Израиль: оценки ситуации с безопасностью на внутренней, региональной и международной арене. Часть 7

Израиль попеременно переживает эскалацию напряженности на разных «фронтах» – атаки с территории южного Ливана (т.н. «северный фронт») и Сирии, волнения в Восточном Иерусалиме и ракетные обстрелы из сектора Газа, проведение с 9 мая 2023 г. операции «Щит и стрела» и беспрецедентные массовые протесты внутри самой страны, вызванные намерением правительства Биньямина Нетаньяху провести реформу судебной системы. Это способствовало ухудшению отношений с США – ключевым союзником Израиля.

Эйтан Гильбоа (эксперт по американо-израильским отношениям, международным коммуникациям и публичной дипломатии в Иерусалимском институте стратегии и безопасности / The Jerusalem Institute for Strategy and Security; основатель и глава Школы коммуникации и Центра международной коммуникации в Бар-Иланском университете; получил степень магистра и доктора философии в Гарвардском университете, был приглашенным профессором в нескольких ведущих американских и европейских университетах; являлся советником нескольких иностранных правительств, в Израиле консультировал канцелярию премьер-министра, министерства обороны и иностранных дел, Комитет Кнессета по иностранным делам и обороне и пресс-службу правительства[i]), полагает, что если Израиль не будет проявлять осторожность, массовые протесты против продвигаемой правительством судебной реформы, которая расколола страну и привела к серьезному кризису в отношениях с Соединенными Штатами, только ухудшат ситуацию.

По мнению эксперта, «сочетание обострения внутренних противоречий с ухудшением отношений с Вашингтоном нанесло серьезный ущерб национальной устойчивости Израиля и опасно подорвало его способность сдерживания ближних и дальних врагов». Он полагает, что «США не хотели вмешиваться в полемику, но президент Джо Байден был вынужден изменить свою политику из-за искренней заботы о безопасности и благополучии Израиля, игнорирования премьер-министром Биньямином Нетаньяху ряда американских просьб, предупреждений и оскорбительных комментариев, сделанных министрами и депутатами Кнессета от правящей коалиции».

Он отмечает, что «США заявили об уважении результатов выборов и намерении работать с любым законно избранным израильским правительством». Но по факту Дж.Байден начал проводить более активную политику. В январе и начале февраля Израиль посетил ряд представителей администрации США: госсекретарь Энтони Блинкен, советник по национальной безопасности Джек Салливан и директор ЦРУ Билл Бернс.

По версии Э.Гильбоа, «они прибыли, чтобы проверить, что происходит в Израиле, и подготовиться к визиту Нетаньяху в Белый дом, который намечался на конец февраля. Они выразили обеспокоенность правым правительством Нетаньяху, судебной реформой и массовыми протестами против нее, а также напряженной ситуацией на палестинской арене. При этом все они подчеркивали, что тесные отношения между США и Израилем основаны на общих интересах и ценностях. Нетаньяху заверил их, что контролирует коалицию и собирается обсудить судебную реформу. Администрация Байдена не доверяла Нетаньяху, но надеялась, что он выполнит свои обязательства ради жизненно важных интересов безопасности Израиля и его отношений с США».

Он исходит из того, что «главными моральными целями американской внешней политики всегда были установление, укрепление и поддержание демократических режимов. Демократическая и республиканская администрации всегда оправдывали значительную поддержку Израиля отчасти тем, что это единственная демократия на Ближнем Востоке. После критики предлагаемой судебной реформы в самом Израиле администрация Байдена расценила ее реализацию как серьезный удар по израильской демократии». В глазах американцев реформа судебной системы не соответствует демократическим принципам и институтам, в том числе уважению прав человека, равному отправлению правосудия для всех, равным правам меньшинств, верховенству закона, свободной прессе, сильному гражданскому обществу». «После того, как Нетаньяху не сдержал обещаний и ввел в свое коалиционное правительство крайние элементы, такие как министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир и министр финансов Бецалель Смотрич, Байден раскритиковал намерение нарушить баланс между ветвями власти и поспешность законодательных изменений без широкого согласия всех слоев общества». В Белом доме полагают, что эти изменения все равно будут отменены будущим правительством, как это делает действующее.

