Палестинский фактор в политике Китая на Ближнем Востоке и отношениях с Израилем. Часть 2

Глава Палестинской национальной администрации (согласно приказу ПНА от 2013 г. – президент Государства Палестина) Махмуд Аббас прибыл в Китайскую Народную Республику 13 июня 2023 г. с трехдневным официальным визитом, который стал для него пятым по счету с 2005 г. Для Си Цзиньпина это был первый приезд арабского лидера в этом году после его переизбрания на третий срок на пост генерального секретаря ЦК КПК в октябре 2022 г., что подчеркнуло важность китайско-палестинских отношений. Пекин поддерживает дипломатические отношения с ПНА на протяжении 35 лет, и М.Аббас был встречен со всеми воинскими почестями в Большом зале Дома народных собраний.

Палестинское информационное агентство ВАФА называет приглашение М.Аббаса в Пекин «особым и имеющим огромное значение». Аббас Заки, член ЦК движения ФАТХ, генеральный комиссар по делам арабских государств и Китая, считает этот визит «кульминацией растущей роли Китая на Ближнем Востоке после проведенного Эр-Риядом и Пекином саммита арабских государств по сотрудничеству и развитию в декабре 2022 г., после того, как Китай способствовал восстановлению отношений между Королевством Саудовская Аравия и Исламской Республикой Иран, а также возвращению Сирии в Лигу арабских государств (ЛАГ). Это также подтверждение позиции председателя КНР Си, который считает Палестину первоочередной арабской проблемой».

По его словам, «прием в Китае президента Аббаса, первого арабского лидера, посетившего Пекин с официальным визитом в этом году, является лишь указанием и свидетельством того, что на Ближнем Востоке нет безопасности и стабильности без справедливого решения проблемы палестинского народа в соответствии с резолюциями, имеющими международную легитимность, решением конфликта на основе принципа двухгосударственного решения, подразумевающего создание независимого и суверенного Государства Палестина со столицей в Восточном Иерусалиме». Палестинское руководство придает огромное значение позиции Китая, которая заключается «в поиске путей исправления несправедливости, постигшей палестинский народ»[i].

М.Аббас и Си Цзиньпин подписали также документы о двустороннем сотрудничестве в области экономики, технологий и безвизового режима для дипломатов, а также соглашение о дружбе между китайским городом Ухань и столицей ПНА Рамаллой.

В западных и мейнстримовских израильских СМИ визит М.Аббаса в Пекин по приглашению лидера КНР считают попыткой китайского руководства развить свой дипломатический успех в посреднических усилиях по восстановлению отношений между Саудовской Аравией и Ираном и усилить свою официальную позицию по ближневосточным проблемам, в которых традиционно доминировали Соединенные Штаты[ii]. Именно в этом контексте оценивается сделанное в начале этого года предложение Пекина выступить посредником между палестинцами и израильтянами.

Al-Monitor напоминает об опросе, проведенном в мае этого года саудовским новостным агентством Arab News и YouGov, согласно которому 80% палестинцев приветствовали бы посредничество Китая в разрешении палестино-израильского конфликта. Для сравнения, 60% заявили, что не доверяют США в качестве посредника. В апреле с. г. Китай раскритиковал Израиль за нападение на мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, когда израильская полиция взяла ее штурмом после того, как палестинцы забаррикадировались внутри этого священного места. Специальный посланник правительства КНР по Ближнему Востоку Чжай Цзюнь тогда заявил: «Попытка Израиля изменить статус-кво в Иерусалиме, священном месте, нарушает соответствующие резолюции ООН, и международное сообщество обязано принять меры, чтобы остановить провокационное поведение Израиля».

По мнению Барака Равида, автора блога «Axios из Тель-Авива», визит М.Аббаса помимо прочего «является сигналом для администрации Дж.Байдена о том, что палестинцы по-прежнему разочарованы тем, что они считают отсутствием прогресса в продвижении решения конфликта путем создания двух государств и невыполнением США ключевых обещаний, включая визит Аббаса в Белый дом и возобновление работы американского консульства в Иерусалиме».

По данным Axios, администрация Байдена, которой сообщили о визите М.Аббаса в Китай за несколько недель, не возражала против этого.

Тем временем в Министерстве иностранных дел КНР заявили, что Пекин поддерживает получение Палестиной статуса полноправного члена ООН, и пообещал продолжать выступать на многосторонних форумах в поддержку Палестины. Согласно WAFA, М.Аббас и Си Цзиньпин обсудили усилия палестинской стороны привлечь Международный суд в Гааге к оценке израильской оккупации Западного берега р. Иордан. В январе этого года Суд заявил, что получил от Генеральной Ассамблеи ООН запрос на консультативное заключение по ситуации на этих территориях[iii].

