Израиль: оценки ситуации с безопасностью на внутренней, региональной и международной арене. Часть 4

Израиль в последнее время переживает эскалацию напряженности сразу на нескольких «фронтах» – не только волнения в Восточном Иерусалиме и ракетные обстрелы из сектора Газа, но атаки с территории южного Ливана (т. н. «северный фронт») и Сирии, а также беспрецедентные массовые протесты внутри самой страны, вызванные намерением правительства Биньямина Нетаньяху провести реформу судебной системы. Это способствовало ухудшению отношений с США – ключевым союзником Израиля.

ВНУТРЕННЯЯ АРЕНА

Ади Кантор, научный сотрудник Европейской исследовательской программы и проекта «Современный антисемитизм в Соединенных Штатах» в Институте исследований национальной безопасности (INSS) в Тель-Авиве,  указала на то, что Израиль в 2023 г. – «это страна, пребывающая в глубоком кризисе, переживающая самые острые в своей истории социальные и политические противоречия. Разделение властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями подвергается кардинальным изменениям. К чему эти изменения приведут страну – вопрос открытый. Для сотен тысяч протестующих израильтян они ведут к тому, что «будет изменена демократическая и либеральная ДНК государства, характеризовавшая его со времени создания». Проблемы, связанные с изменением законодательства – не единственное, с чем сталкивается сегодняшний Израиль. Эскалация насилия в Иерусалиме, на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа, а также события на международной арене, прежде всего, взаимоотношения между Израилем и США, а также иранская угроза – все это сказывается на безопасности Израиля.

На внутренней арене вызовом номер один стало намерение правительства Биньямина Нетаньяху провести судебную реформу, что многие в Израиле называют не иначе как «судебный переворот». Страна находится на очень опасном перепутье.

Тамир Хайман, исполнительной директор INSS, выделяет четыре негативных последствия для Израиля, к которым может привести планируемая реформа в случае, если она будет проведена в том виде, в каком это было заявлено ее инициаторами.

«Во-первых, будет нарушена социальная устойчивость. Израиль – очень маленькая страна. Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) основана на всеобщей воинской повинности и на резерве. В принципе социальная устойчивость важна для всех стран, и в качестве примера он привел ситуацию на Украине, но в случае с Израилем – ЦАХАЛ и резервисты являются частью этой устойчивости. Поэтому в условиях, когда углубляются расколы в обществе, появляется угроза разрушения сплоченности ЦАХАЛа и всего израильского социума».

«Во-вторых, важность независимого Верховного суда (Высшего суда справедливости, БАГАЦа) в деле поддержки израильских военных на международной арене и в системе международного правосудия. Факт того, что Верховный суд является столь уважаемым и независимым органом, который зачастую принимает решения вопреки позиции правительства, поддерживает высокий статус израильской судебной системы в мире. Это помогает отстаивать интересы израильских солдат, офицеров, командования путем защиты их от преследования со стороны Международного уголовного суда. Ведь согласно принципу дополнительности, если считается, что в Израиле независимая судебная система, и есть возможность проведения своего расследования, международное сообщество не вмешивается. Но если степень независимости Верховного суда упадет – оно будет вмешиваться, что увеличит проблемы для израильских военных, которые могут быть арестованы за границей по ордеру суда, о выдаче которого израильское командование не будет даже знать. Пока этого не происходит, так как Верховный суд пока еще обладает независимостью».

«В-третьих, если на протяжении длительного времени отсутствует открытая и незапятнанная система, создаются все условиях для коррупции». Т.Хайман в качестве примера привел Украину. В плане разрушения системы назначения на высшие командные должности и в государстве на основе профессионализма он привел пример того, что происходит сейчас в российской армии, что сказывается на действиях на Украине.

«В-четвертых, отношения с США и связанный с этим вопрос ценностей в том смысле, что Америка», по его словам, «гордится тем, что поддерживает единственную демократию на Ближнем Востоке, к тому же израильтяне и американцы в принципе разделяют одни и те же ценности. Все это может быть разрушено, что негативно скажется на поддержании США особых отношений с еврейским государством».

РЕГИОНАЛЬНАЯ АРЕНА

По словам А.Кантор, «Авраамовы соглашения» продолжают углубляться, в частности, отношения между Израилем и Турцией, похоже, улучшаются, особенно после масштабного землетрясения и оказания Израилем гуманитарной помощи. В регионе наблюдается ослабление статуса организаций политического ислама под руководством «Братьев-мусульман» и повышение важности проблем климата и окружающей среды, которые необходимо решать во взаимодействии с соседями по региону. Одновременно увеличился экономический разрыв между богатыми странами-экспортерами газа и нефти и относительно бедными импортерами энергоресурсов, экономическое положение которых ухудшилось.

По мнению Т.Хаймана «»Авраамовы соглашения» стратегически изменили ситуацию в регионе в пользу Израиля, который благодаря им смог улучшить свое положение не только на Ближнем Востоке, но и на международной арене. Сейчас Израилю необходимо рассматривать ситуацию в разрезе конкуренции между глобальными акторами в условиях становления нового миропорядка. Великие державы переключаются с Ближнего Востока, на что в Израиле могут посмотреть не только как на проблему, но и как на возможность создать новую глобальную группу. Для этого необходимо расширять «Авраамовы соглашения», ключевым аспектом которых является Саудовская Аравия, которая к ним присоединится, но для этого нужно время. В целом, углублению отношений в рамках этого формата может помочь проблема климата, что требует совмещения технологий и денег, которые имеются в регионе. В противном случае мало кто на Ближнем Востоке переживет изменение климата из-за отсутствия соответствующих технологий. Поэтому необходимо создать региональную группу стран, ориентированную на решение региональных проблем».

Что касается реакции региональных партнеров Израиля на происходящие внутри него событий, Т.Хайман отметил, что «большинство из них не беспокоятся по поводу демократии как таковой, их беспокоят другие проблемы. Палестинская проблема в основном волнует саудитов, иорданцев и египтян, монархии Персидского залива меньше озабочены этим вопросом, так же как и ряд африканских стран».

В нормализации отношений с Саудовской Аравией Израиль сталкивается с двумя препятствиями в виде палестинской проблемы и США[i].

[i] INSS Strategic Analysis (part 2): Legislative Crisis, Israeli-Palestinian Conflict & Regional Arena / INSS. https://www.inss.org.il/podcast/

55.14MB | MySQL:108 | 0,483sec