Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Республики Корея с некоторыми странами Ближнего Востока.

Введение

Предприятия ОПК Республики Корея выбрали наиболее емкий – ближневосточный сектор международного рынка вооружений и проводят грамотную ценовую политику, поскольку даже аравийские монархии вынуждены контролировать расходы на военные нужды. Как известно, на протяжении нескольких лет армии стран-членов аравийской коалиции проводят операции по борьбе с хоуситами в Йемене с целью установления контроля над территорией сопредельного государства и формирования лояльного правительства.  ВС КСА и ВС ОАЭ вынуждены более рачительно подходить к распределению бюджетных ассигнований, которые были сокращены по причине спада потребления нефти и уменьшения объемов валютной выручки по международным контрактам. Южная Корея в настоящее время является восьмым по величине производителем оружия в мире, и ее экспорт таких товаров, как боевые самолеты, ракеты, артиллерия, танки и стрелковое оружие, увеличился на 177% в период с 2016 по 2022 гг.

Египет

Как известно, в 2021 году военно-политическое руководство Арабской Республики Египет (АРЕ) подписало с южнокорейской компанией Hanwha Defense (структурное подразделение корпорации Samsung Group) контракт на поставку партии гусеничных самоходных артиллерийских установок (САУ) модели К-9 и транспортно-заряжающих машин К10. Кроме того, стороны подписали соглашение об организации на территории АРЕ лицензионного сборочного цеха для САУ К-9 и передаче части конструкторской документации для организации на территории Египта производства части комплектующих для данного образца артиллерийского вооружения.

Переговоры между СВ ВС АРЕ и южнокорейской компанией Hanwha Defense о приобретении партии САУ К-9 были начаты еще в 2010 г. – был подписан Меморандум о взаимопонимании.  Однако, в свете событий «арабской весны» стороны вынужденно приостановили переговорный процесс, который был возобновлен только в 2017 году. Интерес египетских военных к продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса РК, а именно к САУ К-9 обусловлен тем, что артиллерийским подразделениям СВ ВС АРЕ необходимо радикально повысить боеготовность, поскольку имеющиеся САУ американского производства М109А2 (164 ед.) и М109А5 (204 ед.) практически исчерпали свой ресурс и их дальнейшее обслуживание и ремонт не представляются целесообразными.

Представляется возможным утверждать, что военно-политическое руководство АРЕ пошло на подписание контракта на поставку К-9  с последующей организацией сборочного производства и созданием мощностей по производству боеприпасов, поскольку южнокорейская сторона не скрывает своих планов по совершенствованию САУ. Кроме того, официальный Сеул в 2023 году гарантирует покупателям продукции национального ОПК, что предприятия будут выпускать комплектующие для современной модификации САУ К-9 вплоть до 2040 г., что вселяет уверенность в специалистов ВС иностранных сил при рассмотрении вопроса поддержания боевой готовности.

ОАЭ

Республика Корея уже является крупным поставщиком современного вооружения и военной техники в ОАЭ, которые в 2021 году заключили сделку на сумму 3,5 млрд долл. на южнокорейские ракеты класса «земля-воздух». Ожидается, что эта выгодная сделка, которая является на сегодня самой крупнейшей зарубежной продажей Южной Кореи, повысит конкурентоспособность местных оборонных компаний на мировой арене.

В январе 2022 года Республика Корея и Объединенные Арабские Эмираты подписали контракт между Korea Aerospace Industries и ВВС ОАЭ на поставку 60 легких истребителей FA-50 Block 10 стоимостью 3 млрд долл. В феврале 2022 года состоялся визит министра обороны ОАЭ в Республику Корея, в ходе которого он посетил сборочную линию указанных самолетов, а также получил возможность ознакомится лично с ходом работ над малозаметным истребителем KF-21. Следует учитывать, что дополнительно ВВС ОАЭ подписали контракт на сервисное обслуживание, средняя стоимость которого может достигать 1 млрд долл. США с учетом количества поставляемых самолетов, однако данный параметр зависит и от продолжительности предоставления услуг южнокорейских технических специалистов. Фактически, это крупнейший контракт южнокорейского оборонного концерна на поставку легких истребителей. Некоторые американские военные эксперты указывают, что государственное и военное руководство ОАЭ приобретает самые дорогие самолеты для национальных ВВС, однако более подробный анализ ситуации позволяет выделить несколько особенностей:

– тендер ВВС ОАЭ на поставку легких многофункциональных истребителей был объявлен в 2018 году и аравийские военные рассматривали возможность приобретения китайских L-15AW, JF-17 BlockIII и российских Як-130, однако угрозы официального Вашингтона о приостановлении нескольких действующих контрактов с ВПК США заставили официальный Абу-Даби выбрать южнокорейских авиастроителей;

– покупка ВВС ОАЭ партии FA-50 вполне отвечает интересам ВПК США, поскольку в качестве силового агрегата конструкторы Korea Aerospace Industries выбрали турбореактивный двигатель F404-GE-102 (пр-во компании General Electric, США), поскольку в Республике Корея пока отсутствует производство собственных ТРДД;

– на вооружении ВВС ОАЭ находится 80 ед. F-16E Block 60, которые в настоящее время составляют основу оперативно-тактической авиации Абу-Даби. Возможно, за счет FA-50 ВВС ОАЭ планируют снизить эксплуатационные расходы, поскольку боевая авиация систематически привлекается для выполнения задач по уничтожению объектов хуситов в Йемене. Кроме того, FA-50 Block 10 будут применять для повышения квалификации молодых пилотов и для переучивания с одной модели самолета на другую.

– FA-50 в значительной мере состоит из компонентов американского производства. Так под носовым обтекателем установлена радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой  AN/APG-67(V)4 (пр-во Lockheed Martin, США) позволяющая одновременно сопровождать 10 воздушных целей и обстреливать 2 из них управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9.

Оман

Военно-политическое руководство Омана и Республики Кореи подписали контракт на поставку партии основных боевых танков К2 «Черная пантера» для бронетанковых подразделений СВ ВС Султаната Оман в количестве 76 ед. Стоимость контракта составляет 884 млн долл. США. Это первый случай поставки ОБТ южнокорейского производства за рубеж. Оман это не первое государство Аравийского полуострова, которое постепенно нарушает устоявшуюся традицию приобретения дорогостоящего вооружения и военной техники европейского и американского производства. При проектировании ОБТ К2 сотрудники НИИ оборонной науки и техники Республики Корея (англ. аббревиатура ADD) заимствовали инженерные решения, использованные в ОБТ АМХ-56 «Леклерк» и «Леопард 2А7».

В 2014 г. было начато производство второй партии ОБТ для СВ ВС РК в количестве 100 ед. Всего для СВ ВС РК запланировано приобрести 680 танков. Следует отметить, что стоимость каждой партии составляет 820 млн долл. Очевидно, что стоимость первого экспортного контракта на поставку К2 «Черная пантера» в Оман значительно выше. Вполне вероятно, что это обусловлено необходимость поставки соответствующих тренажеров для обучения оманских танкистов, направления инструкторов и большего количества сменно-запасных частей, которые могут понадобиться в условиях песчано-пустынной местности Омана.

Оманские военные могут приобретать для данного танка боеприпасы производства нескольких стран:

– М829 бронебойный, оперенный (США);

– М908 фугасный, повышенной мощности для борьбы с долговременными укрепленными пунктами (США);

– DM33 и DM53 бронебойные, оперенные (Германия);

– М329 программируемые, осколочно-фугасные (Израиль);

– К276 и К279 бронебойные, оперенные (РК).

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в ходе вооруженных конфликтов последних 15-20 лет самые современные танки зачастую уничтожают достаточно примитивными ручными средствами, которые разработаны 40-50 лет назад. В этих условиях нет необходимости приобретать дорогостоящую тяжелую бронетехнику, которая не обладает необходимой защитой и вполне достаточно покупать танки поколения 3+ коим и является К2 «Черная пантера».

