О направлениях ВТС США с некоторыми странами Ближнего Востока в сфере авиационной техники и средств ПВО

Государственное и военное руководство США рассматривает военно-техническое сотрудничество (ВТС) с зарубежными странами в качестве одного из приоритетных направлений реализации своего военно-политического курса. На фоне обострения международной ситуации роста экстремизма и террористических угроз руководство США уделяет повышенное внимание вопросам предоставления военной помощи своим ближневосточным союзникам, находящимся в стадии модернизации национальных ВС.

Как известно, в рамках ВТС США со странами Ближнего Востока осуществляется экспорт с предприятий американской оборонной промышленности противотанковых средств, неуправляемых ракет, беспилотных самолетов-разведчиков, вертолетов, автоматизированных систем управления войсками, оборудования для поиска и обнаружения морских мин, средств связи и разведки. Особое место в отношениях сотрудничества стран ССАГПЗ с США занимает деятельность по созданию объединенной системы ПВО. Данная комплексная программа включает в себя формирование на территории арабских государств Персидского залива десяти секторов ПВО, создание единых систем раннего предупреждения о воздушном нападении противника и связи.

 Американо-иорданское ВТС

Командование Военно-воздушных сил (ВВС) Иордании объявило о подписании с США соглашения о закупке новых истребителей F-16. На первом этапе предусмотрена поставка 12 новых самолетов F-16C Блок.70 для замены состоящей на вооружении устаревшей техники. Как сообщает информационное агентство Petra, церемония подписания состоялась в Аммане. Документ подписали командующий ВВС Иордании бригадный генерал Мухаммед Фахти Хиасат (Muhammad Fathi Hiasat) и заместитель посла США в Иордании Рохит Непал (Rohit Nepal). По заявлению командования ВВС Иордании, соглашение позволит повысить обороноспособность королевства, возможности по взаимодействию с ВС США и направлено на укрепление сотрудничества между двумя странами, поддержку совместных усилий по борьбе с терроризмом и обеспечению стабильности в регионе. В феврале 2022 года Государственный департамент США одобрил потенциальную поставку Иордании в рамках программы «Иностранные военные продажи» 12 истребителей F-16C Блок.70, 4 самолетов F-16D Блок.70, 6 подвесных контейнерных систем целеуказания AN/AAQ-33 «Снайпер ATP», 72 пусковых установок LAU-129, 21 пушки M61A1 Vulcan, другого сопутствующего оборудования, вооружения, боеприпасов и услуг на сумму до 4,21 млрд долл. В июне 2022 года корпорация Lockheed Martin сообщила, что Иордания подписала письмо с предложением и принятием предложения о закупке восьми новых многоцелевых истребителей F-16C/D Блок.70. Вероятно, за это время Иордания сумела найти варианты увеличения количества закупаемых самолетов. Производство F-16C/D Блок.70 для ВВС Иордании будет осуществляться на предприятии в Гринвилле (шт.Южная Каролина). Как известно, F-16 являются основой боевой авиации Иордании. Первые самолеты этого типа были получены из состава ВВС США в 1997 году. В общей сложности с 1997 по 2017 гг. из состава ВВС США, Бельгии и Нидерландов были приобретены 79 истребителей. При этом, с 2013 года 13 самолетов F-16A/B были проданы Пакистану. По имеющейся информации, на вооружении остается около 44 машин F-16A. Иордания стала шестой страной мира, которая приобретает истребители F-16C/D Блок.70. В целом Бахрейн, Марокко и Иордания заказали 136 самолетов данной версии. Планируется, что летные испытания первого F-16C Блок.70 ВВС Бахрейна начнутся 2023 году. Предполагается, что первая партия из четырех самолетов будет поставлена в первой половине 2024 года.

Американо-кувейтское ВТС

Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности США (DSCA) объявило, что Государственный департамент США собирается одобрить поставку в Кувейт зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) National Advanced Surface-to-Air Missile System (NASAMS). Общая стоимость предполагаемого контракта оценивается примерно в 3 млрд долл. США. В состав контрактного пакета войдет 7 трехкоординатных радиолокационных станций Sentinel AN/MPQ-64F1, а также зенитные управляемые ракеты AMRAAM (63 единицы), AMRAAM-Extended Range (63 единицы), AIM-9X Sidewinder Block II (63 единицы). Такая конфигурация закупок позволит сформировать 7 стандартных огневых взводов (тактических батарей) в составе 3 транспортно-пусковых установок c ЗУР среднего радиуса действия (AMRAAM) и одной РЛС управления огнем. Состав одобренного пакета также позволяет предположить, что в каждый огневой взвод войдет еще одна транспортно-пусковая установка с 9 ЗУР ближнего радиуса действия (AIM-9X). Скорее всего, приобретение ЗРК NASAMS предназначено для замены 6 батарей устаревших зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) ближнего радиуса действия Skyguard/Aspide, приобретенных в Италии в 1990-е гг.

