О появлении авианосцев на вооружении ВМС Ирана

В конце января с. г. появилась информация о том, что два бывших грузовых судна иранской судоходной компании IRISL Group перестроены и переоборудованы в авианосцы ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР) «Шахид Махдави» и «Шахид Багери». Иранская компания судостроительной и офшорной промышленности (ISOICO), расположенная в порту Бендер-Аббас около стратегически важного Ормузского пролива, осуществила конверсию и перестройку этих кораблей.

В настоящее время иранские авианосцы не представляют большой угрозы для Соединенных Штатов в регионе. Большие авианосцы ВМС США теоретически уязвимы для иранских торпед и ракет, однако их безопасность обеспечивают корабли охраны, ультразвуковые сенсоры и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Иранские авианосцы не меняют тактически и стратегически правила игры. Они сталкиваются с проблемами в техническом обслуживании и ремонте. Они не и имеют системы противовоздушной и противокорабельной защиты, и поэтому вряд ли уцелеют во фронтальном столкновении. Вместе с тем новые корабли ВМС ИРИ имеют символическое значение как показатель готовности Ирана противостоять вызовам своей безопасности. Они могут также нанести значительный ущерб гражданским судам и портам Израиля и арабских союзников США в Персидском заливе. Согласно иранским СМИ, новые авианосцы увеличат возможности иранской разведывательной деятельности и ударные способности не только на Ближнем Востоке, но и в регионе Индийского океана.

Корабли «Шахид Махдави» и «Шахид Багери» несут на борту вертолеты и беспилотники (дроны) с фиксированными крыльями. Это беспилотники модели «Шахид-136», дроны-камикадзе с зарядом взрывчатки на борту и дальностью полета до 2500 километров. Беспилотники такого типа были в прошлом году поставлены Ираном России и применялись в ходе специальной военной операции на Украине при ударах по инфраструктурным объектам. 15 ноября 2022 года беспилотник «Шахид-136» повредил корпус нефтяного танкера израильской судоходной компании Eastern Pacific Shipping company. Танке   р Pacific Zircon получил повреждения в 150 милях около побережья Омана, но утечки нефти и жертв среди экипажа не было. 30 июля 2021 года иранские беспилотники-камикадзе атаковали также у побережья Омана израильский танкер с нефтепродуктами Mercer Sreet. При этом погибли два члена экипажа: граждане Великобритании и Румынии. Танкерная война Ирана против Израиля стала ответом  на израильские диверсии против объектов иранского ВПК на территории ИРИ и убийства физиков-ядерщиков.

Конверсия этих авианосцев является не первым примером превращения иранских торговых судов, оказавшихся не у дел в результате экономических санкций в военные. В 2020 году ВМС КСИР переделали коммерческое судно в многофункциональный военный корабль «Шахид Рудаки», названный так в честь героя ирано-иракской войны, погибшего вице-адмирала Абдуллы Рудаки. Этот корабль может выполнять разведывательные, боевые и транспортные функции. Он несет на борту вертолеты, беспилотники и небольшие, хорошо вооруженные скоростные лодки, используемые иранцами для того, чтобы тревожить суда 6-го флота США в Персидском заливе. Этот корабль может выполнять боевые задачи вплоть до Баб эль-Мандебского пролива. В 2021 году ВМС КСИР переделали бывший нефтяной танкер в боевой наступательный корабль «Мекран». Это судно несет на борту боевые дроны. «Мекран» вместе с фрегатом ВМС КСИР «Шаханд» четыре месяца провел в Атлантическом океане и Балтийском море, доплыл до России, где принял участие в военно-морском параде в Санкт-Петербурге. В декабре 2022 года он переплыл Тихий океан.

