Борьба с повстанцами в Афганистане: страноведческие итоги и уроки

По мнению Джеймса Эмери, культурного антрополога,  который изучал Афганистан более 35 лет, включая многочисленные поездки в страну и встречи  с моджахедами во время советского присутствия, в дополнение к множеству интервью с политическими лидерами моджахедов, командирами и другими афганцами, операции Соединенных Штатов по борьбе с повстанцами (COIN) в Афганистане и Ираке были значительно затруднены бессистемным способом, которым Вооруженные силы Соединенных Штатов размещают подразделения в зонах боевых действий. Замена на месте / передача полномочий (RIP / TOA) — это процесс, при котором уходящее военное подразделение в соответствующем районе операций (АО) передает полномочия и ответственность этого АО новому воинскому подразделению. Как правило, у соответствующих компонентов уходящего подразделения очень ограниченное время для передачи своих знаний, опыта и контактов приходящим им на замену. Кроме того, покидающее подразделение обычно забирает с собой свои файлы и отчеты, когда они уезжают. Новому подразделению требуются месяцы, чтобы узнать достаточно о районах и людях в их АО, чтобы достичь понимания основных проблем, положительных и отрицательных факторов влияния, повстанческой и криминальной деятельности и других ключевых элементов. Ошибочная политика соответствующих воинских подразделений Соединенных Штатов, которые поочередно направлялись как в Афганистан, так и в Ирак в ходе многочисленных развертываний, не учитывала тот факт, что это были совершенно разные театры военных действий. Целям миссии США еще больше препятствовало то, что они не отправили подразделения обратно в соответствующие АО, в которых они ранее работали, что значительно подорвало эффективность военных операций и усилий по стабилизации. История, география, демография и мятежи в Афганистане и Ираке были очень разными, с дополнительными вариациями и движущими силами внутри этих двух стран. Если речь идет о многократном развертывании, отдельные воинские подразделения должны вернуться в страну их предыдущего развертывания, предпочтительно в тот же АО или, по крайней мере, в тот, который примыкает к нему. Негативное воздействие маргинальных развертываний и эффект RIP / TOA можно было бы значительно снизить, следуя основным стратегиям успешных операций по борьбе с повстанцами (COIN). Это начинается с определения приоритетов компетентными людьми, которые имеют опыт, осведомлены и квалифицированы в операциях по борьбе с повстанцами в коллективистских культурах. Разработка основных стратегий для соответствующих операций по борьбе с повстанцами требует коллективных усилий для максимальной эффективности и устранения «слепых зон». Афганистан и Ирак — это совершенно разные страны, и различия внутри них существенно различаются – от пуштунских, таджикских, узбекских, хазарейских регионов в Афганистане до шиитских, суннитских, курдских регионов Ирака, в дополнение к множеству других факторов. Независимо от количества ротаций за двадцатилетний период, воинским подразделениям приходится практически каждый раз начинать заново из-за значительных различий в людском составе и физической обстановке в их новых AO. Сюда входят различия в этнических, племенных и других демографических факторах, рельеф гор, влияющий на наземные и воздушные операции, конкретные люди и группы, с которыми приходится иметь дело подразделению, и многие другие факторы. Можно многое узнать об игроках и населении в соответствующем АО, к которому приписано воинское подразделение. В Афганистане это включало компетентность, эффективность и уровень коррупции должностных лиц правительства Исламской Республики Афганистан (GIRoA) и афганских национальных сил безопасности (ANSF), которые включали Афганскую национальную армию (ANA), Афганскую национальную полицию (ANP) и другие подразделения. В составе Международных сил безопасности и содействия (ISAF) были подразделения из других стран, которые действуют в соответствующих AO, наряду с международными и местными неправительственными организациями (НПО) и множеством других местных и международных организаций, групп и отдельных лиц. В каждой провинции есть множество афганских правительственных и военных чиновников, положительных и отрицательных авторитетов, влиятельных лиц, подрядчиков, сотни старейшин в деревнях и городах и множество других лиц и групп, с которыми нужно встретиться, оценить ситуацию и иметь дело. Новое военное подразделение проводит встречи с ключевыми лидерами (KLE) и другие встречи со многими отдельными лицами и группами, требующие планирования, поездок и времени. За исключением Рамазана (месяц поста, называемый Рамадан в большинстве стран исламского мира), не следует торопить события или подходить к ним с западным мышлением. Построение необходимых отношений требует времени, часть которого отводится на нестратегические темы, которые устанавливают взаимопонимание и доверие. Для продвижения отношений вперед для достижения желаемого уровня сотрудничества и поддержки необходим прочный фундамент. Обычно для этого требуется множество встреч, прежде чем можно будет установить надлежащие оценки и значимые отношения.  АО обычно включает в себя несколько провинций, причем в каждой провинции находится несколько районов и сотни городов и деревень. В новом военном подразделении будут задействованы представители GIRoA, ANSF и другие игроки разных уровней. Они также будут иметь дело с влиятельными лицами, старейшинами и другими лицами в городах, поселках и деревнях в их АО. Вот почему требуется первые несколько месяцев развертывания нового подразделения, чтобы получить полное представление обо всех районах, людях и проблемах в их АО. Первые два или три месяца проходят быстро из-за поездок, необходимых для большинства этих встреч, количества людей, которых необходимо привлечь, и количества раз, когда это приходится проделывать с ключевыми лицами, чтобы достичь базового уровня взаимодействия, который улучшит операции. При планировании KLE и других мероприятий также возникают проблемы безопасности, в дополнение к текущим операциям по обеспечению безопасности и патрулированию в пределах соответствующего АО. В дополнение ко всему этому – и многому другому – в АО действуют различные повстанческие и криминальные ячейки, с которыми новому военному подразделению США предстоит ознакомиться, включая их конкретные операции, преступную деятельность и их связи с другими игроками и группами внутри и за пределами АО, включая должностных лиц GIRoA и ANSF. Если в АО наблюдается значительное культивирование опийного мака или наркоторговля, это создает дополнительные проблемы. Также важно знать связи между коррумпированными афганскими чиновниками на национальном, провинциальном и районном уровнях. Официальные лица США и ISAF время от времени обращались к высокопоставленным должностным лицам GIRoA и ANSF по поводу коррупции и преступной деятельности других афганских чиновников, не осознавая, что сомнительные личности, на которых они жаловались, отдавали часть своих незаконных доходов человеку, с которым они разговаривали. Во многих случаях президент Хамид Карзай и другие высокопоставленные афганские чиновники сознательно назначали коррумпированных чиновников на должности, исходя из их способности максимизировать прибыль от коррупции, взяток, вымогательства, воровства, незаконного оборота наркотиков и другой незаконной деятельности в их соответствующей сфере влияния и контроля. Карзай и другие афганские чиновники, которые назначали мошенников на различные должности, получали долю своих незаконных доходов. Военные базы США и ISAF, проекты развития, банковские учреждения, а также программы GIRoA и ANSF особенно пострадали от коррумпированных афганских чиновников, которые украли миллиарды долларов США, в том числе 1 миллиард долларов США в одном только банковском скандале в Кабуле. Важно знать взаимоотношения при ведении или финансировании войн, особенно когда существует высокий уровень иностранной помощи, коррупции, преступной деятельности и незаконного оборота наркотиков. Основным экспортом Афганистана в течение двух десятилетий усилий США и ISAF по стабилизации были наличные деньги. Поддоны с чемоданами, набитые украденными 100-долларовыми купюрами, регулярно отправлялись из афганских аэропортов в банки Дубая, ОАЭ и в другие места коррумпированными афганскими чиновниками и их приспешниками.

