О трудностях в процессе переговоров по либерализации визового режима между Турцией и ЕС

В течение прошлого года, и особенно в последние месяцы этого года, социальные сети в Турции были наводнены сообщениями об отклоненных заявлениях на шенгенскую визу. Эти отказы затронули не только обычных турецких граждан, но и многочисленных артистов, журналистов и деловых людей. Турки, которые ранее довольно легко получали визу для выступлений, участия в конференциях или торговых ярмарках и встречах, теперь сталкиваются с отклоненными заявками без указания уважительной причины. Столкнувшись с растущей критикой по этому поводу, официальные лица ЕС делают все возможное, чтобы отрицать существование политических причин, стоящих за этими отказами, хотя многие турецкие эксперты полагают, что такая негласная политика Брюсселя связана прежде всего с давлением в связи с «шведским досье» по вопросу вступления Швеции в НАТО. Такое давление идет по всем фронтам, в том числе и в рамках инициированного сейчас Швецией уголовного разбирательства в отношении сына президента Турции Р.Т.Эрдогана.  Хотя глава представительства ЕС в Турции Мейер-Ландрут  пользуются любой возможностью, чтобы попытаться убедить турецкую общественность в том, что эти отказы в выдаче основаны не на политических соображениях, а на существе каждой заявки, но часто противоречивые по своей природе, эти заявления не в состоянии должным образом объяснить, что происходит.  Например, уровень отказов в выдаче виз немного снизился, с 16,9% в 2021 году до 15,7% в 2022 году, хотя 2021 год все еще был годом пандемии коронавируса с карантинами в нескольких государствах-членах ЕС. Это небольшое снижение часто выдвигается в качестве аргумента, утверждающего, что текущий уровень отказов не является ненормальным. Однако, взгляд на статистику Европейской комиссии по выданным визам показывает неоспоримый рост числа отказов с 2015 года. Этот показатель составлял 3,9% в 2015 году, 6,5% в 2017 году и 9,7% в 2019 году. В качестве возможной причины увеличения числа отказов упоминается рост числа ходатайств о предоставлении убежища со стороны граждан Турции. Несмотря на значительный рост числа таких ходатайств, этот аргумент не выдерживает критики по нескольким причинам.

Во-первых, хотя на первый взгляд это может показаться странным, ЕС совсем не просто  корректировать свою визовую политику в зависимости от количества ходатайств о предоставлении убежища гражданами третьей страны. Не то чтобы у нее не хватало инструментов для этого. Напротив, Визовое регулирование ЕС содержит Механизм приостановления выдачи виз, контролирующий выполнение требований об освобождении от виз странами Западных Балкан (Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, Северная Македония и Сербия) и странами Восточного партнерства (Грузия, Молдова и Украина). В 2022 году число ходатайств о предоставлении убежища из Албании, население которой составляет 2,8 млн человек, составило 13 043. Количество ходатайств о предоставлении убежища из Грузии, население которой составляет 3,7 млн человек, составило 28 797. Для сравнения, ходатайств о предоставлении убежища от граждан Турции, население которой составляет 85 млн,  было 55 437. В дополнение к вышеупомянутым странам, граждане которые получили безвизовый доступ в ЕС после завершения диалога по либерализации визового режима, есть более 50 других стран, граждане которых также освобождены от визового режима. Среди этих безвизовых стран Венесуэла, Колумбия и Перу, на долю которых приходится значительная часть ходатайств о предоставлении убежища: 50 833, 43 279 и 12 828 соответственно. В 2022 году венесуэльцы и колумбийцы даже подали примерно в три раза больше ходатайств о предоставлении убежища, чем в 2021 году.

Во-вторых и самое главное, рост числа ходатайств о предоставлении убежища турецкими гражданами совершенно  не объясняет отказа в выдаче виз известным артистам, журналистам и богатым бизнесменам, которым ранее были предоставлены визы. В этом контексте заявление о росте числа поддельных документов также упоминается в качестве причины отказа в выдаче визы. И снова, этого объяснения недостаточно, поскольку оно не объясняет многочисленных отклоненных заявителей, которые должным образом представили все необходимые документы, и в большинстве случаев не в первый раз.

