В конце минувшей недели состоялось последнее перед летними парламентскими каникулами открытое слушание специального следственного комитета Бундестага по Афганистану, изучающего события во временном интервале с 29 февраля 2020 г. по 30 сентября 2021 г. В качестве свидетеля на этот раз на заседание была приглашена консультант федерального министерства сотрудничества и развития, работавшая в ведомстве на афганском направлении в период с октября 2020 г. по апрель 2022 г. В пресс-релизе по итогам встречи утверждается, что она имела отношение к подготовке министерством различных сценарных прогнозов развития событий, а также лично посещала встречи с представителями других правительственных структур и НКО.
В своем выступлении опрошенная не уточнила, в какой именно момент велась подготовка указанных сценариев. Вместе с тем, по ее словам, среди них был рассмотрен вариант, что «талибы могут каким-то образом вмешаться в правительство», как говорится в пресс-релизе. После того, как данная опция появилась в обсуждении, было решено не рекомендовать для Афганистана запуск новых долгосрочных инициатив сотрудничества в целях развития. В том, что касалось уже запущенных проектов, то на указанном этапе продолжались лишь наиболее «надежные» и имеющие потенциал быстрого сворачивания. Опрошенная отметила, что в министерстве не исключалось, что движение «Талибан» (запрещено в РФ) после захвата Афганистана могло «попытаться обложить налогом проекты сотрудничества в целях развития». При этом, с одной стороны, любые подобные выплаты воспринимались в ФРГ как «четкая красная линия». С другой стороны, свидетельнице не было известно о таких попытках в реальности, что, в свою очередь, позволяет предположить, что к этим мерам талибы в итоге не прибегли.
Наибольшее внимание на заседании вновь сосредотачивалось на афганских сотрудниках, работавших с немецкими представителями. По словам бывшего консультанта по Афганистану, в Германии отдавали себе отчет в необходимости соблюдения баланса между опасностью для такого персонала и важностью проектов в целях развития, которые не могут в полной мере быть реализованы без привлечения людей на местах. Вместе с тем, по ее словам, в Берлине были осведомлены, что такие лица способны подвергаться преследованию со стороны талибов. Свидетель подчеркнула, что Министерство экономического сотрудничества и развития самостоятельно поднимало вопрос о ранней проработке эвакуации афганцев, задействованных в его проектах. Связано это было с тем, что вплоть до завершения развертывания Бундесвера в Афганистане, как было сказано на заседании, количество угроз, поступающих в адрес местного штата, продолжало нарастать. Однако запросы ведомства не получили ответа, что опрошенная связала с экстренностью ситуации. На ее взгляд, можно было добиться определенных послаблений в отношении афганцев на рабочем уровне, однако принятие политических решений сильно запаздывало.
Пожалуй, главной информацией, озвученной на указанном заседании и впервые в рамках слушаний следственного комитета, стали данные о выплате местным сотрудникам т. н. премии или надбавки за проживание. О самом этом факте стало известно из публикаций немецких СМИ еще в августе 2021 г. Тогда сообщалось, что Общество международного сотрудничества, осуществляющее проекты от имени Министерства экономического сотрудничества и развития, финансово стимулирует местных афганских работников, готовых остаться на родине, а не претендовать на переезд в ФРГ. Сумма такой поддержки равнялась годовой зарплате, а ее предоставление мотивировалась поддержкой для преодоления сложной ситуации в стране. При этом на тот момент Министерство подчеркивало, что никаким образом не давит на афганцев, поскольку они могут зарегистрироваться в списках лиц, желающих покинуть страну. Более того, данное заявление дополнялось тем, что ФРГ продолжает содействовать поддержанию безопасности тех, что остается в Афганистане.
А вот сами местные служащие еще в 2021 г. довольно часто жаловались немецким журналистам на Общество международного сотрудничества за то, что оно не оказывает поддержки для выезда, а также фактически сокращает списки тех, кто может на него претендовать. В частности, СМИ со ссылкой на источники в Афганистане утверждали, что претендовать на отъезд могут лишь те, кто работал на немецкую организацию после 2019 г., но не ранее. Помимо этого, местный персонал жаловался на недостаточность средств к существованию в тех условиях, в которых они оказались.
Характеризуя «премии за проживание» свидетель, выступившая на последнем к настоящему моменту заседании, указала прежде всего на «неуместность» такого термина. По ее словам в действительности и Министерство сотрудничества в целях развития и Общество международного сотрудничества старались «предложить местному персоналу все опции». Опрошенная подчеркнула, что «никому не сказали не подавать сообщения об угрозе» со стороны талибов, равно как, по ее информации, «никто не принимал бонус за проживание» в Афганистане.
Наконец, свидетель охарактеризовала работу смежных структур, указав, что министерства внутренних дел и обороны в итоге смогли обеспечить продвижение своих взглядов в Ведомстве федерального канцлера. Кроме того, по мнению представительницы министерства экономического сотрудничества и развития, несмотря на то, что контакты с талибами изначально не считались возможными, взаимодействие в данной области все же могло продолжаться по линии международных организаций.
В целом в ходе последнего слушания министерство экономического сотрудничества и развития, роль которого в последе время возрастает, столкнулось пусть и с завуалированной, но критикой в свой адрес. Причиной для нее послужили упомянутые «премии за проживание» . Не исключено, что в дальнейшем этот вопрос и более широкая проблема усилий, которые могли предприниматься для сдерживания притока в Германию афганцев, будут рассмотрены подробно в комитете и комиссии по Афганистану. При этом опрошенная предприняла уже традиционную попытку перекладывания ответственности на смежные структуры, не просто упомянув в своем заявлении МВД, но и указав, что данному министерству удалось весьма успешно продвигать свои взгляды в федеральной канцелярии. Из этого может сложиться представление, что именно в силу активности указанного ведомства, а не Общества международного сотрудничества, приток афганцев был ограничен.