Скрытые знания и навыки

Требуется время, навыки, целостность и намерение, чтобы получить скрытые знания, которые позволят спонтанно, без проблем понимать людей, проблемы и события и реагировать на них. Уровень знаний и навыков должен быть значительным, чтобы понимать тонкости, которые могут потребовать различных действий или реагирования в различных ситуациях, которые кажутся одинаковыми для людей с менее значимыми знаниями, опытом или умением. Применение одного и того же механического реагирования к, казалось бы, схожим ситуациям и столкновениям может привести к неоднозначным или отрицательным результатам, если наблюдатель не может определить и различить тонкости, которые делают каждую из них уникальной, включая конкретных людей и отношения, в которых они участвуют, требуя другого действия или реакции.  Способность последовательно выявлять, понимать, оценивать и реагировать на различные ситуации при работе с коренным населением, позитивными и негативными влиятельными лицами, деревенскими старейшинами, афганским правительством и военными чиновниками, преступниками и повстанцами принесет значительные плоды в геометрической прогрессии. Последствия и преимущества качественных оценок и действий выходят далеко за рамки отдельных столкновений и событий – на нескольких уровнях. К сожалению, то же самое происходит и с ошибками.

Преодоление недостатков ранее развернутых подразделений

Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться развертывающимся подразделениям, заключается в преодолении негативных действий некоторых ранее развернутых подразделений. Это выходит за рамки чрезмерно агрессивного или культурно бестолкового поведения нескольких отдельных лиц или патрулей, включая отдельных лиц и подразделения, которые выделяют слишком много помощи и ресурсов без подотчетности или которые обещали рабочие места, помощь или другие ресурсы и проекты, не выполнив их. Некоторые ресурсы, рабочие места и помощь, возможно, не были обещаны с точки зрения Запада, но, достав их записные книжки, спросив афганских жителей, в чем они нуждаются, и записав это или собрав их ранее запрошенные материалы, можно передать обещание доставки товаров или услуг. Это может произойти, даже когда западные военные и гражданские представители заявляют, что они направят запросы или посмотрят, что можно сделать, ничего не обещая. Общение по этим вопросам должно быть прямым в соответствующих культурных рамках, чтобы это было понято. Западные официальные лица должны подчеркнуть, что их вопросы задаются с целью получения информации, а не гарантии доставки товаров или услуг. Если приезжий с Запада скажет деревенским старейшинам или другим местным жителям, что они рассмотрят их просьбы – от подземного колодца и рабочих мест до различных товаров и услуг, это часто будет возведено в ранг ожидания исполнения. Это выходит за рамки культурных недоразумений и включает преднамеренные манипуляции со стороны местных жителей. Вот почему важно обеспечить разъяснение устными признаниями со стороны афганских официальных лиц, старейшин и других присутствующих. Неспособность сделать это дает манипуляторам лазейку, которой они могут воспользоваться. Многие дети на улицах Кабула и других афганских городов пытаются добиться обещания или приверженности от проходящего мимо западного человека, который только что сказал им, что их не интересует то, что ребенок продает или пытается приобрести. Многие дети сразу же возвращаются со словами: «В следующий раз, когда вы покупаете, или в следующий раз, когда вы даете. Ты обещаешь, ты обещаешь». Некоторые взрослые афганцы используют те же методы. В то время как западный человек может беспечно согласиться, просто чтобы уйти от уличных мальчишек, афганские дети и взрослые будут считать это контрактом, который они ловко выудили. Они рассчитывают получить за это деньги в следующий раз, когда увидят этого выходца с Запада. Это может произойти в течение нескольких минут, когда житель Запада выходит из магазина, в который он зашел, или это может произойти месяцами позже. В 1980-х годах афганские дети, живущие в лагерях беженцев в Пакистане, обычно просили у посетителей чернильные ручки, которые те использовали или продавали. Конечно, афганские беженцы в Пакистане существовали на скудных пайках, неадекватном жилье и ограниченных перспективах, поэтому посетители лагерей обеспечивали развлечения и возможности. Такое поведение характерно не только для афганцев, оно происходило по всему миру на протяжении поколений, в разной степени. Любой, кто посещает туристические, развлекательные или торговые районы в любой точке мира, вероятно, сталкивался с агрессивными разносчиками и зазывалами, пытающимися затащить их в магазин, в такси или в компрометирующую ситуацию.