Госдеп США также одобрил потенциальную поставку Кувейту в рамках программы «Иностранные военные продажи» дополнительных пиротехнических устройств CAD/PAD, а также сопутствующего оборудования. Полная стоимость продажи может составить 59,1 млн долл. Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности МО США (DSCA) уведомило Конгресс о планируемой продаже 29 марта. Правительство Кувейта обратилось к США с запросом о возможности продажи дополнительных пиротехнических устройств CAD/PAD для катапультируемых кресел и сопутствующей поддержки, которые будут добавлены к ранее согласованному комплекту поставки. Базовое соглашение стоимостью 48,2 млн долл. включало элементы CAD/PAD и сопутствующую поддержку на период 2025-2026 гг. Уведомление касается элементов CAD/PAD для самолетов F/A-18 и KC-130/J ВВС Кувейта. Запрос также включает инженерную, техническую и программную поддержку, другие связанные элементы материального обеспечения и поддержки программы.

Американо-катарское ВТС

Компания Boeing завершила производство 36 многофункциональных истребителей F-15QA (Qatar Advanced) для ВВС  Катара. Как сообщает Scramble.nl, 23 мая самолет F-15QA «Эдвансд Игл» (также известен как F-15QA Ababil) с серийным номером FMS 17-0037 совершил свой первый контрольный полет (FCF) в международном аэропорту Сент-Луис Ламберт (шт.Миссури). Данный самолет является первым из двух последних самолетов из первоначального заказа. Ожидается, что вскоре начнутся испытания и FMS 17-0038. Контракт содержит опционы на поставку еще 36 самолетов, в случае реализации которых, производство будет продолжаться до 2026 года. По информации Scramble.nl, на данный момент речь идет об опционе только на 12 ед. F-15QA, хотя пока неизвестно, когда эти дополнительные самолеты будут произведены с учетом увеличения заказа на F-15EX от ВВС США и Израиля. До 2024 года Boeing создаст учебный центр для подготовки летного и технического персонала 51-й эскадрильи Ababil («Стая птиц») в составе 5-го авиакрыла ВВС Катара на авиабазе «Аль-Удейд», а также будет поставлять запасные части и предоставлять услуги материально-технической поддержки в Катаре после поставки самолетов. Продемонстрированный компанией Boeing 25 августа 2021 года совместно с командованием ВВС США и Катара на предприятии в Сент-Луисе первый истребитель F-15QA (QA500) был оснащен целым рядом вооружений, включая ракету AIM-9X «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух», УР AIM-120 AMRAAM класса «воздух-воздух», ПКР AGM-84A «Гарпун», высокоточную авиабомбу GBU-31 Joint Direct Attack Munition (JDAM). Самолет также был оборудован контейнерной системой целеуказания AN/AAQ-28(V) «Лайтнинг» и подвесным контейнером целеуказания AN/AAQ-33 «Снайпер», интегрированной инфракрасной системой обнаружения и сопровождения AN/AAS-42 Tiger Eyes (IRST).

Таким образом, налицо процесс постепенной модернизации авиационного парка ВВС стран Ближнего Востока за счет импорта американских летательных аппаратов различных классов. Ближневосточные заказчики проявляют заинтересованность в дальнейшем расширении военного и военно-технического сотрудничества с США. Это обусловлено в первую очередь тем, что практические шаги в данном направлении позволят повысить боеготовность и боеспособность авиационных частей и подразделений, а также предоставят возможность закупать продукцию военного назначения на более выгодных условиях.

Со своей стороны отметим, что несмотря на необходимость как капитального, так и текущего ремонта, ближневосточные предприятия военной промышленности не предпринимают принципиальных шагов по наращиванию собственных мощностей по производству пилотируемых летательных аппаратов. Одной из основных причин этого является выделение США на регулярной основе военно-экономической помощи странам Ближнего Востока на собственных условиях, что тормозит развитие мощностей ближневосточных предприятий оборонной промышленности.

55.94MB | MySQL:116 | 1,065sec