Лидер КНР объявил о том, что поддерживает созыв международной мирной конференции для создания условий для возобновления мирных переговоров между Израилем и палестинцами.

В свою очередь М.Аббас «подтвердил, что Государство Палестина будет и впредь твердо придерживаться принципа «одного Китая» [по которому Тайвань является составной частью Поднебесной], активно участвовать в инициативе «Один пояс, один путь» и продолжать укреплять сотрудничество с Китаем во всех областях».

Мирный процесс в Израиле традиционно контролировался Соединенными Штатами, но с 2014 г. переговоры находятся в тупике. М.Аббас в Пекине заявил, что «Палестина верит в мудрость и справедливую позицию Китая и с нетерпением ждет, когда Китай сыграет большую роль в продвижении внутреннего примирения в Палестине и установлении мира на Ближнем Востоке»[iv].

Асаф Орион, эксперт по Китаю из Института исследований национальной безопасности (INSS), считает, что «Китай использует свою публичную и дипломатическую поддержку палестинцев в качестве хорошего пиара среди арабского и мусульманского общественного мнения». «Это ничего не стоит китайцам, которые даже выдвинули предложение о посредничестве между Израилем и палестинцами. Все это является частью усилий Пекина по выработке независимой политики в регионе и продвижению своей глобальной инициативы за счет США», — сказал он[v].

Скептическое отношение к заинтересованности Китая «сыграть положительную роль» в израильско-палестинском конфликте израильские эксперты объясняют тем, что в таких переговорах отсутствует ключевой игрок – Израиль, который игнорирует предложение Пекина. Поэтому визит М.Аббаса они считают в значительной степени символическим и касающимся не столько посреднических усилий в достижении мирного соглашения, сколько самого Китая, который продвигает свои позиции на Ближнем Востоке и на мировой арене.

Израиль не обратил внимания на предложение Си выступить посредником в израильско-палестинских мирных переговорах и на выдвинутый им план из трех пунктов, которые включают создание независимого Государства Палестина в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме, усиление экономической поддержки палестинцев и продолжение мирного процесса. Китайцы также выразили заинтересованность в том, чтобы сыграть «активную роль» во внутрипалестинском примирении.

Тувия Геринг, исследователь Центра израильско-китайской политики Фонда им. Дайаны и Гилфорд Глейзер в INSS, считает этот шаг «пагубным» для мирного процесса, если Китай не примет во внимание опасения Израиля по поводу таких организаций, как ХАМАС или «Хизбалла», которые Китай отказывается причислить к террористическим. По ее мнению, «Китай предвзят, вопреки тому, что он хотел бы изобразить». «Он освобождает палестинцев от свободы воли и ответственности за конфликт, не улавливает местную динамику и игнорирует вызовы безопасности Израиля в его борьбе с терроризмом. По сути, он применяет тот же двойной стандарт, в использовании которого обвиняет Америку».

Отмечается, что «это не первая попытка Китая вмешаться в израильско-палестинские дела. Новое предложение Си Цзиньпина очень похоже на предложения Китая, представленные им в 2013, 2017 и 2021 гг.; за последние два десятилетия Пекин четыре раза организовывал неофициальные мирные симпозиумы с палестинскими и израильскими активистами. КНР давно выступает за решение о создании двух государств и со времен холодной войны поддерживает отношения с палестинскими организациями. Китайцы официально признали Государство Палестина в 1988 г., незадолго до установления дипломатических отношений с Израилем».

«В последующие годы отношения Китая с Израилем намного продвинулись вперед по сравнению с его отношениями с Палестиной. Тем не менее, КНР продолжает направлять помощь палестинцам: в июне этого года китайцы пообещали выделить 1 миллион долларов на гуманитарные нужды, что незначительно по сравнению с обещанием Соединенных Штатов выделить 500 миллионов долларов в период с 2021 по 2024 гг. Тем временем Китай превратился в одного из крупнейших торговых партнеров Израиля, и их отношения продолжают развиваться; 2022 г. стал рекордным для китайско-израильской двусторонней торговли — 17,62 млрд долларов по сравнению с 15,02 млрд долларов годом ранее».

По мнению Гедалии Афтермана, руководителя программы исследования азиатской политики в Институте дипломатии и международных отношений им. Аббы Эбана Университета Райхмана, «эта динамика может измениться по мере того, как Пекин расширяет свое влияние в регионе». Недавнее охлаждение отношений Израиля с Китаем по указанию Соединенных Штатов может негативно повлиять на израильские интересы в регионе, поскольку Пекин становится более активным игроком. «Китайцы относятся к израильско-палестинскому конфликту как возможной пешке в великом соперничестве сверхдержав с США. В частности, это инструмент для укрепления общественного мнения или восприятия в арабском мире», — сказал он.