В разговоре с Нетаньяху 19 марта Байден вновь выразил свою обеспокоенность нарушением демократических принципов в Израиле. Премьер-министр отверг его позицию, что усилило разочарование американцев.

Прослеживая хронологию событий, израильский эксперт отмечает, что «все это время США критиковали не саму реформу, а скорее то, с какой поспешностью Кнессет взялся за ее реализацию, что привело к протестам и демонстрациям беспрецедентного масштаба». «28 марта, на фоне бурных протестных акций по поводу отставки министра обороны Йоава Галанта и решения Нетаньяху отложить реализацию реформы, Байден яростно заявил, что в ближайшее время не намерен приглашать Нетаньяху в Белый дом. Израильский премьер-министр снова отверг совет президента США, указав на то, что, несмотря на «давнюю приверженность Байдена еврейскому государству», «Израиль — суверенная страна, которая принимает решения по воле своего народа, а не на основании давления из-за рубежа, в том числе со стороны лучших друзей».

Последовавшую за этим реакцию министров и депутатов от правящей коалиции на заявление Байдена Э.Гильбоа называет «резкой, странной и безответственной». В частности, он критикует министра культуры Мики Зоар, который в Twitter написал: «Печально, что президент Байден также стал жертвой фальшивых новостей, распространяемых в Израиле против нашей оправданной судебной реформы». Позже он удалил твит, написав: «Из уважения к важным отношениям с нашим величайшим союзником, Соединенными Штатами, я удалил твит. У меня разрывается сердце, когда я вижу, какой ущерб был нанесен Израилю фальшивыми новостями, которые распространялись в связи с нашим законным изменением судебной системы». По словам эксперта, «М.Зоар, который дважды написал, что Байден не знает и не понимает, что происходит в Израиле, и что его позиции определяются фейковыми новостями, сделал ложное и оскорбительное заявление. США всегда хорошо осведомлены о том, что происходит в Израиле».

Заявление министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира (для США он сторонник организации раввина Меира Каханы, официально объявленной вне закона и террористической) Э.Гильбоа также называет оскорбительным для Вашингтона. Он написал: «Американцы должны понять, что Израиль — независимая страна, а не просто еще одна звезда на флаге Соединенных Штатов». «Во всем мире должно быть ясно, что люди здесь пошли на выборы, у них свои желания».

Этими заявлениями, к сожалению для эксперта JISS, выпады в адрес США не ограничились. Депутат от Ликуда Дэн Илуз «написал нелепое письмо протеста членам Конгресса, в котором он пытался научить их разделению властей и тому, как должен выглядеть парламентский надзор за исполнительной властью». Другой депутат от Ликуда, Нисим Ватури, назвал критику США «неуместной» и заявил: «Вероятно, мы немного более демократичны, чем тамошняя система». Что касается зависимости Израиля от поддержки США, Ватури сказал: «Если нам нужно защитить себя, мы сделаем это без США, если они нас не поддержат». «Несколько других министров и членов Кнессета в коалиции думают так же, как он», – полагает Э.Гильбоа.

Эксперт называет эти заявления «ненужными», так как они «игнорируют почти полную зависимость Израиля от США в плане оружия, военной помощи, сдерживания, торговых преимуществ, научных обменов, сотрудничества и дипломатической защиты во враждебных международных организациях, таких как ООН. Нетаньяху не осудил эти возмутительные заявления, создав в Вашингтоне впечатление, что он с ними согласен».

