О новом этапе развития турецкого танкостроения

На бронетанковом заводе в провинции Сакарья 23 апреля 2023 года в присутствии президента Турции Р.Т.Эрдогана состоялась церемония передачи ВС страны для испытаний первых двух основных боевых танков (ОБТ) «Алтай» (Altay) национальной разработки. Выступая на церемонии, Р.Т.Эрдоган подчеркнул намерение Турции стать полностью независимой от иностранных поставок в сфере оборонной промышленности[i]. Как заявлено, за два последних десятилетия Турция сократила зависимость от зарубежных поставок в оборонной промышленности с 80% до 20%. Количество национальных оборонных проектов, которое в 2002 году составляло всего 62, сегодня превысило 750. Если в 2002 году общий бюджет Турции на оборонные проекты составлял 5,5 млрд долл., то сейчас объем проектов достиг 75 млрд долл.

Планируется, что переданные танки пройдут испытания в составе ВС Турции, после чего начнется их серийное производство и поставки. Ожидается, что испытания будут завершены в 2024 году, а производство начнется в 2025 году. Первая партия танков будет оснащена силовыми установками южнокорейского производства. Компания BMC планирует заменить южнокорейские двигатели национальной версией в 2026 году[ii]. В настоящее BMC Power разрабатывает в Турции двигатель BATU мощностью 1500 л. с. для оснащения различных бронированных машин, включая «Алтай»[iii]. Предполагается, что 12-цилиндровый V-образный турбодизельный двигатель с водяным охлаждением будет развивать крутящий момент 4600 нм.

Как заявлено, в процессе реализации проект столкнулись с различными трудностями. Прототип первоначально был оснащен дизельным двигателем мощностью 1500 л. с. немецкой компании MTU Friedrichshafen GmbH, но его поставка была запрещена после решения Берлина ограничить экспорт оружия в Турцию из-за ее военных операций в Сирии.

По словам Р.Т.Эрдогана, с момента начала разработки в 2000-х гг. конструкция танка претерпела значительные изменения. Среди новых возможностей ОБТ названы система активной защиты AKKOR, улучшенное бронирование, обновленные системы управления огнем и управления машиной, моторно-трансмиссионный блок, топливный и гидравлический насосы, маскировочная сеть, перископ, разработанные национальным ОПК прицел наводчика, гусеницы и башня.

Масса танка с экипажем из четырех человек (командир, наводчик, заряжающий и механик-водитель) составляет 65 т. В состав вооружения входит 120-мм гладкоствольная пушка, спаренный с ней 7,62-мм пулемет, установленный на башне дистанционно управляемый модуль вооружения SARP компании Aselsan. Максимальная дальность стрельбы ОБТ – 8 км.

Разработка ОБТ «Алтай» выполнена в рамках контракта, подписанного Управлением оборонной промышленности Турции (SSM) с компанией Otokar в июле 2008 года при техническом содействии южнокорейской Hyundai Rotem. Стоимость контракта составила 500 млн долл. В общей сложности проект «Алтай» предполагает поставку ВС Турции четырьмя траншами по 250 ед. до 1000 новых танков, стоимость которых может составить до 7 млрд евро (8,24 млрд долл.).

Контракт на поставку первой партии из 250 серийных ОБТ «Алтай», а также обеспечение сопутствующей логистической поддержки в ноябре 2018 года по итогам тендера был заключен с компанией BMC.

Турция рассчитывала оборудовать ОБТ «Алтай» двигателем MTU и трансмиссией Renk, но взаимоотношения с немецкими производителями прекратились после наложенного руководством Германии эмбарго на поставки Турции оружия из-за ее действий в Сирии.

В 2020 году компания BMC подписала с двумя южнокорейскими компаниями, Doosan Infracore Co. и S&T Dynamics Co., соглашение о поставке и интеграции для оснащения танка 4-тактного 12-цилиндрового дизельного двигателя с водяным охлаждением DV27K мощностью 1500 л. с. и автоматической трансмиссии EST15K.

При этом представители турецкого оборонного ведомства неоднократно заявляли, что двигатель, который будет закуплен за границей, планируется использовать только на первой партии танков. Последующие партии планируется оборудовать национальными двигателями.

Стоит отметить, что головную роль в ведшейся с 2007 года разработке танка играла турецкая компания Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi, контролируемая холдингом Koç, однако по политически мотивам в 2018 году контракт на серийное производство первых 250 танков был передан ВМС, как близкой к Р.Т.Эрдогану. Otokar изготовила в 2012-2015 годах четыре прототипа танка, а ВМС в 2019 и 2022 годах изготовила еще два прототипа в своем исполнении, постоянно дорабатываемых.