Саудовская Аравия

Углубляющиеся экономические и политические связи между Южной Кореей и Саудовской Аравией (КСА), закрепленные в конце ноября 2022 года во время встречи на высшем уровне в Сеуле, являются кульминацией отношений, которые начались еще в 1970-х гг. На ноябрьском саммите наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман (МБС) и президент Республики Корея Юн Сок Ель (ЮСЕ) подписали деловые сделки на сумму более 30 млрд долл. и договорились двигаться к «стратегическому партнерству, ориентированному на будущее». Будущие двусторонние сделки могут включать увеличение поставок южнокорейских военных технологий в Королевство. При этом эксперты задаются вопросом: примут ли эти новые отношения США, которые поддерживают глубокие военные связи с обеими странами и рассматривают их как важных партнеров на фоне стремления воссоздать альянсы времен холодной войны для противодействия России, Китаю и Ирану?

Представители Министерства обороны США не заинтересованы в том, чтобы РК и КСА стали более независимыми от Пентагона. По мере того, как южнокорейско-саудовские отношения развиваются в сфере безопасности, а Южная Корея расширяет свою военную промышленность, возникает вероятность столкновения интересов из-за масштабов их двусторонних связей и потенциального влияния южнокорейского экспорта на продажи оружия в КСА из США, который на сегодня является глобальным поставщиком оружия в ближневосточный регион.

Военное сотрудничество между Сеулом и Эр-Риядом сделало решающий шаг в 2013 году, когда председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС ЮК прибыл в КСА, чтобы подписать соглашение об усилении оборонного сотрудничества в широком спектре областей, включая военную промышленность, материально-техническую поддержку, военные учения и подготовку. Пентагон запланировал ежегодные военные учения со странами Персидского залива в Саудовской Аравии в течение 2023 года, призванные, по планам Центрального командования США, «улучшить региональную, гражданскую и военную совместимость».

В марте 2022 года Министерство обороны КСА подписало с Hanwha сделку на 800 млн долл. для поддержки своего оборонного потенциала. Оно также подписало контракты с тремя неназванными корейскими оборонными компаниями на общую сумму 989 млн долл. Подробности этих контрактов не разглашаются из-за их деликатности. После того, как администрация Дж.Байдена запретила Саудовской Аравии импортировать наступательные вооружения США из-за ее участия в гражданской войне в Йемене, Эр-Рияд начал искать импорт оборонительных систем из других стран, включая Южную Корею. Соответственно, Hanwha стремится продать саудовцам оружие, такое как система противовоздушной обороны Biho-II.

Представляется, что требования США о сотрудничестве среди своих ближневосточных союзников могут свести к минимуму продажи Южной Кореи Саудовской Аравии, которая закупила у Соединенных Штатов военных товаров на сумму более 100 млрд долл. Например, на заседании американо-саудовского комитета по планированию в мае прошлого года высокопоставленный американский чиновник отметил, что обе стороны согласились с их сильным желанием расширять региональное сотрудничество и безопасность.