Правительство Нетаньяху подверглось критике со стороны лидеров оппозиции. Так, Яир Лапид написал: «На протяжении десятилетий Израиль являлся ближайшим союзником США. Самое радикальное правительство в истории страны испортило это за три месяца». Бени Ганц, лидер оппозиционной партии «Национальное единство», назвал комментарии Байдена «тревожным звонком для израильского правительства». «Ущерб нашим связям с США, нашим ближайшим другом и нашим самым важным союзником, является стратегическим ударом», – сказал он.

Президент Израиля Ицхак Герцог также раскритиковал антиамериканские заявления израильских политиков: «Соединенные Штаты очень важны для нас. Любой, кто думает, что США можно ткнуть в глаз, должен помнить, что это очень важная сверхдержава для нас, наш союз — краеугольный камень нашей безопасности».

В результате игнорирования Нетаньяху и его правительством американской позиции, администрация Байдена ввела санкции. Так, по словам Э.Гильбоа, «красную карточку» от американцев получил Бецалель Смотрич во время визита в США 12 марта на ежегодную вашингтонскую конференцию по израильским облигациям, на которой израильские ценные бумаги продаются зарубежным инвесторам. Отмечается, что «когда высокопоставленный израильский министр прибывает в Вашингтон, он обычно встречается со своим коллегой и часто с другими высокопоставленными чиновниками администрации. На этот раз в Белом доме заявили, что со Смотричем никто встречаться не будет»[ii]. По мнению эксперта, «с дипломатической точки зрения это означает персона нон грата. В администрации намекали Смотричу отменить свой визит, что он проигнорировал. Произнесенная им речь на ломаном английском продемонстрировала масштабы кризиса в американо-израильских отношениях». По мнению эксперта JISS, «бойкот администрацией министра финансов Израиля – негативный сигнал инвесторам, банкирам и предпринимателям, которые и так были обеспокоены последствиями судебной реформы для израильской экономики».

Э.Гильбоа считает, что Смотрич заслуженно получил «красную карточку» от США. Он напоминает, как 26 февраля, когда в центре палестинской деревни Хувары на Западном берегу р. Иордан были убиты двое израильских братьев, Смотрич сказал, что она должна быть «стерта с лица земли». Тем самым, считает эксперт, он «обращался к своей политической базе, не задумываясь о возможных дипломатических последствиях своего заявления». Представитель Госдепартамента Нед Прайс назвал комментарии Смотрича «безответственными» и «отвратительными», и заявил, что США призывают Нетаньяху и других высокопоставленных израильских чиновников «публично и однозначно отвергнуть и дезавуировать эти комментарии». Посол США в Израиле произнес еще более резкие слова: «Я очень зол на него [Смотрича]. Он глуп. У него рейс в Вашингтон с Дэнни Нейвом, и если бы я мог, я бы выбросил его из самолета». Смотрич после этого обвинил посла в призыве к убийству.

Добавим, что Нетаньяху также упрекнул посла США, правда сделал это на иврите, написав в Twitter: «Никто из нас не застрахован от ошибок, включая иностранных дипломатов»[iii].

Э.Гильбоа указывает также на то, что 120 лидеров еврейской общины, в том числе бывшие главы AIPAC и Антидиффамационной лиги, призвали Байдена не позволять своим чиновникам встречаться со Смотричем. Эти призывы, считает Э.Гильбоа, еще более пошатнули основы американской поддержки Израиля.

Эксперт обращает внимание на традицию, согласно которой каждый премьер-министр Израиля прибывает в Вашингтон вскоре после формирования правительства. Такой визит является символическим и практичным, демонстрируя тесные и особые отношения еврейского государства с США. В ходе таких визитов обсуждаются и согласовываются жизненно важные вопросы разведки и безопасности. Нетаньяху должен был отправиться в Вашингтон в конце февраля, но приглашения, вопреки его ожиданиям, до сих пор так и не получил.