Таким образом, израильские эксперты не относятся к миссии М.Аббаса в Пекине как переговорам о мире. Подчеркивается, что для Китая встреча с М.Аббасом имеет мало общего с Израилем и больше связана с сохранением его позиции и доказательством другим ближневосточным партнерам своей приверженности роли «миротворца» после того, как он успешно помог сближению между Саудовской Аравией и Ираном. «С тех пор Китай проявляет стремление и дальше играть роль посредника, вмешиваясь как в израильско-палестинский конфликт, так и в войну на Украине». Предполагается, что Израиль и другие страны Ближнего Востока не заинтересованы в том, чтобы выбирать сторону в соперничестве сверхдержав за Ближний Восток, хотя страны региона теплее относятся к Китаю, так как его присутствие расширяется.

Израильские эксперты полагают, что отсутствие прогресса в урегулировании палестино-израильского конфликта в последние годы делает вероятность установления мира в ближайшем будущем крайне маловероятной. Израиль по-прежнему озабочен внутренними проблемами, такими как частая смена правительства и запланированная судебная реформа, приведшая к общенациональным протестам. По мнению Т.Геринг из INSS, условия внутри Израиля и Палестины таковы, что говорить даже о возобновлении переговоров не приходится. Китаю также ничего не удастся сделать, «особенно если к этому не будут подключены израильтяне». «Так что это не про мир. Речь идет о двух лидерах, пытающихся продвигать свои ключевые интересы».

По мнению Ши Ганчжэн, профессора ближневосточных исследований в Университете Цинхуа в Пекине, взаимодействие Китая с палестинцами может быть более чем символическим. Китай мог бы работать со своими партнерами в регионе, включая Иран, Саудовскую Аравию и Израиль, или расширять деловое партнерство или инвестиции в Палестину, чтобы продвигать решение палестинской проблемы. «Китай мог бы перейти к более конкретным аспектам, например, вести переговоры с израильской и палестинской сторонами, чтобы иметь более ориентированное на развитие сотрудничество, или Китай мог бы помочь обеспечить палестинцам более высокий уровень занятости или жизни», — сказала она.

В целом, считается, что от недавнего визита М.Аббаса в Китай выиграли обе стороны, хотя это не связано с достижением мира: развитие внешних связей Палестины придают ей больше легитимности на международной арене, в то время как солидарность М.Аббаса с основными интересами Китая, отраженная в совместной декларации, усиливает международной имидж и нарратив Китая, особенно о Синьцзяне.

Так, первый пункт совместной декларации из пяти пунктов, опубликованной обеими сторонами, подтвердил, что Палестина придерживается принципа одного Китая и поддерживает его политику в Гонконге и Синьцзяне. «Вопросы, связанные с Синьцзяном, — это не вопросы прав человека, а вопросы борьбы с терроризмом, дерадикализации и антисепаратизма. Палестинская сторона решительно выступает против использования вопросов, связанных с Синьцзяном, в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела Китая», — говорится в сообщении.

Отмечается, что заявление было сделано через несколько недель после того, как делегация официальных представителей стран-членов Лиги арабских государств, частью которой является Палестина, посетила Синьцзян и отвергла обвинения в геноциде. В ответ уйгурские организации подвергли это заявление резкой критике. Правительство Восточного Туркестана в изгнании (создано в США) осудило улучшение отношений Палестины с Китаем, заявив, что это партнерство «бессовестно поддерживает продолжающуюся кампанию Китая по колонизации, геноциду и оккупации Восточного Туркестана»[vi].

[i] President Abbas’s visit to China of great importance: Fatah official // Wafa. 11.06.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/136252

[ii] PA leader Abbas in China for official 4-day visit // Israel Hayom. 14.06.2023. https://www.israelhayom.com/2023/06/14/pa-leader-abbas-in-china-for-official-4-day-visit/

[iii] China’s Xi hosts Abbas, vows support for Palestinian state on 1967 borders // Al-Monitor. 14.06.2023. https://www.al-monitor.com/originals/2023/06/chinas-xi-hosts-abbas-vows-support-palestinian-state-1967-borders

[iv] China’s meeting with Mahmoud Abbas wasn’t really about peace // The China Project. 21.06.2023. https://thechinaproject.com/2023/06/21/chinas-meeting-with-mahmoud-abbas-wasnt-really-about-peace/

[v] Abbas visits China as Beijing seeks to grow influence in the Middle East // Axios. 14.06.2023. https://www.axios.com/2023/06/14/abbas-china-visit-xi-middle-east-influence

[vi] China’s meeting with Mahmoud Abbas wasn’t really about peace // The China Project. 21.06.2023. https://thechinaproject.com/2023/06/21/chinas-meeting-with-mahmoud-abbas-wasnt-really-about-peace/

53.39MB | MySQL:103 | 0,499sec