Трехмесячный курс обучения

Может потребоваться два-три месяца, чтобы достичь базового понимания новой АО и ее игроков, учитывая многочисленные столкновения для развития отношений и получения ценной информации об эффективности должностных лиц GIRoA и ANSF, коррупции, негативном влиянии, преступной деятельности и операциях повстанцев. Одними из лучших контактов являются люди, обладающие знаниями, позволяющими предоставлять жизненно важную информацию и справочную информацию о людях, взаимоотношениях, ситуациях, проблемах и событиях. Когда военные и гражданские подразделения будут развернуты с соответствующей подготовкой для своего театра военных действий (Афганистан, Ирак и так далее), наряду с повышенными культурными знаниями, уверенностью и приверженностью, они будут подготовлены к ассимиляции. Требуется время, навыки и контакты, чтобы облегчить снятие слоев первоначальных предположений, оценок и опыта для перехода к более глубоким уровням осведомленности и понимания, которые обеспечивают задействованным лицам и подразделениям повышенный уровень эффективности. Во время развертывания подсознание обрабатывает все, потенциально создавая резервуар неявного понимания, уверенности и навыков, которые могут существенно повысить производительность и результаты. Чтобы эффективно поддерживать этот процесс и извлечь из него выгоду, подразделениям необходимо вернуться на тот же театр военных действий, предпочтительно, в тот же АО, который они ранее занимали. Это дает значительные преимущества соответствующим войскам, коренному населению и силам в их АО, а также миссии. Хорошие отношения с уважаемыми влиятельными лицами необходимы в Афганистане и большинстве коллективистских культур. Их поддержка может побудить многих людей сотрудничать или помогать западным друзьям влиятельного лица, даже если эти люди выступают против акции или не заинтересованы в ней. Природа взаимоотношений в этих культурах заключается в том, чтобы выполнять просьбы или предложения влиятельных лиц, сохранять хорошую репутацию, чтобы они могли обратиться к влиятельным лицам, когда им потребуется их вмешательство или услуга. Изучение назначенного АО и его игроков, проблем и движущих сил продолжается. Это будет продолжаться на протяжении всего развертывания, поскольку военные и гражданские подразделения США становятся более эффективными, углубляя и расширяя свои местные контакты и сети. По мере того, как западные силы становятся более осведомленными, уверенными и непринужденными в своих взаимодействиях с афганцами, они получат значительные дополнительные преимущества, о которых большинство из них не будут знать.

Кросс-культурные и невербальные преимущества

Положительное качество и тонкости невербальной коммуникации квалифицированных, уверенных в себе жителей Запада, которая включает в себя мимику, жесты, язык тела и параязык, значительно повысят их авторитет, симпатичность, а также доверие и сотрудничество, которые они заручатся у афганцев – на всех уровнях – от высокопоставленных чиновников до местных фермеров. Подсознание воспринимает все, влияя на то, как люди относятся к человеку, с которым они взаимодействуют, во время сражения и долгое время после того, как оно состоялось. Коллективистские культуры гораздо лучше улавливают невербальные сигналы – и скрывают свои собственные – чем индивидуалистические культуры Северной Америки, Европы (особенно северной), Австралии и Новой Зеландии. Это особенно важно в зонах боевых действий, где правильная оценка может иметь последствия для жизни и смерти. Это становится более важным и сложным из-за количества и разнообразия выходцев с Запада, с которыми афганцы имели дело в течение двадцатилетнего конфликта. Качество, глубина и скорость полученных знаний и извлеченных уроков будут значительно различаться между соответствующими военными и гражданскими подразделениями в зависимости от их отношения, подготовки, опыта и продолжительности их развертывания. Тупые дураки и высокомерные головорезы оскорбляют афганцев в стране, где личная честь играет такую важную роль. Язвительное, запугивающее и неуважительное поведение по отношению к афганцам со стороны некоторых развернутых лиц и подразделений наносит ущерб миссии и другим сотрудникам, работающим в АО, а также подразделениям, которые развертываются в АО после их ухода. Преимущества улучшенных межкультурных и невербальных навыков, отточенных в зонах конфликтов, можно перенести на другие места и профессии. Человеку выгодно знать, что думают люди, с которыми он имеет дело, как они обрабатывают информацию и как они, вероятно, отреагируют в различных ситуациях. Это в той или иной степени относится к правоохранительным органам, учителям, торговым представителям, консультантам и практически ко всем другим профессиям.

Высокомерные головорезы и тупые дураки

Если некоторые патрули США или ISAF в АО становятся чрезмерно агрессивными, оскорбительными и бандитскими по отношению к афганским гражданским лицам, все другие патрули в соответствующем районе – с этого момента и далее — могут стать целями для СВУ (самодельное взрывное устройство), РПГ (реактивные гранатометы) и других нападений. Они будут проводиться повстанцами, часто с помощью человека, подвергшегося насилию, или одного из их друзей или родственников. Кроме того, на базах США и ISAF в этом районе, вероятно, участятся минометные и ракетные обстрелы. Менталитет бандита среди  подразделений ISAF, патрулирующих дороги или посещающих деревни и поселки, наносит ущерб усилиям по стабилизации. Если офицер США или ISAF, отвечающий за эти патрули, высокомерен, туп и агрессивен, они будут поощрять менталитет бандита среди своих военнослужащих. Это также может быть инициировано внутри рядов, но поощряется, терпимо или игнорируется офицерами. Нарушения могут включать агрессивное вождение, наезды на автомобили мирных афганцев без причины, при этом направляя автоматическое оружие на травмированные семьи в автомобилях, оскорбление и запугивание старейшин и местных жителей во время посещения деревень и городов и другое отвратительное поведение. К счастью, большинство развернутых солдат и гражданских лиц США и ISAF достойно представляли себя и свои страны, стремясь наладить хорошие отношения и взаимопонимание со своими афганскими коллегами и местным населением.  Однако, как пишет Джейс Эмери, он  видел и темную сторону, когда конкретный командир или патрули были возбуждены, агрессивны, оскорбительны. Некоторые из этих патрулей время от времени останавливались и спешивались для устрашающего пешего патрулирования в деревнях и городах, нанося ущерб местным афганцам, с которых они оскорбляли или с которыми спорили, и всем другим подразделениям США и ISAF, действующим в этом районе, начиная с этого момента. Один ненормальный офицер американской разведки на американской базе в Афганистане отрастил свои узкие бакенбарды, чтобы сочетаться с бородой в стиле Ван Дайка, остальные части лица он побрил. Эта борода странно выглядела в Афганистане, где мужчины отращивают бороды. Этот оперативник разведки ходил по базе, рассказывая людям, что он использовал этот уникальный стиль, чтобы афганские жители боялись его, думая, что он из ЦРУ (Центральное разведывательное управление США) или «Моссад» (израильская разведедка), и что он может их убить. Он ошибочно полагал, что может получить информацию, запугивая афганских гражданских лиц. Это правдивая история. Он не шутил. Хуже всего то, что этот высокомерный, угрожающий и невменяемый офицер отвечал за разведывательные операции военного подразделения с акцентом на привлечение афганского населения. Он и его команда головорезов создали проблемы для людей по обе стороны баррикад во время его развертывания. К счастью, чрезмерно агрессивные патрули и невменяемые персонажи были исключением, но одним из слишком многих, и их было намного больше, чем один. Это отвратительное поведение стало причиной гибели или увечий других солдат США, ISAF и ANSF, а также гражданских лиц. Этот тип жестоких солдат и гражданских лиц лучше всего подходит для постоянной гарнизонной службы на базах в Соединенных Штатах. Разрешение на развертывание такого рода жестоких личностей наносит ущерб миссиям, даже если они никогда не покидают базу. На большинстве баз работает значительное количество местных жителей, которых эти люди будут оскорблять и запугивать, уменьшая местную поддержку миссии США и поощряя некоторых из подвергшихся насилию присоединиться к повстанцам или помогать им. Кроме того, наличие чрезмерно агрессивных и предвзятых головорезов в рядах может негативно повлиять на убеждения и поведение другого развернутого персонала, подрывая их взаимодействие с местными жителями из-за их неподобающего поведения и негативных невербальных утечек, которые будут резонировать с местными жителями на сознательном и подсознательном уровнях.