Корабли «Шахид Махдави» и «Шахид Багери» задумываются как часть дивизиона авианесущих иранских судов. На них, однако, размещены не пилотируемые боевые самолеты, а беспилотники. 31 декабря 2022 года ВМС Ирана протестировали запуск беспилотника-камикадзе «Абабиль» с судна «Лаван». Этот самолет может поражать цели на базе ВМС Израиля в Эйлате. Еще до этого, 15 июля 2022 года ВМС Ирана провели маневры дивизиона в международных водах Индийского океана. Помимо авианосных кораблей в них участвовали крейсера, эсминцы и подводные лодки.

Иран, не располагающий современными мощными ВВС, основывает свою военную доктрину на использовании ракет, беспилотников и прокси-групп. Беспилотные судна играют значительную роль в оборонной доктрине ИРИ. Отрасль их производства постоянно развивается. Заводы по производству иранских дронов существуют не только в самой Исламской Республике, но и в соседних государствах. 17 мая 2022 года предприятие по производству иранских дронов «Абабиль-2» было открыто в Республике Таджикистан. «Абабиль-2» является многоцелевым беспилотником, способным выполнять разведывательные и боевые функции. Возможно, что покупателем некоторых из этих беспилотников станет военный контингент вооруженных сил Российской Федерации в Таджикистане, который в связи с СВО на Украине страдает от нехватки живой силы и вооружений. Возможно, что одной из причин открытия завода в Таджикистане стало намерение обезопасить иранский ВПК, перенеся его элементы в глубокий тыл. Многие предприятия оборонной промышленности Ирана пострадали от израильских нападений. В феврале 2022 года шесть атак дронов из Иракского Курдистана, предположительно инспирированных Израилем, уничтожили сотни иранских беспилотников на авиабазе около города Керманшах. 4 февраля и 8 марта 2022 года произошли взрывы на заводе по производству беспилотников в городе Тебриз. 26 мая 2022 года дрон-камикадзе взорвался в военно-индустриальном комплексе Парчин, расположенном в 37 километрах к юго-востоку от Тегерана. На этом предприятии производятся беспилотники, ракеты и развиваются ядерные технологии.

Вооруженные силы Ирана уже достаточно хорошо оснащены беспилотниками. В настоящее время руководство ИРИ рассматривает возможность поставок этих вооружений в другие государства. Начальник Генштаба ВС Ирана генерал Мохаммад Багери заявил: «Мы находимся в положении, при котором помимо удовлетворения наших домашних нужд можем экспортировать военную технику в союзные и дружественные страны для содействия безопасности и устойчивому миру». В октябре 2020 года истек срок эмбарго ООН на экспорт оружия в Иран и его импорт из Ирана. Уже через месяц после этого Иран передал технологии производства боевых и разведывательных дронов «Мухаджир-6» Венесуэле. Год спустя этот дрон был замечен во время выступления президента Венесуэлы Николаса Мадуро. В августе 2021 года правительство ИРИ предоставило 2 беспилотника «Мухаджир-6» Эфиопии в качестве военной помощи для использования в Тыграйской войне. Главными конкурентами ИРИ в поставках дронов Эфиопии являются Турция и ОАЭ.

В настоящее время мировой рынок беспилотников оценивается в 11,25 млрд долларов. К 2028 году прогнозируется его рост до  26,12 млрд. Иран пока занимает на нем скромное место. В то же время Турция является седьмым мировым поставщиком беспилотников. В 2022 году она получила от этого доход в размере 2,2 млрд долларов. Турецкие беспилотники «Байрактар» экспортируются в Азербайджан, Катар, Пакистан, Тунис, Марокко, Ливию, Украину, Польшу и ряд других стран. Иранские беспилотники, производимые на заводе в Таджикистане, будут продаваться и таджикской армии. Это достаточно актуально, учитывая имевшие место в 2021 году вооруженные столкновения между Таджикистаном и Кыргызстаном. В свою очередь Кыргызстан покупает беспилотники в Турции.

Модернизация иранского флота и появление в нем авианесущих судов вместе с усилением военно-технического сотрудничества с Россией, несомненно, приведут к дальнейшему укреплению обороноспособности ИРИ и закреплению за ней статуса региональной державы.

55.97MB | MySQL:116 | 0,759sec