По отдельному контракту 2018 года компания ВМС ведет разработку для танка Altay собственного дизельного двигателя BATU мощностью 1500-1600 л. с. Сообщалось, что работы ведутся совместно с итальянской компанией Fiat на основе танкового двигателя Fiat / Iveco MTCA V12 мощностью 1270 л. с., используемого на итальянских танках Ariete С1. Однако неясно, когда двигатель BATU может быть доведен до серийного производства. По плану, двигателями ВМС Power BATU должны оснащаться танки Altay так называемой второй серии (Т2). Компания Tümosan, в свою очередь, еще в 2018 году заявляла о создании и начале стендовых испытаний прототипа автоматической трансмиссии для Altay, однако также дальнейшие новости о развитии темы не появлялись, сейчас сообщается о разработке автоматической трансмиссии силами все той же ВМС.

В этих условиях BMC в марте 2021 года подписала с южнокорейскими компаниями Doosan Infracore и S&T Dynamics соглашения о поставке ими, соответственно, дизельных двигателей DV27K мощностью 1500 л. с. и автоматических трансмиссий EST15K, для оснащения первых 250 серийных танков Altay, которые были дополнены контрактами 2022 и 2023 годов. Выбор южнокорейского моторно-трансмиссионного отделения для танка Altay выглядит вполне естественным, поскольку данное МТО было разработано для южнокорейского танка К2, разработанного компанией Hyundai Rotem. Эта же компания оказывала содействие турецкой стороне в разработке танка Altay, который во многих аспектах подобен К2 (характерно, что сейчас Hyundai Rotem предлагает новые модификации танка К2, обозначаемые как К2PL и К2М, еще более схожие с Alyay, включая использование семикаткового шасси). Следует отметить, что хотя начиная со второй серии серийные южнокорейские танки К2 оснащаются дизельными двигателями Doosan Infracore DV27K национального производства, однако южнокорейская трансмиссия S&T Dynamics EST15K продолжает испытывать проблемы с надежностью, ввиду чего на серийных южнокорейских танках К2 продолжает использоваться импортная германская трансмиссия Renk HSWL 495TM. Полученные ВМС образцы южнокорейских двигателя и трансмиссии проходят испытания с 2022 года на ее втором опытном образце Altay, а теперь установлены на двух переданных армии образцах в серийной комплектации.

30 января 2023 года BMC подписала с SNT Dynamics контракт на сумму 68,926 млн евро на закупку 90 серийных комплектов трансмиссии EST15K, с поставкой к декабрю 2027 года, и опцион на сумму 130,90 млн евро на закупку дополнительных 150 трансмиссий, с поставкой к декабрю 2030 года, что демонстрирует примерный плановый график серийного производства первых танков Altay на ВМС.

В завершение отметим, что ВMC именует танк в своей серийной комплектации Yeni Altay («Новый Алтай»). Сообщается, что танк в данной конфигурации в исполнении Т1, помимо южнокорейских двигателя и трансмиссии, оснащен также улучшенной комбинированной броней, комплексом активной защиты Aselsan AKKOR, системой управления огнем Aselsan VOLCAN-II, дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметным боевым модулем Aselsan SARP. Полная боевая масса танка в данном исполнении составляет 65 тонн.

[i] На церемонии было заявлено, что оба образца в течении полутора-двух лет будут проходить испытания, после чего должно быть, наконец, начато серийное производство Altay для турецкой армии компанией ВМС на предприятии в Сакарья-Арифие.

[ii] Компания ВМС, изначально возникшая в 1964 году как турецкий филиал British Motor Corporation, а с 1989 года длительное время контролировавшаяся турецким частным холдингом Çukurova, потерпела банкротство в 2010 году и в 2013 году пережила определоенное возрождение, перейдя под контроль группы ES Mali Yatirim ve Danismanlik A.S. влиятельного турецкого олигарха Эдхема Санджака, близкого к Р.Т.Эрдогану. В свою очередь, Э.Санджак уступил 25% акций ВМС другому близкому к Р.Т.Эрдогану турецкому олигарху Талипу Озтюрку. В 2015 году Э.Санджак при посредничестве Р.Т.Эрдогана продал 49,9% акций ВМС за примерно 300 млн долл катарскому государственному инвестиционному фонду QAFIC (в свою очередь, приход катарских инвесторов в ВМС был явно связан с близостью этой компании к власти).

[iii] Покровительство со стороны Р.Т.Эрдогана позволило ВМС привлечь крупные государственные и экспортные заказы, включая и в 2018 году контракт на серийное производство турецкого танка Altay, однако не спасло ВМС от нового кризиса – в том числе ввиду неспособности организовать производство Altay. При этом для организации серийного производства Altay турецкое правительство в 2018 году также передало BMC на безвозмездной основе военный бронетанковый ремонтный завод в Сакарья-Арифие, причем компания была обязана инвестировать в него 50 млн долл. в обмен на право эксплуатации в течение 25 лет. В мае 2021 года Санджак и Озтюрк продали остававшиеся у них 50,1% акций ВМС за 480 млн долл турецкому частному холдингу Tosyalı Holding (принадлежит семье Тосялы).

52.45MB | MySQL:102 | 0,646sec