Американские эксперты о последствиях военной операции в Дженине для отношений Израиля с ПНА

5 июля Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) завершила 48-часовую военную операцию в обширном лагере беженцев с населением 17 000 человек, примыкающем к городу Дженин на Западном берегу р.Иордан. Операция, которая считается крупнейшей в Израиле за два десятилетия, включала в себя сотни военных и по меньшей мере 10 ударов беспилотников, в то время как для обезвреживания самодельных взрывных устройств  использовались вооруженные бульдозеры, а на окраинах Дженина были размещены танки. Израильские официальные лица охарактеризовали вторжение как успешную попытку искоренить тех, кого израильские власти назвали «террористическими лидерами», которые господствуют в лагере и используют его как базу для совершения нападений на израильтян в Израиле и на Западном берегу. В результате операции погибли 12 палестинцев, один израильский солдат убит и около 100 палестинских гражданских лиц получили ранения. Еще тысячи бежали из своих домов, а электроснабжение и водоснабжение лагеря были серьезно повреждены. Израиль заявил, что все убитые палестинцы были комбатантами.  По словам израильских официальных лиц, одной из основных целей зачистки были лидеры, ракетные установки и тайники с оружием Дженинской бригады. Организация была основана лидерами «Палестинского исламского джихада» (ПИД), но привлекла бойцов из других палестинских группировок, включая ХАМАС и ФАТХ, которая является доминирующей фракцией Организации освобождения Палестины (ООП) и Палестинской национальной администрации (ПНА). Недовольная и ранее не имевшая связей палестинская молодежь, разочарованная продолжающимся отсутствием прогресса в прекращении израильской оккупации палестинской территории, отсутствием возможностей трудоустройства и постоянным расширением израильских поселений по всему Западному берегу, в течение последних нескольких лет вступала в столкновения с израильтянами и поддерживала боевиков в Дженине и других районах Западного берега.

Как полагают американские эксперты, слабость главы ПНА Махмуда Аббаса в сочетании с гораздо менее активным  сотрудничеством Израиля и ПНА в области безопасности в последние годы позволили боевикам расширить свое влияние в лагере. Некоторые источники отмечают, что, хотя боевики из лагеря Дженин не несут ответственности за июньское нападение, в результате которого, по утверждению ХАМАСа, погибли 4 израильтяна возле еврейского поселения на Западном берегу, инцидент оказал внутреннее давление на правительство израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху в рамках необходимости принять меры против дженинских боевиков. Поддерживаемые Ираном группировки, такие как ХАМАС и «Палестинских исламский джихад» на Западном берегу, являются еще одной серьезной проблемой для Нетаньяху и его правого правительства. Нетаньяху угрожал военными действиями и призывал США нанести военные удары по Ирану из-за его программ создания ядерного оружия, баллистических ракет и беспилотных летательных аппаратов, а также из-за его поддержки региональных вооруженных группировок, включая палестинские группировки и ливанскую «Хизбаллу». Офис главы ПНА осудил израильскую операцию как «военное преступление» и объявил о приостановке координации с израильтянами в области безопасности. Тем не менее, в той степени, в какой «Палестинский исламский джихад, ХАМАС и другие палестинские группировки боевиков представляют угрозу для его руководства ПНА и палестинского народа, по мнению некоторых экспертов, израильские нападения на палестинских боевиков на Западном берегу отвечают интересам Аббаса. Действия ЦАХАЛа также получили широкое региональное осуждение со стороны нескольких арабских стран, включая Египет, Иорданию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), а также неарабских региональных держав, таких как Турция. Соединенное Королевство, которое поочередно председательствует в Совете Безопасности ООН в июле месяце, согласилось с просьбой ОАЭ, Франции, Китая и Бразилии провести заседание Совета Безопасности 7 июля для обсуждения израильской операции. В последний раз Совет провел закрытое заседание по Израильско-палестинский конфликт менее трех недель назад, где обсуждалась активизация поселенческой деятельности на Западном берегу. Несмотря на разногласия США с Нетаньяху по поводу его предложений по судебной реформе и другим вопросам, представитель Совета национальной безопасности США подтвердил, что Соединенные Штаты «поддерживают безопасность Израиля и право защищать свой народ от ХАМАСа, «Палестинского исламского джихада» и других террористических групп». Хотя ни один эксперт или высокопоставленный офицер ЦАХАЛа не ожидает, что военная операции навсегда покончат с угрозой боевиков, исходящей из лагеря в Дженине, приостановление сотрудничества Израиля и ПНА в области безопасности может позволить боевикам сохранить или даже увеличить свои силы там, особенно в краткосрочной перспективе. Демонстрации, проведенные в лагере против ПНА после операции ЦАХАЛа, показывают, что ПНА не восстановит контроль над лагерем в ближайшее время, если вообще восстановит. Протестующие бросали камни в штаб-квартиру ПНА, на что сотрудники палестинской службы безопасности ответили слезоточивым газом. Действия а также могут привести к возобновлению столкновений между Израилем ХАМАСом,  боевиками  в секторе Газа и Южном Ливане. Когда Армия обороны Израиля вышла из лагеря, в поддержку палестинцев в Дженине по Израилю был направлен шквал ракетных обстрелов из Газы, что, в свою очередь, привело к израильским ответным авиаударам по целям в Газе. Во время израильской операции палестинец ранил 8 израильтян на автобусной остановке в Тель-Авиве в результате нападения, о котором заявил ХАМАС. Ранее Израиль и ПИД в течение нескольких дней в начале мая обменивались ударами, что угрожало втянуть в борьбу гораздо более крупного и лучше вооруженного союзника ПИД в Газе, ХАМАС, а также ливанскую «Хизбаллу». ПИД, ХАМАС и «Хизбалла» — все это группировки, вооруженные, частично финансируемые и поддерживаемые Тегераном как часть «оси сопротивления» Исламской Республики.