Шенгенское визовое досье и тема либерализации визового режима являются одним из главных раздражителей в отношениях Турции и ЕС. Это проблема, которая напрямую затрагивает граждан Турции (семья, учеба, туризм, деловые поездки) и их восприятие ЕС. В декабре 2013 года, которому предшествовали годы ожесточенных политических и юридических дебатов об упрощении визового режима, либерализации и о том, как соблюдались права турецких граждан в соответствии с предыдущими соглашениями между ЕС и Турцией, был начат диалог по либерализации визового режима (параллельно с подписанием Соглашения о реадмиссии между ЕС и Турцией). Диалог на основе  дорожной карты  подразумевает, что Турция должна отвечать: так называемым «72 ориентирам». Государства-члены ЕС хотели, чтобы Европейская комиссия предприняла шаги по либерализации визового режима «в постепенной и долгосрочной перспективе» и добавили печально известное «внедрение в отношении всех государств-членов» в качестве условия в выводах совета, касающихся  запуска этого механизма. Попытка запустить этот файл была предпринята во время так называемого миграционного кризиса 2015-2016 годов. Из-за стратегической некомпетентности и легковерия Анкары, а также неискренности государств-членов ЕС, «Сделка между ЕС и Турцией» породила ложные надежды на ускоренный процесс либерализации визового режима. Анкара пошла вперед и выполнила некоторые из взятых на себя обязательств, но фактически никакого реального процесса не произошло.   С самого начала было очевидно, что Анкара мало что выиграет, если вообще что-либо выиграет, от этой сделки, не говоря уже о либерализации визового режима. Кроме того, «Сделка между ЕС и Турцией» привела к дублированию с соглашением о реадмиссии между ЕС и Турцией, что еще больше усложнило ситуацию. Когда Турция приостановила действие соглашения о реадмиссии в 2019 году, его влияние было минимальным, поскольку части соглашения уже были охвачены «Сделкой  между ЕС и Турцией». Выполнение пяти невыполненных контрольных показателей в 2016 году не привело бы автоматически к либерализации визового режима. Политические реалии того времени и связь между политическими событиями в отдельных государствах-членах и их позициями в Совете ЕС предотвратили бы это тогда и будут препятствовать этому сейчас. В 2017 году состоялись выборы в более чем полудюжине государств-членов, включая Францию, Германию и Нидерланды. Полагать, что визовая либерализация будет предоставлена Турции, в лучшем случае наивно, учитывая, что отдельные государства-члены ЕС продолжают нарушать предыдущие соглашения, активно препятствуя экономическим свободам, на которые имеют право турецкие граждане. Помимо того факта, что государства-члены никогда бы не пришли к согласию по этому вопросу, также нельзя было ожидать согласия Европейского парламента; в то время не было даже передачи на обсуждение на уровне комитетов. Освобождение от виз — обычная законодательная процедура. Европейский парламент и члены ЕС выступают в качестве соправителей по этому делу. Определенные политические группы были откровенны в своей позиции, заявив, что «даже если контрольные показатели будут выполнены», это не приведет автоматически к либерализации. Мнение Европейского парламента относительно этого файла с тех пор не сильно изменилось. Из пяти невыполненных контрольных показателей поправки к антитеррористическому законодательству Турции являются наиболее обсуждаемыми. Во время первого диалога по либерализации визового режима Анкара заявила, что не считает, что этот ориентир напрямую связан с визовым диалогом, но это не так. Целью этих изменений является «обеспечение права на свободу и безопасность, права на справедливое судебное разбирательство и свободу выражения мнений, собраний и ассоциаций на практике»». Анкара указала, что, будучи страной-кандидатом, она в достаточной степени выполнила эти критерии и что впоследствии это должно быть рассмотрено в главах 23 и 24 переговоров, которые в настоящее время заблокированы Республикой Кипр. Учитывая внутренние события и многочисленные террористические атаки в Турции, которые начались в 2013 году и достигли пика в 2015-2016 годах, внесение изменений в это законодательство также было бы очень сложной политической задачей; особенно потому, что Анкара начала понимать, что, даже если в это законодательство будут внесены поправки, либерализация визового режима не обязательно последует автоматически. Как указывают сами европейские эксперты, таким образом, к такой либерализации ЕС не был готов в принципе, а Анкара не смогла покончить с этим вопросом в силу в том числе и внутренних причин. Они указывают, что легко обвинять Анкару в том, что она не внесла поправки в это законодательство в рамках соглашения о либерализации визового режима, но если учесть, что переговоры об отмене виз проводятся «в каждом конкретном случае», то есть без фиксированного шаблона и единого набора критериев, и если посмотреть на другие примеры, трудно не понять разочарования Анкары. Например, переговоры по соглашению об отмене виз с ОАЭ были завершены за 15 дней без каких-либо условий. В конце апреля 2022 года Европейская комиссия предложила Катару и Кувейту либерализовать визовый режим, а два месяца спустя Совет ЕС утвердил свой мандат на переговоры. Однако наиболее ярким примером в этом контексте является случай Косово. Диалог по либерализации визового режима был начат в январе 2012 года, а «дорожная карта» была представлена в июне 2012 года. В мае 2016 года Европейская комиссия предложила либерализацию визового режима для Косово (с двумя невыполненными контрольными показателями). В июле 2018 года Европейская комиссия подтвердила, что Косово выполнило оставшиеся два контрольных показателя, и призвала Европейский парламент и Совет ЕС предоставить Косово либерализацию визового режима. В то время как Европейский парламент хотел предоставить Косово либерализацию визового режима с 2016 года и, несмотря на выполнение всех контрольных показателей с 2018 года, отдельные государства-члены, такие как Франция и Нидерланды, продолжали выступать против либерализации визового режима для Косово. В апреле 2023 года визовая либерализация Косово была окончательно подписана, и она вступит в силу в январе 2024 года. Что же касается Турции, то  это произойдет не скоро. В тот момент, когда Анкара признает это, а Брюссель начнет честно говорить об этом, этот фарс прекратится, и стороны смогут двигаться дальше, например, работая над обширным соглашением об упрощении визового режима, которое также включает права, предоставленные турецким гражданам в соответствии с предыдущими соглашениями, такими как Дополнительный протокол и последующие решения Совета ассоциации и постановления Суда ЕС. Изменение существующих рамок, в которых обсуждается этот вопрос, стало бы первым шагом к более реалистичному и прагматичному подходу к этому делу.

52.98MB | MySQL:103 | 0,641sec