным распределением доходов, кумовством…», а также обвинения в адрес правящей партии в гегемонии. В преамбуле манифеста Ахмад Ибрахим был заявлен как «кандидат от движения ат-Тадждид/блока Демократическая инициатива». Хотя и в этом году образовать какой-либо предвыборный общий оппозиционный блок не удалось. В политбюро партии объяснили, что под «блоком Демократическая инициатива» имелся в виду небольшой круг лиц, левых убеждений, не признанных официально.

Многие СМИ называли именно Ахмада Ибрахима, в прошлом преподавателя университета, «реальным конкурентом» Бен Али. Основной электорат партии – это жители мыса Кап-Бон, района Джебель Джеллул, добывающих районов (Гафса, Радейф) и т.д. Именно там прокатилась крупнейшая за последние годы волна забастовок в 2008 г. Находя поддержку в массах, движение «ат-Тадждид» позволяет себе открытую критику режима Бен Али. Ахмад Ибрахим неоднократно повторял, что он представляет собой «ответственную оппозицию, которая не только критикует», намерен «на равных» конкурировать с Бен Али и акцентировал необходимость расширения демократических реформ.

Что касается предвыборных программ ПНЕ и ДЮС, то они не отличались оригинальностью и в общих чертах повторяли предвыборную программу Бен Али. Лидер ПНЕ Мухаммед Бушиха выступал под лозунгами «Вместе к прогрессивному и справедливому Тунису!», «Укрепим республиканские институты!» и призывал дать возможность парламенту активно участвовать в формировании правительства, наделить Конституционное собрание законодательной инициативой. Бушиха обещал в случае победы организовать национальный диалог по вопросу занятости, привлечь в область образования и здравоохранения частный сектор, пересмотреть систему социальных гарантий, реформировать аграрный сектор и бороться с коррупцией. На международном уровне лидер ПНЕ назвал приоритетным сотрудничество в рамках Союза арабского Магриба (САМ) и поддержку палестинского народа.

Кандидат от ДЮС Ахмед Инубли, юрист по образованию, вышел с агитационным лозунгом «К солидарности всех социальных сил и регионов». Его программная речь включала обещания расширить прерогативы тунисского парламента и провести новую серию реформ в духе построения парламентской демократии, развивать политический плюрализм, обеспечить взаимодействие государственного и частного сектора, сохранить арабо-мусульманскую идентичность, уважать силу права и гражданское общество, а также стремиться к равенству всех социальных групп и связи между поколениями.

В исходе этой битвы карликов с гигантом сомнений не возникало. Результат следующий: Бен Али собрал 89,62% голосов, Мухаммед Бушиха – 5,01%, а Ахмада Инубли поддержали 3,8% избирателей. Ахмад Ибрахим пришел в этой гонке последним с 1,57% голосов.

Хотя в этот раз за Бен Али проголосовал меньший процент избирателей, чем обычно (до 2004 г., когда за него проголосовало 94,48% избирателей, его рейтинг неизменно превышал 99%), на вряд ли речь идет об отражении объективной действительности. Бен Али, который баллотировался на пятый по счету срок, не постеснялся задействовать в полную мощь административный ресурс.

Новая программа президента «Вместе против вызовов» состояла из 24 пунктов, в которых он обещал продолжить путь демократизации, построения гражданского общества на основе свободы слова и плюрализма, бороться с безработицей и поддерживать молодежь. Кстати, интересной особенностью выборов 2009 г. было участие в них молодежи, благодаря недавней поправке Бен Али в избирательный кодекс, снизившей возрастной ценз для имеющего право голоса с 20 до 18 лет. Это позволило расширить электорат на 500 тыс. чел.

В предвыборной речи президента были перечислены и немалые достижения прежних лет. Вместе с тем, несмотря на позитивную социально-экономическую политику Бен Али, его справедливо критикуют за отсутствие демократических в подлинном смысле свобод. Предстоящие выборы в Тунисе – это «театр и показуха перед Западом», — прямо заявил в статье «Тунисские выборы и урожай Бен Али» на сайте телеканала «Аль-Джазира» обозреватель Али Бен Арфо. Автор в частности упомянул о 32 тыс. политзаключенных, обвинил власть в том, что она поглотила единственного возможного достойного себе конкурента на политической арене – Всеобщее тунисское объединение труда, в то время как за деятельностью Всеобщего союза тунисских студентов неусыпно следит полиция.

После оглашения результатов выборов в Тунисе оказалось заблокировано вещание и сайт телеканала «Аль-Джазира», на что последовала реакция арабского бюро «Информации по правам человека» со штаб-квартирой в Каире, заявившего о ситуации с выборами в Тунисе: «Бен Али победил, а демократия проиграла».

Выборы признаны состоявшимися, но остается вопрос: что же будет с Тунисом после Бен Али?

52.34MB | MySQL:103 | 0,598sec