Продолжительность развертывания

Как правило, за небольшими исключениями, подразделения армии США развертывались в течение года с интервалом от девяти до пятнадцати месяцев. Подразделения ВВС отсидели шесть месяцев, а морская пехота — семь месяцев. Учитывая, что требуется не менее двух месяцев, чтобы получить базовое представление об их АО, а последний месяц посвящен RIP / TOA, остается очень мало времени для эффективного взаимодействия и операций по обеспечению безопасности и стабилизации АО от внешних угроз со стороны повстанцев и преступников и внутренних угроз коррупции и злоупотреблений со стороны некоторых должностных лиц GIRoA и ANSF, влиятельных лиц, подрядчиков и других. Работа в рамках коллективистских культур Азии, Африки и Ближнего Востока требует многочисленных контактов с людьми для установления значимых дружеских отношений в рамках их культурных параметров, а не западных. Это требует времени и усилий. Это требует позитивного отношения, потому что негативные мысли о людях приведут к негативным невербальным утечкам. Сознание их аудитории обнаружит некоторые из них, но их подсознание впитает все это, оказывая влияние на то, что они думают о жителях Запада, с которыми они имеют дело. Это повлияет на уровень их сотрудничества и поддержки. Построение прочных отношений — на более глубоких уровнях доверия и сотрудничества, которые необходимы в зонах конфликтов, – это процесс, который нельзя торопить. Некоторые подразделения и отдельные лица пытаются сократить путь, используя запугивание, что может заставить людей переключить свою поддержку на повстанцев. Другие подразделения пытались заручиться поддержкой на местном уровне, предоставляя деньги, проекты и ресурсы людям, которым, возможно, не хватает честности или способности должным образом использовать или распределять их по назначению. Местные чиновники, влиятельные лица и другие воспользуются ресурсами, предлагаемыми Западом, которые могут «арендовать» их временную, условную поддержку, но им не хватает скрытой, культурно обусловленной основы, которая обеспечит более значимую информацию, помощь и лояльность на глубинах, необходимых для эффективных операций по борьбе с повстанцами и усилий по обеспечению устойчивой стабильности. В некоторых случаях конкретные программы помощи США были сокращены или ликвидированы, потому что они были временными, неэффективными, или афганцы, управляющие ими, крадли или продавали большую часть помощи, которую они, как предполагается, свободно распределяют среди населения. Когда программы были свернуты, некоторые афганские администраторы стали менее сговорчивыми. Для того, чтобы вновь развернутые силы США достигли продвинутой способности понимания и приемлемого уровня эффективности во всех подразделениях, действующих в их соответствующих АО, требуется много времени. Некоторые подразделения достигнут этого повышенного, неявного чувства осведомленности и мастерства, но через пару месяцев они сменялись, забрав с собой все свои ценные знания и опыт. Афганское правительство и военные чиновники, деревенские старейшины, подрядчики и «Талибан» знают, что Соединенные Штаты предпочли вести два десятилетия последовательной серии полуавтономных войн продолжительностью от шести до двенадцати месяцев в небольших АО по всей стране. За эффективными подразделениями США и ISAF, действующими в определенных районах их АО, могут последовать чрезмерно апатичные или агрессивные подразделения, которые действовали как туристы – просто проезжали мимо.

Политика США в отношении RIP / TOA вызвала стресс у афганцев

В коллективистских странах, таких как Афганистан, важны значимые отношения и неявное понимание, поэтому возвращение подразделений к их предыдущим AO найдет положительный отклик у большинства должностных лиц GIRoA и ANSF, влиятельных лиц, подрядчиков, деревенских старейшин и других в их AO. Это особенно важно в зонах конфликтов. Для эффективной работы в этих коллективистских культурах военным и гражданским подразделениям рекомендуется сосредоточиться на групповой динамике и ключевых взаимоотношениях, обеспечивая необходимую поддержку и схожесть целей для достижения устойчивых целей миссии, при этом преемственность обеспечивается ротацией подразделений, возвращающихся в свои предыдущие AOS. Беспорядочные ротации в США, которые неоднократно перебрасывают подразделения в новый АО, требуют от всех афганцев в АО постоянной оценки возможностей и навыков каждого нового подразделения и их соответствующего командира, офицеров, солдат, гражданских лиц и групп поддержки. Им придется устанавливать новые отношения, следить за действиями и ошибками новых подразделений и время от времени предоставлять некоторые знания и понимание в афганском культурном контексте, обычно с акцентом на просвещение, не оскорбляя и не оставляя себя уязвимыми, если человек с Запада неправильно воспользуется предоставляемой им конфиденциальной информацией. Представьте, что вам приходится делать это со всеми первичными и второстепенными подразделениями, сменяющимися в АО в течение 20-летнего периода. Это было стрессовым и разочаровывающим для афганцев, которые работали над укреплением и защитой своей общины и своей страны. Это было особенно травмирующим для отдельных афганцев и групп, которые установили значимые и эффективные рабочие отношения с подразделениями только для того, чтобы иметь дело с новыми людьми с ограниченными знаниями, сложными личностями или значительными изменениями в их приоритетах и подходе к АО. В каждом АО действует множество различных военных и гражданских подразделений. Чрезмерно агрессивные, культурно тупые или недостаточно эффективные в оперативном отношении военные и гражданские подразделения и патрули могут свести на нет хорошие отношения и усилия по обеспечению стабильности, предпринятые их предшественниками и другими компетентными подразделениями, действующими в соответствующем АО. В дополнение к пагубному воздействию на этих афганцев и конкретные подразделения АО, это может затруднить и отнять больше времени у будущих подразделений, чтобы добиться уровня доверия и сотрудничества, необходимого им для успеха, что еще больше сократит короткий период оптимальной эффективности ротации.