В более широком смысле операция ЦАХАЛа поднимает вопросы о явном отсутствии долгосрочного решения израильско-палестинского конфликта. Поиск окончательного мирного урегулирования тормозился по меньшей мере десять лет, отчасти из-за того, что израильско-палестинское решение, похоже, больше не является приоритетом США. Между тем, различные израильские правительства во главе с Нетаньяху не поддержали предпочитаемую Соединенными Штатами концепцию решения о двух государствах и вместо этого неуклонно расширяли израильские поселения на Западном берегу, которые, согласно многочисленным резолюциям ООН, являются незаконными по международному праву. Кроме того, ПНА слаба и сталкивается с внутренним и более широким палестинским сопротивлением необходимым компромиссам, связанным с окончательным урегулированием с Израилем. Более того, несколько государств Персидского залива – в первую очередь ОАЭ и Бахрейн – отказались обусловливать нормализацию отношений с Израилем израильско-палестинским урегулированием. Саудовская Аравия, которая ранее отстаивала палестинское национальное дело, также наладила связи с Израилем и уменьшила свою поддержку палестинцев. Государства Персидского залива обладают ресурсами, чтобы оказать ПНА финансовую помощь, но у них нет желания или способности заставить Израиль или ПНА согласиться на основные уступки. Динамика как в Израиле, так и на палестинских территориях создала условия для расцвета обоюдных самых жестких взглядов на переговоры с другой стороной с предсказуемыми последствиями для более частого и интенсивного израильско-палестинского насилия. При этом в самом Израиле понимают, что сохранение ПНА как института отвечает интересам его национальной безопасности. 10 июля премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обязался помочь предотвратить распад ПНА, хотя и не определил конкретных шагов для этого. Нетаньяху сказал, что решение было принято на заседании его кабинета безопасности 9 июля, при этом его 8 членов высшего уровня поддержали этот шаг. Однако голосование не было единодушным: один проголосовал против, а один воздержался. Проект декларации, согласованный 10 июля, при этом содержит ряд требований к ПНА «прекратить свою антиизраильскую деятельность на международной юридико-дипломатической арене». В документе также содержится призыв к ПНА прекратить «подстрекательство» и «незаконное строительство в зоне С» на Западном берегу, которая находится под полным контролем Израиля и охватывает около 60% территории.  ПНА, созданная в 1994 году в соответствии с «Соглашениями Осло», получила переданную власть над частями оккупированного Западного берега и должна была ознаменовать первый предварительный шаг к палестинскому суверенитету и переговорам о создании независимого государства. Однако за годы, прошедшие с момента создания, она стала широко непопулярной из-за коррупции, авторитаризма и сотрудничества в области безопасности с Израилем. 87-летний глава ПНА Махмуд Аббас также надолго исчерпал свой президентский мандат. Крах ПНА привел бы к полному возвращению управления Западным берегом к израильскому государству, как это было в период с 1967 года, когда Израиль завоевал эту территорию, по 1993 год. С 1967 года Израиль захватил земли почти для 700 000 поселенцев в более чем 250 поселениях и аванпостах на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме в нарушение международного права.  В январе правительство Нетаньяху объявило о серии санкций против ПНА из-за давления Рамаллы на Международный уголовный суд (МУС) с целью вынесения консультативного уведомления по поводу действий Израиля на Западном берегу. Этот шаг, по словам премьер-министра ПНА Мухаммеда Штайе в то время, был направлен на то, чтобы «подтолкнуть (ПНА) к краю пропасти — финансово и институционально».  Сейчас целый ряд высокопоставленных лиц на международном уровне предупредили о потенциальном распаде ПНА. В интервью CNN 9 июля президент США Джо Байден сказал, что ПНА «потеряла свой авторитет, не обязательно из-за того, что сделал Израиль, просто потому, что она просто потеряла свой авторитет, во-первых, и, во-вторых, создала вакуум для экстремизма. Не весь Израиль сейчас на Западном берегу, не вся проблема Израиля, но они являются частью проблемы».

Основные выводы

— Недавно завершившаяся военная операция Израиля в лагере палестинских беженцев на Западном берегу вряд ли положит конец угрозам безопасности, исходящим из Дженина или Западного берега в более широком смысле.

— Операция, крупнейшая за последние десятилетия в Израиле, подверглась международной критике после убийства 12 палестинцев, ранения сотен мирных жителей и перемещения тысяч человек.

— Обеспечение безопасности в лагере в Дженине может возобновить боевые действия между Израилем и боевиками, базирующимися в Газе и Южном Ливане.

— Израильские и палестинские лидеры по идеологическим и внутренним соображениям неспособны пойти на серьезные компромиссы, необходимые для восстановления мира и безопасности для обеих сторон. При этом Израиль сделает все возможное для сохранения ПНА как института с учетом существующих рисков возникновения неуправляемого хаоса на Западном берегу.

56.01MB | MySQL:116 | 0,778sec