«Неравноправие» заключенного при уже бывшем президенте АНДР Абдельазизе Бутефлике договора об ассоциации Алжир – Евросоюз вынуждает алжирские власти добиваться его пересмотра. И это препятствует дальнейшему развитию взаимоотношений этой страны с Брюсселем и в том числе затрудняет получение столь ожидаемых ее руководством инвестиций.
Представители Европейского союза пока не могут прийти к согласованной позиции относительно требований к нему алжирского руководства по пересмотру соглашения об ассоциации. Однако выполнять его требования, во всяком случае пока, оно не намерено.
Напомним, что подобные призывы со стороны властей АНДР к ЕС раздаются уже не первый год. Однако сделанное 22 июня текущего года соответствующее замечание министром торговли и содействия экспорту АНДР Тойибом Зитуни на алжирской международной ярмарке (FIA) в кулуарах инвестиционного и экспортного форума показательно.
По его словам, «алжирская сторона уже занимается пересмотром и оценкой» Соглашения об ассоциации с Европейским союзом».
Дело в том, что ранее на подобные требования Евросоюз отвечал намеками, что такое поведение не будет способствовать дальнейшему развитию экономических (а значит, и политических) связей.
То есть это угрожает планам алжирского руководства и в том числе самого президента АНДР Абдельмаджида Теббуна на получение в текущем году как минимум 40 млрд долларов инвестиций.
Эти средства оно планировало пустить на качественную модернизацию своего энергетического сектора, чтобы в обозримом будущем удвоить нефтегазовый экспорт и добиться полноценного запуска на своей территории солнечных и ветряных электростанций.
Заметим, что в Алжире нарастает недовольство относительно заключенного еще при прежнем президенте АНДР А. Бутефлике соглашения 2005 г. с Брюсселем как ущербного для алжирской стороны.
Дело в том, что согласно тексту данного документа, участники данных договоренностей обязуются не облагать пошлиной товары друг друга. Однако экспорт Алжира в Европу во много раз меньше, чем сумма реализуемых на его территории европейских товаров. Соответственно, выигрывает от него прежде всего Европейский союз.
Кроме того, согласно утверждениям алжирских лидеров, «некоторые товары из АНДР, в частности сталь, не пользуются теми же льготами на европейском рынке, которые Алжир предоставил Брюсселю в рамках этого соглашения».
Между тем, как сетуют алжирские источники, до сих пор европейский партнер не слышит эту настойчивую просьбу АНДР об установлении «торговой справедливости и ликвидации ущербного для Алжира дисбаланса».
Напомним, что на данную проблему в 2021 году обращал внимание сам алжирский президент А.Теббун, призвавший пересмотреть положения этого соглашения «пункт за пунктом» в соответствии с «взаимовыгодным» подходом.
И раз Брюссель не слышит этих настойчивых алжирских пожеланий, то представители правительства АНДР не исключают, что ответят на подобную «несправедливость» дальнейшим ограничением импорта иностранных товаров на свою территорию. Что ударит прежде всего по интересам европейских компаний.
Однако как отмечали в связи с этим СМИ европейских стран, Алжир сам в нарушение соглашений об ассоциации с ЕС еще при президенте А. Бутефлике начал вводить противоречащие данному документу ограничения на ввоз европейских товаров, включая продукты питания, автомобили и запчасти для них.
И это отчасти так. Тем самым власти АНДР рассчитывали сократить отток капиталов из своей страны. И, в свою очередь, как жаловались представители европейского бизнеса, они также не слышали от Алжира готовности следовать заключенным в 2005 году договоренностям.
Между тем, согласно алжирским источникам, руководство АНДР предлагает в связи с этим компромисс: оно не рвет соглашение об ассоциации, а Брюссель вкладывает в Алжир не менее 40 млрд долларов инвестиций. Якобы их направление было согласовано еще в 2002 году при подготовке текста данного соглашения.
Речь идет не только о вложениях в углеводородный сектор, но и во все остальные отрасли алжирской экономики. Так, министр торговли и содействия экспорту Алжира Тойиб Зитуни заявил 22 июня 2023 г., что с 2024 года в рамках усилий властей АНДР по рационализации импорта в страну импортерам предлагается инвестировать в местные производственные проекты.
Это, в частности, касается и продуктов, которые Алжир желает производить сам. То есть европейским торговым партнерам для сохранения своих связей с этой страной придется дополнительно заплатить, и заплатить очень крупно.
И, разумеется, в Брюсселе отнюдь не в восторге от такого навязывания условий торговли. Тем более, что по данным Зитуни, алжирские власти со следующего 2024 года будут и далее «рационализировать импорт и вести борьбу с завышением/занижением счетов в области внешней торговли».
В переводе на русский язык это означает попытку искусственного выравнивания показателей алжирского экспорта и импорта за счет дальнейшего применения ограничений в отношении доступа европейским товарам на алжирский рынок.
В свою очередь, ЕС настаивает на предварительном устранении всех противоречащих этому документу экспортных ограничений со стороны Алжира. И, кроме того, как подчеркивают чиновники Евросоюза, относительно направления инвестиций властям АНДР следует вести переговоры с руководством конкретных профильных компаний.
Однако за редким исключением его представители не торопятся вкладывать в Алжир большие средства. На то существуют две веские причины.
Во-первых, это малопривлекательные условия работы, поскольку в сырьевом секторе алжирская сторона так и не устранила ограничительный закон «51/49», согласно которому иностранные компании могут вести деятельность в АНДР фактически под контролем местных коллег и иметь в таких проектах не более 49 процентов акций.
Во-вторых, «газовая лихорадка» в мире вообще и Европе в частности заметно спала. Наглядным тому свидетельством служит откат газовых цен почти до докризисных показателей. Соответственно, вкладываться в подешевевшее голубое топливо на маловыгодных алжирских условиях становится еще более непривлекательным делом.