Игра в афганскую оболочку

Помощь на месте / Передача полномочий (RIP / TOA), в ходе которой уходящие воинские подразделения США передали ответственность за свой соответствующий район операций (АО) входящему подразделению, была праздничным событием для коррумпированных чиновников GIRoA и ANSF, лиц, оказывающих негативное влияние, преступных групп и повстанцев. Уходящее военное подразделение, которое приобрело опыт общения в их АО, будет заменено новым подразделением, которое можно обмануть, застопорить и игнорировать, предоставляя коррумпированным чиновникам и преступным группам кнопку перезагрузки для каждого нового развертывания. Коррумпированные и криминальные афганские элементы будут привлекать и оценивать наивные прибывающие подразделения так, как опытные уличные дельцы по всему миру измеряют уязвимость потенциальных «меток», посещающих туристические и развлекательные районы. Даже если бы новое подразделение имело опыт работы в других частях Афганистана и прочитало некоторые отчеты предыдущего подразделения об АО, им не хватило бы косвенных знаний о более глубоких аспектах их нового АО и людях в нем. Типичные этапы работы с коррумпированными чиновниками часто начинались с того, что они льстили своим западным коллегам. Некоторые пытались запугивать. За обоими сценариями последовали бы опровержения и возмущение по поводу выдвинутых обвинений в их коррупции или некомпетентности. Соглашения неоднократно заключались и игнорировались или нарушались в течение нескольких месяцев, что привело к патовой ситуации, которая продолжалась на протяжении RIP / TOA. Коррумпированные чиновники нажали кнопку перезагрузки, когда подразделение отбыло. Они продолжали повторять процесс с каждым новым подразделением, щедро обогащая себя и своих приспешников за счет коррупции, воровства и вымогательства, пока все американцы, наконец, не ушли в 2021 году. Иногда наивные или намеренно тупые военные и правительственные чиновники США и ISAF просто игнорируют коррупцию и преступления, чтобы избежать противоречий, которые могли бы вызвать обеспокоенность в дальнейшем по цепочке командования. Некоторые американские военные и гражданские чиновники представили преувеличенные или чрезмерно оптимистичные отчеты наряду с выборочными умолчаниями. Было известно или предполагалось, что раскрытие серьезных проблем и текущих вопросов и озабоченностей некоторым людям, находящимся выше по военной и правительственной цепочке командования, может вызвать негативный откат, который может нанести ущерб карьере.

По мнению Джеймса Эмери, проблема в том, что было рискованно для карьеры указывать на то, что пышный оазис соглашений и достижений, которые высшие должностные лица США отмечают в качестве примера своего успеха в управлении афганской миссией, на самом деле является миражом, скрывающим пустырь, усеянный коррупцией, обманом и некомпетентностью, который расширяет возможности повстанцев и теряет поддержку населения. Высокомерные, жестокие чиновники, такие как министр обороны США Дональд Рамсфелд, могли быть особенно злобными, когда его заявлениям, лжи и обману противостояли добросовестные офицеры армии США и правительственные чиновники, которые говорили правду о текущих проблемах в Афганистане и Ираке. В результате некоторые военные и правительственные лидеры, руководившие войнами в Афганистане и Ираке из Соединенных Штатов или с соответствующих театров военных действий, окружили себя идеологами и некомпетентными, ничего не знающими или неэтичными сотрудниками, которые покорно поддерживали ложные нарративы и измышления о возможностях местных сил безопасности и правительственных чиновников, поддержке коренного населения и статусе войн. Это напоминает войну США во Вьетнаме, где из-за сообщений о количестве погибших создается впечатление, что США убили всех коммунистов во Вьетнаме.