Более того, сам Байден и его представители заявили, что приглашать его не планируют. Такое отношение к Нетаньяху эксперт объясняет результатом игнорирования его правительством сообщений и предупреждений Байдена и высокопоставленных членов его команды. Отсрочка визита израильского премьер-министра расценивается не иначе как сигнал недовольства в американской администрации его поведением. В этих условиях у израильского премьер-министра не было другого выбора, кроме как поручить своим министрам не посещать Вашингтон, пока он не получит официальное приглашение в Белый дом.

По мнению эксперта JISS, сложившаяся ситуация нанесла значительный ущерб, причем не только отношениям Израиля с США – его самым важным союзником. Многие страны, особенно в арабском мире, поддерживают отношения с Израилем, чтобы улучшить свое положение в Вашингтоне. Отсутствие визитов и официальных переговоров с администрацией США на уровне премьер-министра и членов кабинета ударило и по этим отношениям.

По мнению Э.Гильбоа, в этом виновато правительство Нетаньяху. Он напоминает, что когда посол США в Израиле Том Найдс предложил отложить принятие законов в рамках судебной реформы и в их принятии опираться на широкий консенсус, министр диаспоры Израиля Амихай Шикли ему ответил: «Занимайтесь своими делами». По мнению эксперта, Шикли не мог не понимать того, что говорил. Смотрич также отреагировал на рекомендацию посла: «Мы ценим союз с США. Мы старались не вмешиваться в их дела, поэтому я ожидаю, что они не будут вмешиваться в наши внутренние дела, такие как разделение полномочий между министром обороны и мной. Я могу заверить посла, что большая часть плана была взята из американского законодательства».

Комментируя данное заявление Смотрича, эксперт указывает на то, что посол не говорит по своей воле. Он представляет президента США и американскую политику. Таким образом, критика Чикли и Смотрича была направлена против президента, а не посла.

При этом эксперт опровергает утверждение Смотрича о том, что Израиль не вмешивался во внутренние дела США. Он напоминает, что «ранее Нетаньяху беспрецедентно вмешивался в американскую политику: он решительно поддерживал кандидата от республиканцев Митта Ромни на пост президента на выборах 2012 г. и Дональда Трампа на выборах 2016 и 2020 гг.»

К тому же он обвиняет Смотрича во лжи, так как предусматриваемых в судебной реформе пунктов в американском законодательстве не существует, следовательно, позаимствовать «основную часть кардинальных изменений судебной системы» из американского опыта он не мог. Допускается, что Смотрич мог иметь в виду политиков, назначающих судей в США. Однако, по словам Э.Гильбоа, «это лишь один из компонентов строгой системы сдержек и противовесов. Есть и другие существенные различия между разделением властей в США и предлагаемой реформой в Израиле, которая была разработана для передачи исполнительной власти полного контроля над всей судебной системой. Таким образом, Смотрич и другие сторонники израильской судебной реформы выбрали один компонент американской системы и проигнорировали другие элементы сдержек и противовесов»[iv].

[i] Prof. Eytan Gilboa. https://jiss.org.il/en/author/egilboa/

[ii] Israeli minister who called for Palestinian town to be wiped out gets U.S. visa // Axios. 09.03.2023. https://www.axios.com/2023/03/09/bezalel-smotrich-state-approves-visa-hawara-palestinian

[iii] Israel’s Far-right Finance Minister Accuses U.S. Ambassador of Calling for His Death // Haaretz. 04.03.2023. https://www.haaretz.com/israel-news/2023-03-04/ty-article/.premium/israels-far-right-finance-minister-accuses-u-s-ambassador-of-calling-for-his-death/00000186-ae66-de2a-a1ee-ae7787740000

[iv] The United States and the judicial overhaul in Israel: Criticism, sanctions, effects / JISS. 02.05.2023. https://jiss.org.il/en/gilboa-the-us-and-the-judicial-overhaul-in-israel/

56.01MB | MySQL:116 | 0,498sec