На минувшей неделе власти Германии завершили работу над новым концептуальным документом под названием «Пересмотр и корректировка обязательств федерального правительства перед Сахелем», который на днях стал доступен СМИ. Его подготовкой занимались три министерства – иностранных дел, обороны, экономического сотрудничества и развития, а основной целью планирования была заявлена адаптация действий ФРГ в регионе к актуальным событиям, включая вывод собственного контингента из Мали в следующем году, а также усиление позиций России и Китая.
Журналисты, для которых в конце прошлой недели новая концепция была презентована, обратили внимание, что Берлин констатировал довольно тяжелую текущую обстановку в Сахеле, вопреки предпринятым там ранее действиям как самой Германии, так и ее партнеров. Судя по цитатам из немецких СМИ, федеральное правительство открыто указывает, что положение дел «значительно ухудшилось с 2021 г., несмотря на многолетнее существенное международное участие». При этом о причинах, приведших в конечном итоге к подобной ситуации, как минимум согласно представленной в открытых источниках информации, напрямую не говорится. Вместо этого «коалиция светофор» сосредотачивается на нынешних проблемах, чьим решением призван послужить документ.
В качестве одной из основных угроз в тексте, оказавшемся доступным ведущим изданиям, фигурирует терроризм, уже распространенный, как сказано в концепции, в Мали, Буркина-Фасо и частично в Нигере. Более того, власти Германии не исключают, что в дальнейшем проблема безопасности имеет шансы «дестабилизировать большую часть Западной Африки». Второй фактор риска, обозначенный в документе – «последствия климатического кризиса и демографического роста», которые «будут продолжать усугублять разнообразные перекрывающие и взаимно усиливающие друг друга кризисы в Сахеле в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Так, к 2040 прогнозируется увеличение численности населения региона до 160 млн человек.
В этих условиях федеральное правительство стремится продемонстрировать, что, как указали три министра – А. Бербок («Зеленые»), Б.Писториус (СДПГ) и С.Шульце (СДПГ) – Германия продолжит оставаться «надежным партнером в Сахеле, особенно в отношении государств и акторов, разделяющих наши ценности и рассчитывающих на нашу поддержку». При этом глава оборонного ведомства сделал акцент на том, что любые инициативы сотрудничества должны основываться на запросе самих региональных государств и в полной мере вписываться в действующие нормы международного права.
В качестве полной противоположности своим представлениями о международном участии «коалиция светофор» представляет действия России, активность которой в Мали, цитируя концептуальный документ ФРГ, «сопровождается нарушениями прав человека, некоторые из которых являются серьезными и потому оказывают дестабилизирующее воздействие». Кроме того, именно Москва, а точнее сближение с ней малийских властей, следуя логике рассуждений федерального правительства, является причиной завершения развертывания там Бундесвера.
В качестве практических шагов, судя из опубликованных данных, ФРГ намерена содействовать созданию т. н. «дуги стабильности» вокруг Мали и Буркина-Фасо, но не самостоятельно, а ориентируясь на взаимодействие в рамках ЕС, а также с такими партнерами как США и Великобритания. Основные усилия здесь должны быть сконцентрированы на поддержке собственных африканских предложения в сфере борьбы с терроризмом по линии Африканского союза, ЭКОВАС, а также Аккрской инициативы 2017, предусматривающей обмен информацией и координацию приграничных операций. В этом смысловом блоке документа вновь отдельно упоминается миссия в Мали, которую власти ФРГ рассчитывают завершить в следующем году. Для подкрепления планов продлить мандат еще на год в обновленной Сахельской концепции подчеркивается, что Бундесверу предстоит в оставшийся период внести вклад в поддержу политического процесса, включая проведение президентских выборов в феврале следующего года.
Ставку «коалиция светофор» хотела бы сделать на относительно стабильные государства Сахеля, такие как Нигер и Мавритания. Обращаясь к первому, федеральное правительство открыто декларирует решение «расширить свои обязательства». Подобная тактика призвана снизить риски дестабилизации всей Западной Африки, о которых говорилось выше. Критерием поддержки при этом становится «обещание перспективы позитивных изменений» со стороны региональных игроков. В тех случаях, где таковые не просматриваются, ФРГ считает более целесообразным опираться не на государственную, а на муниципальную власть, а также негосударственные структуры при «каналах коммуникации и рабочих связях со всеми правительствами Сахеля». Применять подобную практику пока Германия намеревается в Мали и в Чаде.
В целом 10-страничная концепция «Пересмотр и корректировка обязательств федерального правительства перед Сахелем», по сути, закрепляет планы, ранее озвучивавшиеся руководством готовивших ее ведомств. Фокусируясь на сложностях в климатической и демографической сфере, Берлин пытается оправдать намерение сделать проводником своей политики в регионе министерство экономического сотрудничества и развития. Указание на необходимость в области борьбы с терроризмом координировать шаги с партнерами по ЕС и НАТО, а также обязательно подкреплять легитимность действий согласием принимающих государств четко указывает на нежелание повторить негативный опыт Мали. Также нельзя не заметить упоминание целесообразности продолжения мандата малийского развертывания Бундесвера на год и поддержанного в апреле Бундестагом решения об участии немецких военных в европейской миссии в Нигере.