Постановка задач военным командирам

Американский военный офицер в Афганистане был проинформирован о том, что 300 временных рабочих мест, которые он собирался предоставить вице-губернатору провинции для справедливого и свободного распределения среди населения, были проданы вице-губернатором за 200 долларов США каждая – авансом — что дало ему 60 000 долларов США. Некоторые отчаявшиеся афганцы брали кредиты, чтобы «купить» работу, которая должна была предоставляться им бесплатно. Военный комендант был проинформирован о взимаемой цене и вымогаемой общей сумме. Ответ командующего был таким: «Коррупция — это проблема в Афганистане, но лучше иметь дело с дьяволом, которого вы знаете, чем с неизвестным». Ничего не было сделано для расследования, сдерживания или наказания нечестного заместителя губернатора, чье сотрудничество считалось необходимым в других вопросах. В этом примере следует учитывать несколько моментов. Вымогательство и воровство пронизывали все уровни Афганистана. Это всего лишь один небольшой пример. Командир в этом случае был очень компетентным и эффективным военным офицером для выполнения основных обязанностей, за которые он отвечал в соответствующем АО. На нем лежала значительная ответственность за безопасность и другие вопросы в АО. 300 рабочих мест были незначительной дополнительной просьбой для военного офицера, чье внимание было сосредоточено на безопасности и патрулировании во враждебной среде. Офицеры Вооруженных сил США неохотно поднимают волну, потому что некоторые военные и гражданские чиновники, занимающие более высокие посты в иерархии командования, не поощряют дебаты по поводу афганской коррупции и подотчетности. Официальные лица США, пытающиеся снизить уровень коррупции, могут оказаться обвиненными в создании проблем. Кроме того, оспаривание коррумпированных афганских чиновников и представление отчетов по цепочке командования может уменьшить правдоподобное отрицание официальных лиц США, которые искажают реальность, чтобы продвигать ложные рассказы о проваливающейся войне. Такого рода ситуации с продолжающейся коррупцией и воровством, к которым официальные лица США и ISAF относились терпимо или игнорировали их, происходили по всему Афганистану на протяжении всей американской оккупации. Это возвращает к необходимости того, чтобы квалифицированные люди устанавливали руководящие принципы и приоритеты для соответствующих миссий в Афганистане и Ираке. Коррупция и некомпетентность местных чиновников губительны для операций по борьбе с повстанцами, повышая вероятность того, что местное правительство и силы безопасности потерпят крах после вывода американских войск. Рядовые правительственные чиновники и солдаты были осведомлены о масштабной коррупции, имевшей место среди высокопоставленных чиновников, которые ликвидировали и вывели свои активы из Афганистана, чтобы облегчить свой отъезд после того, как США объявили, что прекращают все военные операции в Афганистане Хотя в Афганистане действовали военные группы по восстановлению провинций США (PRTS) и другие военные, правительственные и гражданские организации, практически у всех из них были схожие проблемы и временные ограничения, которые подрывали их эффективность. PRTS должны были делиться информацией и возвращаться к конкретным AO. Это позволило бы им знать, сколько конкретно должны стоить проекты в их АО и каких лучших подрядчиков использовать, в дополнение к обеспечению непрерывности для инициирования долгосрочных проектов.

Были ли извлечены уроки?

Тот факт, что управление ротацией войск, влияние коррупции и многие другие ключевые аспекты эффективных операций по борьбе с повстанцами были проигнорированы, указывает на то, что акцент был сделан не на стабилизации Афганистана и победе в войне, а на ее увековечении – намеренно или по умолчанию. Политика США обогатила коррумпированное афганское правительство и военных чиновников, чьи действия постоянно подрывали операции по борьбе с повстанцами. Ошибочная политика США и коррумпированные афганские чиновники сделали поражение неизбежным. Победителями в 20-летней афганской войне и оккупации были коррумпированные афганские чиновники, «Талибан», которые вымогали миллионы долларов США на проекты развития, в дополнение к победе в войне, и военно-промышленный комплекс США (ВПК). Оборонные бюджеты США взлетели, а ВПК США два десятилетия получали непомерные прибыли. Дополнительная прибыль Halliburton и других компаний ВПК была получена за счет неэтичного завышения цен на основные военные услуги и поставки США. Правительство США заняло деньги для финансирования войн в Афганистане и Ираке, значительно увеличив огромный дефицит бюджета США. В то время как многие правительственные, военные и разведывательные операции США хорошо управляются, некоторыми руководят от малокомпетентных до некомпетентных бюрократов или идеологов, которые манипулировали своим путем к власти или продвигались по служебной лестнице. Сюда входят те, кто определяет или влияет на графики ротации, места развертывания и множество других аспектов военных операций, не зная, какие факторы важны – и почему. Знание «почему» жизненно важно, потому что это позволяет людям точно настраивать свою реакцию на переменные ситуации и местность. Это позволяет им предоставлять точные оценки и соответствующие реакции, независимо от внутренних и внешних изменений и факторов, которые меняют масштаб и детали миссии в рамках соответствующего театра военных действий и районов операций. К сожалению, в то время как некоторые из этих администраторов пытаются решить эти сложные проблемы, другим, включая высокопоставленных чиновников, не хватает возможностей или мотивации для этого. На некоторых также влияют конфликтующие факторы, которые подрывают цели миссии, включая назойливые вторжения, наносящие ущерб, и диктат со стороны людей, находящихся выше по служебной лестнице. Продолжающаяся разобщенность и апатия со стороны некоторых высокопоставленных правительственных и военных чиновников США по отношению к рядовым посредникам создали серьезные проблемы в Афганистане и Ираке. Осуществление эффективного развертывания вооруженных сил, операций по борьбе с повстанцами, программ развития и всех вспомогательных мероприятий, оборудования и расходных материалов требует, чтобы лица, осуществляющие надзор за этими усилиями, обладали соответствующими знаниями, опытом и навыками — наряду с основными качествами добросовестности, способностей и мотивации – для выполнения своей работы с требуемым уровнем эффективности. Целью должно быть обеспечение того, чтобы военные и гражданские подразделения США и союзников были обеспечены ресурсами, политикой развертывания, правилами ведения боевых действий и задачами, которые позволят максимизировать их эффективность и успех их миссий. Многие правительственные и военные чиновники США не смогли этого сделать, вот почему развертывание глупо чередовало военные подразделения между Афганистаном и Ираком, как будто это была одна и та же война просто потому, что обе страны были исламскими. Они не учли, что история, проблемы, население и войны в этих двух странах существенно различались. Что еще более важно, они не смогли понять, насколько важно, чтобы развернутые подразделения совместно использовали АО в течение нескольких ротаций, чтобы поддерживать желаемый уровень знаний, опыта, взаимоотношений, планирования и подотчетности, которые необходимы для успешных операций по борьбе с повстанцами и других конфликтов. Абсурдность предположения, что военные кампании, проводимые в двух разных странах, одинаковы, потому что они разделяют общую религию, так же ошибочна, как предположение, что западные компании могут использовать одни и те же маркетинговые кампании для различных потребительских товаров в Англии, Саудовской Аравии и Японии, потому что все они пьют чай. Эта неспособность знать – или заботиться – о характеристиках, различиях между Афганистаном и Ираком и внутри них является причиной того, что Пентагон потратил 28 млн долларов США на камуфляжную форму зеленого цвета для афганской армии. Если бы они просмотрели любой из легкодоступных государственных ресурсов, они могли бы прочитать, что только около 2% территории Афганистана покрыто лесами. Если бы они связались с людьми, которые знали об Афганистане, они бы знали, что на момент их запроса только около 1,5% территории Афганистана было покрыто лесом из-за обширной вырубки лесов в последние годы. Большая часть Афганистана коричневая, засушливая и бесплодная, состоящая из суровых, пустынных гор, плоских равнин и пустынных местностей. Зеленая камуфляжная форма, выданная солдатам  Афганской национальной армии (ANA), подвергает их риску. Все, что талибам нужно было сделать, это нацелиться на «Зеленые кусты АНА», которые выделялись бы на фоне бесплодной, коричневой местности. Тот факт, что приказы о форменной одежде могут быть так сильно нарушены, проливает свет на то, насколько плохо выполнялись все другие аспекты войны. Аналогичные ошибки были допущены при отправке гражданских лиц и солдат США в Афганистан или Ирак с множеством вещевых мешков с оборудованием, большая часть которого была избыточной или плохо подходила для их местоположения и назначения. Конечно, многое из этого, вероятно, было вызвано в большей степени махинациями, связанными с военными поставщиками, процессом приобретения и сомнительными стимулами «услуга за услугу», используемыми поставщиками для получения доступа и распространения.

