О кризисе государственных финансов и экономики Туниса

Как указывают европейские эксперты, Тунис сталкивается в настоящее время с полномасштабным кризисом государственных финансов, который может дестабилизировать страну с последствиями для всего региона Центрального Средиземноморья. Европейские страны предложили около 1 млрд евро (1,1 млрд долларов) в качестве помощи, чтобы попытаться заставить Тунис согласиться на программу Международного валютного фонда (МВФ), но предложение должно было быть окончательно оформлено до заседания Европейского совета на следующей неделе и остается незавершенным. Экономика страны  неоднократно подвергалась ударам с тех пор, как была выбита из колеи «революцией» 2011 года. Резонансные нападения боевиков в 2015 году нанесли ущерб важному сектору туризма, а пандемия COVID-19 в 2020 году привела к сокращению экономики на 8,8%. Засуха этом году дополнительно нанесла ущерб сельскому хозяйству, усугубив дефицит торгового баланса. За последнее десятилетие хрупкие правящие коалиции продолжали уклоняться от принятия жестких решений в рамках реформирования экономики. Аналитики говорят, что правительствам не удалось противостоять местным влиятельным деловым кругам, которые препятствовали конкуренции, а борьба с безработицей свелась к схеме чрезмерного найма в государственные компании, которые стали убыточными. По данным МВФ, в 2021 году расходы государства на заработную плату составляли около 18% валового внутреннего продукта, что является одним из самых высоких показателей в мире, в то время как субсидии составляли 8% ВВП, а долги убыточных государственных компаний составляли 40% ВВП. Дефицит бюджета Туниса в прошлом году составил 10%  ВВП, а его долг достиг 77% ВВП. Потребности во внешних займах на этот год прогнозировались на уровне более 5 млрд долларов. Уже есть признаки напряженности: субсидируемые основные товары и лекарства периодически исчезают из магазинов, что свидетельствует о проблемах с финансированием импорта. В прошлом году некоторым государственным служащим задерживали зарплаты. Как долго Тунис сможет продержаться в этой ситуации, можно только предполагать. Большая часть государственного долга находится в банках Туниса, но у них может быть мало возможностей одолжить правительству больше динаров. Печатание денег для погашения долгов местным банкам или выполнения других обязательств подорвало бы курс тунисской валюты, усугубив все остальные проблемы. Международные рынки опасаются дефолта Туниса по суверенным кредитам. Рейтинговое агентство Fitch отнесло его долг к категории «мусорных», крупные выплаты по которым должны состояться позднее в этом году. Между тем, валютные резервы сократились на четверть, чтобы покрыть импорт на 91 день по сравнению со 123 днями год назад. Единственными светлыми пятнами являются восстановление туристической индустрии, приток большего количества твердой валюты и более низкие мировые цены на энергоносители, чем в прошлом году, что сокращает ожидаемые расходы на топливо. Правительство Туниса заключило предварительное кредитное соглашение с МВФ на сумму 1,9 млрд долларов в октябре прошлого года, но переговоры по его завершению зашли в тупик несколько месяцев назад. Соглашение было основано на обязательствах поставить финансы Туниса на более устойчивую основу и заверить доноров в том, что их кредиты могут быть погашены, наряду с реформами, направленными на рост экономики. Правительство предложило расширить налоговую базу, заменить дорогостоящие субсидии на топливо и продукты целевой помощью бедным людям и реструктуризировать убыточные государственные компании. Президент Кайс Саид, который получил почти бесконтрольную власть после роспуска парламента два года назад, выступил против предложений своего правительства, назвав их диктатом МВФ. Отмена субсидий была бы невероятно непопулярна, и Саид сказал, что он опасается повторения смертоносных беспорядков 1980-х годов из-за роста цен на хлеб. Мощный профсоюз UGTT, который утверждает, что насчитывает миллион членов и может остановить экономику с помощью забастовок, категорически отвергает сокращение субсидий или приватизацию государственных компаний. При этом ни одна сделка с МВФ невозможна без одобрения президента: доноры хотят, чтобы он публично одобрил ее и не  отказывался в дальнейшем от согласованных реформ. Правительственные чиновники заявили, что Тунис пытается договориться о пересмотренной сделке без сокращения субсидий, но это может занять много времени, и ему может быть трудно убедить доноров в том, что их суммы суммируются. До сих пор доноры из стран Запада и Персидского залива заявляли, что значительная двусторонняя помощь зависит от завершения Тунисом сделки с МВФ. Однако европейские государства, особенно Италия, опасаются волны миграции и других последствий, таких как новые угрозы боевиков, в случае краха экономики Туниса. В этой связи ЕС уже предложил около 1 млрд евро (1,1 млрд долларов) в качестве поддержки, но, похоже, эта сумма в основном привязана к сделке с МВФ или другим, неуказанным экономическим реформам. У соседних экспортеров нефти, Алжира и Ливии, могут быть возможности и мотивация вмешаться, но далеко не ясно, сколько может предложить каждый из них. Это ставит Тунис в зависимость от гораздо меньших пожертвований гуманитарной помощи для покрытия конкретных импортных расходов, проектов развития или других неотложных проблем в суммах, значительно меньших общих бюджетных потребностей.

55.93MB | MySQL:116 | 0,844sec