О подходе правительства Германии к курдским организациям и просителям убежища

Договоренности Турции и Швеции по вопросу вступления последней в НАТО, а также заявление генерального секретаря Североатлантического альянса Й.Столтенберга в преддверии саммита в Вильнюсе, подтверждающее осуждение всех форм терроризма, поставило вопрос для курских общин в странах-членах блока, в том числе и в Германии. По оценкам зонтичной организации курдской общины Kurdische Gemeinde Deutschland, численность таковых в ФРГ превышает 1 млн человек, в то время как федеральное ведомство по делам миграции и беженцев полагает, что их должно быть ровно в два раза меньше. Более того, на территории ФРГ уже существуют определенные свидетельства ужесточения подходов к курдам, прежде всего на институциональном уровне, которые напрямую не связаны с трансатлантическими обязательствами Берлина.

Одним из примеров, иллюстрирующих последний факт, можно считать недавний случай из федеральной земли Бавария. Там местная миграционная служба сообщила на днях об отклонении ходатайства о предоставлении убежища, поданного в марте, а также о намерении депортировать заявителя в Турцию, хотя его адвокат настаивает на высоких рисках дальнейшего преследования и угрозы применения пыток. Помимо самого решения баварской миграционной службы немецкие обозреватели обратили внимание на использованные ей формулировки с целью оправдать правоту своего решения. В частности, местное ведомство по делам миграции и беженцев отметило, что преследование курдов в Турции «фактически служит цели борьбы с терроризмом», тем самым признав правоту Анкары.

Схожий инцидент в июле произошел и в городе Кассель в федеральной земле Гессен с той лишь разницей, что там выслать в Турцию было принято решение не просителя убежища, а человек, проживший в ФРГ на протяжении 27 лет. В 2021 г. фигуранту дела по имени М.Фидан не продлили вид на жительство, поводом для чего, как полагают СМИ, послужила его работа в курдском социальном центре Касселя, где он занимался организаций в том числе политических мероприятий. При этом адвокат и немецкие правозащитники также, как в описанном выше случае, указывают на высокие риски преследования в Турции, поскольку речь идет о подозрении в терроризме. Руководство Центра, в свою очередь, утверждает, что после демонстраций в защиту М.Фидана некоторые их участники тоже столкнулись с проблемами при попытке продлить вид на жительство, а значит, им грозит депортация. Это вызывает особую озабоченность, поскольку, с одной стороны, сама организация ведет деятельность легально и имеет аккредитацию, а с другой стороны, — ее члены подвергаются преследованию на основании их работы в указанной структуре.

На особое положение курдов в Германии указывает и ряд последних документов. К примеру, последний по времени ежегодный отчет об основных правах в ФРГ (Grundrechte-Report) содержит в себе информацию о  том, что в 2022 г. порядка 24 тыс. человек из Турции просили убежища в Германии, что ставит страну по данному показателю на третье место, уступая лишь Афганистану и Сирии. Однако среди тех, чьи ходатайства были удовлетворены, лишь 12 % составляют курды, в то время как остальные успешные заявители из Турции зачастую относятся к гюленистам и некурдским оппозиционерам. Причиной для такой дифференциации, как считают обозреватели, служит то, что РПК в ФРГ находится под запертом с начала 1990-х гг. В результате, ведомство по делам миграции и предоставления убежища охотно принимает логику турецкой юстиции, не вдаваясь в детали, есть в данном случае политическая подоплека, в отличие от дел, связанных с гюленистами.

Пристально за курдами следит и Федеральное ведомство по защите конституции. В соответствии с его последними по времени данными, в Германии довольно активно в сфере сбора средств и рекрутирования новых активистов действует РПК. Еще одной ее целью также заявлено проведение массовых мероприятий и иная активность, нацеленная на декриминализацию в ФРГ и Европе. Помимо этого ведомство обращает внимание на разветвленную иерархическую структуру РПК в федеральной республике, включающую территориальное деление на 4 сектора, 9 регионов и 31 область, где каждый сегмент предположительно управляется специальным функционером, полномочия которого ограничены по времени. В дополнение к этому, существуют внешние, не связанные напрямую с РПК, но близкие к ней организации, куда, к примеру, ведомство причисляет и упомянутую курдскую зонтичную организацию Kurdische Gemeinde Deutschland. Последняя, в свою очередь, насчитывает пять региональных ассоциаций, куда входят местные общины, что, по сути, свидетельствует о косвенном охвате РПК всей страны. Дополняют эту сеть женские, молодежные и религиозные курдские организации в Германии и Европе.

Федеральное ведомство по защите конституции Германии подчеркивает, что все перечисленные объединения, связанные с РПК, равно как и сама ее активность, «в значительной степени имеют неагрессивный внешний вид», как утверждается в последнем докладе службы. Однако в качестве рисков от их деятельности рассматривается вероятность «ожесточенных столкновений с полицией», а также с экстремистами турецкого происхождения. Любопытно, но угроза РПК, по мнению Германии, имеет и связанный с Украиной подтекст. Состоит он в том, что деятельность ассоциаций или ячеек, относящихся к РПК, считается нацеленной на то, чтобы показать невнимание Берлина к проблемам курдов на фоне растущей поддержки им Киева.

В целом сказанное свидетельствует о нарастании тенденции криминализации активности курдских организаций в Германии с вытекающим из этого принятием турецкой точки зрения на проблему. Впрочем, как кажется, не стоит считать данный факт проявлением политической близости Анкары и Берлина. Действительной причиной подобного курса федерального правительства, может служить попытка решения собственных миграционных проблем, поскольку публичное признание режима Р.Т.Эрдогана репрессивным с повышенными рисками преследования по политическим мотивам рискует заморозить все контакты между государствами в области миграции, что приведет к нарастанию количества просителей убежища в ФРГ.

53MB | MySQL:103 | 0,729sec