Быстрые команды DEA

Управление по борьбе с наркотиками США (DEA) не  приняло общую концепцию ротации AO со своими развернутыми за рубежом группами консультантов и поддержки (FAST), которые действовали в Афганистане. Подразделение оперативной группы DEA, готовящееся к развертыванию, поддерживало связь с подразделением DEA в Афганистане, которое они заменят. Кроме того, подразделения DEA в США, которые оказывали поддержку соответствующим развернутым оперативным группам DEA, ранее работали в этом АО. Их глубокое знание АО, игроков и проблем позволило командам поддержки предоставлять быструю и оперативную помощь и ресурсы, соответствующие потребностям соответствующего АО. Развернутая оперативная группа DEA оставалась на связи с подразделением, которое она заменила, поддерживая непрерывность обмена информацией и тактикой. Это способ управления развертыванием, стремление к совершенству за счет характера и способностей персонала и постоянного обмена информацией и целями для максимизации результатов, устранения «слепых зон» и достижения устойчивого успеха. Эти команды DEA FAST разделили ответственность за обучение, проекты и операции, сосредоточив коллективное внимание на целях миссии. Развертываниям вооруженных сил США приходилось сталкиваться с тем фактом, что для реализации некоторых проектов и операций требовались более длительные периоды времени, что могло создавать проблемы с заменяющими подразделениями, у которых были свои представления и приоритеты в отношении проектов и операций. Согласованная методология быстрого развертывания группы DEA помогла установить взаимно согласованные цели, способствуя их достижению. Их афганские коллеги убедились в непрерывности операций, взаимоотношений, политики и подотчетности с соответствующими сменяющимися командами DEA FAST, что повысило их уверенность, потенциал и эффективность. Именно так нужно действовать, чтобы добиться максимальных результатов. Управление по борьбе с наркотиками сыграло важную роль в успехе усилий Афганистана по борьбе с наркотиками через Афганское национальное подразделение по пресечению (NIU) и Подразделение по расследованию особо важных дел (SIU), составляющие Полицию Афганистана по борьбе с наркотиками (CNP-A). Когда талибы первоначально взяли Афганистан под свой контроль, многие лаборатории по переработке героина в Пакистане переместились через границу в Афганистан, где они были защищены. Обученные DEA афганские команды стали настолько эффективными в уничтожении операций по переработке героина в Восточном Афганистане, что многие героиновые лаборатории бежали обратно через границу в Пакистан, спасаясь от высокомотивированных и эффективных афганских подразделений, подготовленных DEA. Управление по борьбе с наркотиками действовало как ряд связанных команд в рамках коллективистской культуры Афганистана. DEA пришлось столкнуться с проблемами неграмотности в подразделениях CNP-A, наряду с их первоначальной неспособностью изъять и обезопасить мобильные телефоны и улики во время рейдов, и другими проблемами, но их команды работали вместе, чтобы создать успешные подразделения по борьбе с наркотиками. Качество и компетентность персонала DEA в сочетании с коллективной сосредоточенностью на ключевых целях и наилучших методах способствовали их успеху. Вооруженные силы и правительство США могли бы извлечь уроки из этих примеров, структурируя и размещая военные подразделения, государственных служащих и подрядчиков по аналогичным шаблонам.

