О целях массовых перестановок в руководстве ОАЭ

Как отмечают французские эксперты, после массовых перестановок в руководстве ОАЭ по инициативе президента Мухаммеда бен Заида (MБЗ) и назначения  им своего старшего сына Халеда бен Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна (входит в влиятельный исполнительный совет Абу-Даби и орган национальной безопасности ОАЭ) наследным принцем, еще один сын  MБЗ Хамдан бен Мухаммед бен Заид Аль Нахайян также  быстро набирает очки  в мире бизнеса, а также принимает все большее участие в стратегических делах своего отца. Хотя у него нет официальной роли во властной иерархии, этот сын президента ОАЭ незаметно набирает обороты в самом близком окружении своего отца, чтобы проникнуть в суть его самой деликатной дипломатической повестки дня. В том числе и в рамках преодоления разногласий между Парижем и Абу-Даби по теме  взаимозачетов, что  вызывает проблемы с поставкой 80 французских  самолетов Rafale в ОАЭ. Этот контракт должен символизировать не только хорошие отношения между президентом Франции Эммануэлем Макроном и президентом ОАЭ Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном, но и продемонстрировать США политику разновекторности ВТС ОАЭ.  По этой причине именно Хамдан бен Мухаммед взял на себя эту функцию, в том числе и в рамках личных переговоров с президентом Франции Э.Макроном.

Причина личной заинтересованности  MБЗ в контрактах с Францией прозаичны. Как указывают американские эксперты,  он был шокирован в прошлом году, когда Вашингтон попросил Абу-Даби, близкого партнера США, оплатить военную помощь, полученную после атаки иранского беспилотника. В январе прошлого года в результате атаки беспилотника, о которой заявили йеменские хоуситы, был атакован нефтяной объект в Абу-Даби, в результате чего погибли три человека: один гражданин Пакистана и двое индийцев. После этого нападения тогдашний наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид, который сейчас является президентом ОАЭ, провел экстренное совещание со своими военными командирами, чтобы выяснить, какие немедленные меры следует предпринять, чтобы защитить страну от нового нападения. Согласно отчету, эмиратские военные заявили, что лучший способ сделать это — постоянно держать в воздухе истребители F-16 и Mirage 2000 ВВС ОАЭ, для чего потребуются возможности дозаправки, которыми обладают США. При этом США несколько раз обязывали эмиратские истребители своего производства  заправляться только их топливом. Через несколько дней после второго нападения на Абу-Даби военный атташе посольства США прибыл на встречу с высокопоставленными военными чиновниками ОАЭ, в ходе которой они вручили своим эмиратским коллегам счет за дозаправку. Инцидент был глубоко оскорбительным для ОАЭ, и их официальные лица дали утечку в прессу, что это стало еще одним доказательством растущего чувства МБЗ о том, что США бросили ОАЭ в трудную минуту. Официальные лица США в Белом доме и Пентагоне позже сообщили, что запрос был ошибкой, и они сожалеют об этом. «Шейх Мохаммед был по понятным причинам расстроен. Я чувствовал себя плохо из-за того, что прошло так много времени, что он был расстроен, а у нас не было указаний на то, что это так. Мы, конечно, отнеслись к этому очень, очень серьезно и почувствовали, что отреагировали так, как, по нашему мнению, отвечали нашим друзьям, оказавшимся в беде. Шейх Мохаммед так не думал», — сказал тогда  советник Госдепартамента Дерек Чоллет. Эти события прошлого года произошли во время спада в отношениях между США и ОАЭ. В первый год правления администрации Дж.Байдена ОАЭ выражали беспокойство по поводу того, что они воспринимали как снижение приверженности Вашингтона безопасности партнеров США в регионе. Сделка по F-35 еще не завершена, и ОАЭ, как сообщается, разочарованы медленными темпами и условиями, связанными с продажей. В марте 2022 года посол Эмирата в США заявил, что отношения между двумя странами проходят «стресс-тест».

Возвращясь к растущей роли Хамдана, французские эксперты отмечают, что в прошлом месяце его компания Ethmar Holdings объявила о планах размещения акций на фондовой бирже Абу-Даби, предложив инвесторам от 13% до 15% своих акций в рамках операции стоимостью 200 млн долларов, которая может оценить компанию более чем в 1 млрд долларов. Хотя MБЗ попросил своего брата и руководителя финансовой разведки Тахнуна бен Заида Аль Нахайяна создать финансовый центр мирового класса в Абу-Даби, Хамдан бен Мухаммед также стремится развивать свой собственный бизнес-портфель. Он начинал с компании HMZ Holding, но именно благодаря выделению Ethmar Holdings, холдинговой компании, занимающейся технологиями, торговлей (подразделение называется Rabdan), недвижимостью и нефтью (EHC), он сейчас активно позиционирует себя в областях роста экономики Абу-Даби, начиная с оборонной промышленности. Стремясь к сближению в области безопасности между ОАЭ и Израилем, прежде всего в рамках  производства беспилотных летательных аппаратов, он основал  фирму SkyGо в сентябре 2021 года в форме организации совместного предприятия с Apex, дочерней компанией мощного фонда Tahnoon bin Zayed’s International Holding Co (IHC). В феврале SkyGo запустила совместное предприятие с израильским производителем беспилотных летательных аппаратов Airobotics с целью оснащения ОАЭ двадцатью с лишним беспилотниками наблюдения. Ранее, до нормализации отношений между ОАЭ и Израилем, интересы Airobotics  в Дубае представлял израильский бизнесмен Шломи Фогель. После консультаций с Tawazun, фондом ОАЭ, отвечающим за военные приобретения, Rabdan Industries, еще одна дочерняя оборонная компания Ethmar, запустила совместное предприятие 50 на 50  с австралийской Amaero. Новая компания планирует производить титан в ОАЭ, готовясь к местным субподрядам по будущим оборонным контрактам с клиентами Amaero, такими как Airbus, BAE Systems, Boeing, Northrop Grumman, Raython и Safran. Султан аль-Дахери, один из лондонских директоров холдинговых компаний Инвестиционного управления Абу-Даби (ADIA), является давним советником Хамдана бен Мухаммеда. Вместе с Мансуром аль-Мхейри они  являются вице-президентами Ethmar и тесно работают с генеральным директором компании Али аль-Гебели. Эти три человека составляют команду, работающую над развитием основного бизнеса Хамдана бен Мухаммеда, который  также владеет компанией Middle East Security Services (MESS), базирующейся в Бейруте, которая обеспечивала безопасность визита Папы Римского Бенедикта XVI в Ливан в 2012 году совместно с ливанскими вооруженными силами и сейчас охраняет несколько посольств. Он также является мажоритарным акционером Airolink, строительной компании из Дубая, которая участвовала в нескольких проектах на авиабазе Аль-Минхад для вооруженных сил Австралии, США и ОАЭ.

52.54MB | MySQL:105 | 0,751sec