Ситуация в Судане и Южном Судане: май 2023 г.

Май в Судане начался с очередных авианалетов и боев между суданскими военными и их оппонентами в лице Сил быстрой поддержки (СБП), которые никак не отреагировали на очередное «перемирие», организовать которое попытались США и Саудовская Аравия.  Бои между суданскими военными и СБП велись с 15 апреля, они затронули 12 из 18 штатов. За каждую из сторон также воевали наемники, сотрудники всевозможных частных охранных компаний, племенные формирования, иностранные «инструкторы».

К началу мая профсоюз суданских медработников оценивал число погибших в 528 человек, раненых – 4599. Эти данные были явно заниженными. Большинство больниц прекратило функционировать. К этому дню стало очевидным, что командующий СБП генерал Мухаммед Хамдан Дагло (Хемити) пользуется поддержкой ОАЭ, армия поддерживается Египтом, Саудовская Аравия поддерживает связи с обоими сторонами конфликта. В то же время российская ЧВК «Вагнер», уже много лет присутствующая в Судане, не была замечена в участии в боевых действиях, хотя считается, что она ближе к Дагло. Тем не менее наблюдатели отмечают присутствие неких «технических советников» из состава ЧВК. Они же называют СБП «частным предприятием с участием транснациональных наемников».

2 мая Минобороны России сообщило об эвакуации из Судана свыше 200 человек – россиян и выходцев из «дружественных» стран. Для этого были задействованы 4 самолета Военно-транспортной авиации ВКС России Ил-76.

2 мая Бюро по координации гуманитарных операций ООН сообщило, что в результате боевых действий в Судане свыше 330 тысяч человек были вынуждены переместиться внутри страны, 100 тысяч переместились в соседние страны. К 12 мая число последних выросло до 200 тысяч человек.

2 мая МИД Южного Судана сообщило, что состоялись телефонные переговоры между главами противоборствующих в Судане сторон и президентом Южного Судана Сальвой Кииром, в ходе которых была достигнута договоренность о перемирии сроком на 7 дней с 4 по 11 мая. Как отмечалось в коммюнике ведомства, Абдель Фаттах аль-Бурхан и Мухаммед Хамдан Дагло «дали согласие на назначение их представителей для ведения мирных переговоров», место проведения которых предполагалось определить позднее. Напомним, что ни одно из предыдущих перемирий не соблюдалось сторонами конфликта. Новое соглашение также не было выполнено. 4 мая ожесточенные бои шли на севере 5-миллионного Хартума, при этом армия широко использовала авиацию, которой нет у СБП. Если армия пользуется финансовой поддержкой со стороны государства, то СБП контролирует значительную часть добычи золота, а Дагло считается одним из самых богатых людей в Судане наравне с его очень влиятельным братом Абдеррахимом, который благодаря своим шахтам по добыче золота финансирует СБП.

4 мая глава одной из основных повстанческих групп Дарфура Абдель Вахид Нур призвал развоевавшихся генералов прекратить боевые действия, заметив, что в войне между ними не может быть победителей. По его оценке, война между командующим армией, кадровым военным и уроженцем Хартума аль-Бурханом и главарем СБП уроженцем Дарфура Дагло была неизбежной. «Политическая борьба между ними переросла в военную», — сказал он. Глава Суданского освободительного движения (СОД) напомнил, что во время конфликта в Дарфуре армия и аль-Бурхан стояли за формированием арабских полувоенных формирований «джанджавид», на базе которых позднее были созданы СБП. Само СОД с 2016 г. придерживается «одностороннего прекращения огня», однако в 2020 г. отказалось подписывать мирное соглашение с тогдашним правительством в составе которого были гражданские и военные.

6 мая бои в Хартуме продолжились с новой силой. Бомбардировке с воздуха подвергся столичный квартал Рияд, в то время как в Джидде при посредничестве Саудовской Аравии начались «предварительные» переговоры между представителями суданских сторон относительно нового перемирия с тем, чтобы восстановить работу основных служб в Хартуме и обеспечить доставку гуманитарной помощи. К тому дню число погибших превысило 700 человек.

9 мая к боям между армией и СБП в Хартуме и Дарфуре добавились столкновения между племенами хауса и нуба в штате Белый Нил на границе с Южным Суданом. В них погибли по меньшей мере 16 человек. До этого дня бои в штате Белый Нил не отмечались. Утверждалось, что межплеменные столкновения не были связаны с войной между двумя генералами. Из-за столкновений губернатор штата был вынужден ввести ночной комендантский час.

11 мая в Вашингтоне было объявлено, что стороны суданского конфликта подписали в Джидде соглашение о непрепятствовании гуманитарным поставкам. Также было объявлено о продолжении переговоров с целью достижения временного перемирия.

13 мая Хартум обратился к мировому сообществу с призывом оказать Судану гуманитарную помощь, поскольку из-за боевых действий он оказался в «катастрофической гуманитарной ситуации». Для доставки такой помощи были предложены порт и аэропорт Порт-Судана, аэропорт города Донгола на севере страны, а также авиабаза Вади Сидна близ Хартума.