Борьба с повстанцами 101

Для достижения устойчивого успеха правительству США и военным подразделениям необходимо установить и добиваться значимых целей миссии, которые касаются коррупции, компетентности и эффективности местных должностных лиц, с тем же повышенным вниманием, которое они используют для преследования повстанцев и террористов. Борьба с повстанцами — это гораздо больше, чем военная эффективность. Ключом к COIN является то, что местное правительство и силы безопасности должны иметь поддержку населения, чтобы добиться успеха. Наиболее значимыми проблемами, от которых страдал Афганистан, были коррупция и некомпетентность должностных лиц в сочетании с их злоупотреблениями и обиранием населения. Для США и ISAF было практически невозможно добиться успеха в Афганистане, когда игнорировались продолжающиеся недостатки GIRoA и ANSF. Продолжать перебрасывать войска и ресурсы в Афганистан без решения ключевых проблем было так же предсказуемо и глупо, как использовать бездонное ведро для зачерпывания и переноски воды. В ориентированных на группы, коллективистских культурах Азии, Африки и Ближнего Востока важно развивать и поддерживать личные отношения для эффективного противодействия мятежам и преступным группам, снижения уровня коррупции, содействия усилиям в области развития и получения качественной информации и поддержки, которые необходимы для понимания соответствующего АО и всех, кто действует в нем, по все стороны войны. Независимо от того, чего еще добивается военное или гражданское подразделение – в противном случае — оно будет значительно сокращено и менее устойчиво, если они не смогут развивать и поддерживать значимые отношения с ключевыми игроками, влиятельными лицами и источниками информации в своих соответствующих АО. При этом часто появляются  убедительные отчеты, но эти вымышленные или преувеличенные отчеты никогда не найдут отклика у коренного населения и не достигнут целей миссии, при условии, что у подразделения есть какие-либо релевантные и поддающиеся количественной оценке. Установление гибкого графика ротации, при котором нескольким подразделениям назначается совместное использование АО на ротационной основе, сохраняя при этом контакт друг с другом – до и после ротации – значительно облегчает эффективное управление. Этот подход поощряет обмен информацией, разработку и достижение краткосрочных и долгосрочных проектов и целей, подотчетность за результаты и достижение основных задач миссии. Прибывающие подразделения, хорошо осведомленные о людях и физической обстановке на местности и постоянно информированные благодаря отчетам нынешних и предыдущих подразделений, могут быть высокоэффективными каждый день своего развертывания. Усиленный, поддерживающий характер ротационных подразделений позволит лучше снизить уровень коррупции, преступности и мятежей. Хотя в воинских подразделениях будут происходить многочисленные кадровые изменения в период между развертываниями, основная группа останется, обеспечивая преемственность знаний, потенциала, эффективности и взаимоотношений, которыми будут делиться с теми, кто присоединится к подразделению. Это может сделать их высокоэффективными с момента развертывания и на протяжении всего срока службы. Это поможет обеспечить безопасность войск и гражданского населения, а миссии — успешность. Военные и гражданские подразделения будут более мотивированы к возвращению к своим предыдущим AO. Они будут рады привлечь местных друзей, которых приобрели во время своего предыдущего развертывания. Они смогут лучше справляться с негативными факторами влияния и проблемами. Их предыдущий опыт и извлеченные уроки могут быть непосредственно применены к тем же людям и ситуациям, с которыми они имели дело раньше. Это создает многочисленные возможности для развернутого подразделения повысить планку своих действий, систематически повышая их эффективность. Это способ проведения успешных противоповстанческих и боевых операций, укрепления отношений с позитивными влиятельными лицами и населением, в то же время затягивая петлю на тех, кто оказывает негативное влияние, от коррумпированных чиновников до повстанцев. Общая концепция АО может лучше генерировать устойчивые усилия по стабилизации, создавая географическое лоскутное одеяло местности с повышенной безопасностью и успехом, которое дополняет стратегию «чернильных пятен». Проблемные районы могут быть изолированы путем вторжения на стабильную, безопасную территорию. Ресурсы могут быть более эффективно распределены для решения оставшихся проблемных игроков и местности, повышения безопасности за счет снижения коррупции, преступности и активности повстанцев.

Меньше значит больше

В то время как некоторые люди критикуют доктрину борьбы с повстанцами  как неэффективную из-за неудачи в Афганистане, она  работает, но она должна быть надлежащим образом разработана, управляться и внедряться для соответствующего человеческого и географического ландшафта, на который она распространяется. Первоочередной задачей является обеспечение того, чтобы местное правительство и силы безопасности были достаточно компетентными, этичными и пользовались поддержкой населения. Если отсутствуют эти три основных компонента, потенциал успеха невелик. Затем речь идет о постановке основных целей и внедрении соответствующих методов и последующих действий для достижения успеха. Это требует соответствующего опыта, навыков и приверженности с поддающимися количественной оценке целями, сосредоточенности на задачах и плане эвакуации.

Джемс Эмери считает, что положительным принцип «меньше значит больше», когда дело доходит до операций по борьбе с повстанцами. Развертывание крупномасштабных военных сил для противодействия местным повстанцам часто является неправильным курсом по многим причинам. Эту доктрину лучше всего реализовать, введя меньшее количество солдат и гражданских лиц, которые обладают соответствующим опытом, умениями и основными качествами, чтобы изменить ситуацию. Задействованные люди будут более эффективными, чем крупномасштабное развертывание солдат и гражданских лиц, большинству из которых не хватает необходимого опыта, навыков и склонности к операциям. Устранены отвлекающие факторы, связанные с масштабными проектами развития, коррупцией и многочисленными американскими военнослужащими и подрядчиками, большинство из которых никогда не выйдут за рамки или не внесут ничего ценного. Значительно меньшее количество развернутых американских солдат и гражданских лиц привлечет меньше внимания, устраняя угрозу массового развертывания войск США, которые побуждают джихадистов и их сторонников со всего мира присоединиться к борьбе или помочь финансировать ее. Это может усилить повстанческую и террористическую активность в других странах, потому что, когда эти иностранные боевики вернутся домой, у них повысится престиж, влияние, навыки и мотивация. Многие из них создадут или расширят повстанческие или террористические ячейки в своих собственных странах или странах, в которые они переезжают. Небольшие развернутые подразделения Сил специального назначения США и аналогичные активы могут работать с местными силами, обеспечивая соответствующий ввод, обучение и материально-техническую помощь оружием и припасами. Этот шаблон фокусируется на том, чтобы местные силы безопасности взяли на себя ведущую роль в борьбе с повстанцами. Это может сделать их более уверенными и эффективными, уменьшая или устраняя их зависимость от войск США. Такой подход способствует устойчивому успеху, поскольку опытные и мотивированные местные силы безопасности вряд ли рухнут и обратятся в бегство, когда уйдут небольшие подразделения американских войск. Основную часть боевых действий будут вести силы коренного населения, поэтому, когда придет время выводить небольшое количество американских войск, эффект должен быть практически незаметен для всех — от сил коренного населения и повстанцев до враждующих государств и наблюдателей.  Если силы коренного населения не желают или неспособны успешно бороться с повстанцами, тогда США должны умерить свое участие в том, что, вероятно, будет проигранным делом – за исключением ВПК США и коррумпированных чиновников из числа коренного населения, которые наживаются на этом. Эти сомнительные прибыли не оправдают потерю жизней и ранений американских солдат и гражданских лиц, которые участвуют в необдуманных конфликтах. Это также не возместит американских налогоплательщиков, которые в конечном итоге финансируют эти ущербные войны, в ущерб разрушающейся инфраструктуре США и стремительно растущему дефициту бюджета США.

По мнению Джеймса Эмери, решение США об участии в конкретных военных операциях не должно приниматься хищными глобалистами, идеологами, разжигающими войну, или американским ВПК. Слепая поддержка коррумпированных, некомпетентных правительств или тиранических режимов подрывает доверие к Соединенным Штатам и их авторитет в международном суде общественного мнения. Это будет препятствовать инициативам США во внешней политике и будущим операциям США по борьбе с повстанцами – повсюду – в дополнение к тому, что граждане США и других стран будут подвергаться большему риску будущих нападений террористов и повстанцев.

56.22MB | MySQL:116 | 1,058sec