Власти АНДР и Китай запускают разработку огромного железнорудного рудника Гар-Джебилет (Гара-Джебиль). Этот проект должен позволить реализовать план алжирского президента Абдельмаджида Теббуна по диверсификации доходов страны. К освоению участка добычи общей площадью 115 000 гектаров подключились три крупные китайские компании.
В частности, одна из них, CMH, будет не только добывать там железную руду, но и построит завод по производству стальных листов в Бешаре.
Всего здесь планируется построить два завода по переработке железной руды, и реализация этих проектов вскоре начнется. Второй перерабатывающий и производственный комплекс планируется запустить с турецким партнером Tosyali. С ним Алжир готовит подписание соответствующего соглашения в октябре 2023 г.
Еще один крупный подобный проект будет реализован в Оране. Каждый из этих трех заводов будет производить от полумиллиона до миллиона тонн продукции из стали и чугуна в год.
А после выхода их на полную мощность в 2026 г. ежегодно суммарно они будут потреблять 20 млн тонн сырья и выпускать 10 млн тонн продукции.
Сейчас завершается их подключение к воде, газу и электричеству.
Напомним, что работы на объекте Гар-Джебиль начались в июле 2022 года. Одна из причин, почему китайская сторона согласилась работать по схеме 51/49, согласившись на то, чтобы в данном проекте контрольный пакет акций был у Алжира, стали выгодные условия добычи сырья.
Так, генеральный директор алжирской Национальной металлургической компании (Feraal) Ахмед Бенаббес отмечал, что глубина залегания железной руды Гар-Джебиль не превышает 12 метров и «эксплуатационные расходы являются самыми низкими в мире».
Как утверждает алжирский президент А. Теббун, реализация данного мега-проекта «поднимет национальную экономику».
Это не только позволит диверсифицировать доходы его страны, до последнего времени почти тотально зависящие от экспорта нефти и газа, но и даст возможность нескольким вилайям юго-запада снизить остроту безработицы и увеличить налоговые поступления, а также создать необходимую дополнительную инфраструктуру.
Речь, по данным алжирского правительства, идет о «секторах транспорта, общественных работ, энергетике, водных ресурсов, финансов, окружающей среде и городском планировании».
Соответствующие новости стали поступать после заседания алжирского правительства 21 июня. На нем его члены отчитались о проделанной работе по вводу в эксплуатацию данного месторождения. Согласно их докладам, в ближайшее время работа на нем будет выведена на полноценный промышленный уровень.
Работы ведет алжирская компания Feraal, имеющая контрольный пакет акций в данном проекте с китайскими коллегами.
Также в своих докладах профильные министры правительства АНДР указали на необходимость усилить соответствующую работу, представив для рассмотрения Совету по государственным инвестициям результаты технико-экономических исследований, «и определить потребности проекта с точки зрения удобств, таких как электричество, вода и газ».
В связи с этим на заседании правительства АНДР было заявлено: «Рудник Гар-Джебиль представляет собой стратегический экономический объект для страны с точки зрения снабжения национальной экономики сырьем. С помощью этого проекта наша страна стремится развивать свой национальный горнодобывающий сектор с целью ускорения процесса удовлетворения потребностей в сырье, необходимом для производства стали. А это, в свою очередь, увеличит доходы от добычи полезных ископаемых и поспособствует развитию отечественной металлургии».
Также в связи с этим алжирские власти анонсировали запуск дополнительных железных дорог для обслуживания нужд данного месторождения.
Это ответвление от нового месторождения Бушегуф, участки Аннаба-Бушегуф (54 км), Блед-Эль-Хадба (23 км) в дополнение к линии Уэд — Кебрит-Джебель-ОНК протяженностью 177 км, которую планируется сдать до конца текущего года, а также объездная дорога Тебесса-Тенукла (43 км). Цель – прежде всего транспортировка сырья из провинций Тиндуф в город Бешар.
Важно заметить, что как уже отчиталось Министерство энергетики и горнорудной промышленности АНДР, к началу июля текущего года были «завершены проектные работы по строительству первого участка железнодорожной линии от шахты Гар-Джебиль протяженностью более 200 км от Бешара». Полностью создание железнодорожной инфраструктуры будет завершено в июле 2026 года.
А пока на начальном этапе транспортировка сырья из Гар-Джебиле-Запад на завод в Бешаре будет осуществляться грузовиками.
Кроме того, уже ведется строительство порта Аннабы для вывоза добытого в Алжире сырья. Для его завершения потребуется инвестировать значительные объемы капиталов.
Как ожидается, ввод в эксплуатацию «минерального порта Аннабы» не только позволит трудоустроить тысячи безработных, но и придаст дополнительный импульс промышленной деятельности в Алжире.
Следует отметить, что данный проект получила китайская сторона, представленная компаниями CWE, MCC и Heyday Solar.
По данным Министерства энергетики и горнорудной промышленности АНДР, железный рудник Гар-Джебиль позволит добывать до 3 млн тонн железной руды в год на первом этапе (2022-2025 гг.), а с 2026 г. – от 40 млн тонн в год и до 50 млн тонн к 2040 году.
Общие же запасы данного месторождения составляют до 3.5 млрд тонн руды с содержанием железа в породе почти 57%, что по мировым меркам считается хорошей долей.
А пока власти АНДР рассчитывают, что в результате Алжир не только полностью обеспечит сырьем всю свою сталелитейную промышленность, но и станет, как ожидается, серьезным мировым экспортером продукции из стали и чугуна, что принесет ему серьезные доходы. Так, в 2022 году Алжир импортировал продукции сталелитейной промышленности на сумму 1,2 млрд долларов, а к 2025 году в результате полноценного запуска месторождения Гар-Джебиль он получит сырья более чем на 2 млрд долларов.
При реализации данного проекта алжирской стороне придется организовывать взаимодействие целого ряда министерств и ведомств. И здесь тесно взаимодействуют министры энергетики и горнорудной промышленности АНДР Мохаммед Аркаб, общественных работ и базовой инфраструктуры Лахдар Рахрух и водных ресурсов Тахи Дербал.
С ними тесно сотрудничают генеральные директора Национальной исследовательской и горнодобывающей компании (Sonarem) и Национальной компании железнодорожного транспорта (Sntf), а также руководители Национального агентства по исследованиям и мониторингу реализации инвестиций в железнодорожный транспорт (Anesrif) и компаний, участвующих в реализации проекта.
Вопрос – смогут ли алжирские власти наладить взаимодействие между собой и китайской стороной таким образом, чтобы по местной бюрократической традиции не вставлять палки в колеса иностранным инвесторам.