Танк К-2 – перспективы экспорта на Ближний Восток

Командование южнокорейских ВС в рамках плана по реформированию национальных СВ «План-307» сосредоточило усилия на модернизации основного боевого танка К-2 «Черная пантера». Достоверно известно, что еще на выставке вооружений Defense Expo Exhibition Korea 2018, проходившей в Сеуле, был представлен экспортный вариант танка К-2, предназначенный для ведения боевых действий в условиях пустыни. Танк модернизирован специалистами корейской компании Hyundai Rotem и протестирован в условиях песчаной и глиняной пустыни. Основной целью создания данного варианта К-2 является задача заинтересовать покупателей, прежде всего с Ближнего Востока и Северной Африки. Экспортный вариант танка снабжен дополнительными топливными баками для увеличения запаса хода в условиях пустыни. Кроме того, на башне с правого борта установлена дополнительная система кондиционирования воздуха. Основным отличием модернизированного К-2 от базовой модели является его оснащение моторно-трансмиссионным отделением, разработанным специалистами финансово-промышленной группы Doosan Group. На танки, предназначенные для боевых действий в условиях пустыни, устанавливаются дизельные двигатели Doosan Infracore DV27K и автоматическая шестиступенчатая трансмиссия S&T Dynamics EST15K. Данный двигатель обладает мощностью, сопоставимой с немецким MTU MB-883 Ka 500. Однако стоимость корейского образца ниже. Новая трансмиссия S&T Dynamics EST15K имеет шесть скоростей переднего хода и три скорости заднего, что увеличивает маневренность К-2. Помимо дизельного двигателя DV27K, танк имеет дополнительный газотурбинный двигатель мощностью 100 лошадиных сил. Он сопряжен с генератором и обеспечивает К-2 электричеством при выключенном основном двигателе. Модернизированный К-2 имеет активную подвеску, оснащенную системой сканирования местности (радиус сканирования – около 50 метров) и гидропневматической системой подрессоривания. В зависимости от типа местности эта система обеспечивает не только изменение клиренса, но также наклон танка в продольной и поперечной плоскостях, что позволяет повысить проходимость машины и значительно увеличить диапазон углов вертикального наведения пушки. Модернизированный К-2 оснащен 120-мм гладкоствольной пушкой L-55. Однако вместо 120-мм боеприпасов стандарта НАТО танки оснащаются боеприпасом национальной разработки KSTAM-II (Korean Smart Top-Attack Munition). Для стрельбы этим снарядом используется навесная траектория. KSTAM-II оснащен активной радиолокационной и инфракрасной головками самонаведения, работающими в миллиметровом диапазоне волн. Траектория полета корректируется четырьмя стабилизаторами. При подлете к цели раскрывается парашют для снижения скорости и производится точное наведение на цель. Предусмотрен резервный канал управления, обеспечивающий возможность корректировать траекторию полета снаряда наводчиком-оператором. Дальность стрельбы данным боеприпасом составляет от 2 до 6 километров. Несмотря на перспективность данного танка и высокие тактико-технические характеристики, есть и значительный минус – стоимость одной боевой единицы оценивается в сумму около 9 млн долл. Для сравнения: российский танк Т-90 СМ, предназначенный для действий в различных условиях, в том числе и в условиях пустыни, стоит 2 млн долларов. «Черная пантера» является перспективной боевой машиной с высокими тактико-техническими характеристиками. Не исключено, что высокая стоимость экспортного танка К-2 в дальнейшем станет препятствием для заключения контрактов и не обеспечит должного уровня конкуренции с более дешевыми образцами техники. Однако учитывая успехи южнокорейской продукции военного назначения на ближневосточном рынке в 2023-2024 гг., можно ожидать в ближнесрочной перспективе их продвижения в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

Выводы

Таким образом, в складывающейся стратегической обстановке американские политики, вероятно, будут препятствовать военной промышленности Южной Кореи делать значительные успехи на прибыльном саудовском рынке или в регионе Персидского залива в целом. Но такие шаги по защите промышленности США могут иметь неприятные последствия, если любая из стран считает, что на карту поставлен их суверенитет, или если их двусторонние отношения с США ухудшатся. Теперь, с учетом интересов основных ближневосточных игроков, Ближний Восток может стать следующим крупным рынком Республики Корея.

Активная деятельность руководства Республики Корея по продвижению продукции национального ОПК имеет своей целью расширение присутствия на международном рынке вооружения и на наработку контактов среди состоятельных государств Ближнего Востока, которые могут быть заинтересованы в приобретении новых образцов вооружения и военной техники в перспективе.

Государства Аравийского полуострова в ближайшее время обратят самое серьезное внимание на новые разработки корейского оборонной промышленности, а именно на малозаметный истребитель KF-21; самоходные артиллерийские орудия К9, основные боевые танки, а также баллистические ракеты и подводные лодки.

55.85MB | MySQL:116 | 0,507sec