К 15 мая, когда исполнился месяц со времени начала внутрисуданского конфликта, большинство жителей 5-миллионного Хартума, в 10 раз превышающего по площади Париж, оказалось взаперти в своих домах без воды, электричества и еды. В ночь на 15 мая Дагло запустил в сети свое аудиообращение, в котором он пообещал аль-Бурхану, что его будут «быстро судить и повесят на площади». Незадолго до этого аль-Бурхан приказал заморозить счета и авуары СБП – интересно, почему он не сделал этого ранее? К этому дню число погибших приблизилось к 1 тысяче, беженцев – к 1 млн.

19 мая аль-Бурхан снял Дагло с поста своего заместителя в Суверенном совете, назначив на это место Малика Агара. Последний – уроженец штата Голубой Нил – до этого дня был губернатором этого штата, граничащего с Эфиопией, и членом Суверенного совета. Ранее он был главой повстанцев в этом штате, а в 2020 г. подписал мирное соглашение с Хартумом. Членом Суверенного совета стал в феврале 2021г. Со своей стороны Генштаб суданской армии объявил о назначении генерала Шамседдина Кабаши на пост заместителя аль-Бурхана – командующего суданской армией.

М.Агар в первом заявлении в новом качестве заявил о своем стремлении «остановить войну». Однако мирные переговоры, по его мнению, должны последовать после интеграции СБП в состав регулярной армии.

В Дарфуре по состоянию на 19 мая формирования СБП пытались овладеть региональным штабом суданской армии в г.Залингей. В последующие дни бои в этом районе продолжились.

21 мая, несмотря на объявленное недельное перемирие, в Хартуме с новой силой вспыхнули бои, продолжились налеты самолетов ВВС Судана на позиции СБП. Перемирие должно было вступить в силу в полночь 22 мая. Американские и саудовские посредники достигли соответствующего согласия сторон после 2-недельных переговоров в Джидде с их представителями. До этого за 5 недель войны объявлялось до 10 раз о соглашениях о прекращении огня, но они сразу же нарушались. В отношении нового перемирия стороны на словах тут же обязались соблюдать его, однако 22  мая бои в Хартуме продолжились. При этом формирования СБП, похоже, контролировали на тот день значительную часть города и занимались грабежами, в то время как очевидцы говорили о том, что присутствие военных в столице было малозаметным. Тут же последовали взаимные обвинения в нарушении перемирия. 25 мая СБП сообщили, что они якобы сбили истребитель МиГ ВВС Судана. Армия к этому времени попыталась вернуть в строй всех своих резервистов.

По состоянию на 24 мая из-за внутрисуданского конфликта число внутренне переместившихся лиц превысило 1 млн, 319 тысяч суданцев бежали в соседние страны, число погибших превысило 1800 человек.

27 мая аль-Бурхан в письме на имя генсека ООН потребовал отправить в отставку эмиссара ООН в Судане Волкера Пертеса, возложив на него ответственность за начавшийся 15 апреля внутрисуданский конфликт. До этого в Хартуме несколько раз проходили манифестации сторонников военных и исламистов с требованиями отставки В.Пертеса. В ответ Антониу Гутерреш заявил о «полном доверии» своему эмиссару.

28 мая, за день до истечения недельного срока перемирия, в ходе которого гуманитарные организации пытались доставить хоть какую-то помощь, СБП заявили, что «готовы вести переговоры о продлении режима прекращения огня». Со своей стороны командование армии заявило, что «изучает возможность принять предложение о продлении перемирия». Тем не менее всю неделю формального действия перемирия бои продолжались как в Хартуме, так и в Дарфуре.

29 мая бои с применением артиллерии развернулись с новой силой. Это не помешало США и Саудовской Аравии выступить с совместным коммюнике, в котором объявлялось о продолжении «перемирия» на 5 дней. Стороны конфликта формально согласились с этим.

31 мая командование суданской армии приостановило участие ее представителей в переговорах в Саудовской Аравии. Такое решение было объяснено тем, что «повстанцы (СБП) никак не выполнили один из пунктов соглашения о временном перемирии, который предусматривал вывод их сил из больниц и жилых домов, а также постоянными нарушениями режима прекращения огня».

В целом, наблюдатели рассматривают конфликт в Судане как войну за контроль над страной между военно-политической элитой из центра страны и новой военизированной элитой из Дарфура. Причем наблюдатели заметили, что первая пользуется постоянно растущей поддержкой исламистов.

 

За событиями в Судане на второй план ушло все то, что делалось в Южном Судане. Тем временем 30 мая Совбез ООН продлил на один год эмбарго на поставки оружия в эту страну и индивидуальные санкции, введенные в 2018г. За резолюцию, подготовленную США, проголосовали 10 стран при пяти воздержавшихся.

52.99MB | MySQL:103 | 0,537sec