Итоговый документ состоявшегося в Москве 10 июля с. г. стратегического диалога России с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) повлек за собой серьезную напряженность в российско-иранском диалоге. В одном из его пунктов стороны, то есть Россия и Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравии, ОАЭ и ССАГПЗ выразили поддержку подходов ОАЭ к достижению мирного урегулирования вопроса о принадлежности трех островов в Ормузском проливе — Абу-Муса, Большого и Малого Томба. С 1971 г., когда острова и регион Персидского залива покинула Великобритания, Иран, тогда еще под властью последнего монарха Мохаммада-Резы Пехлеви, объявил их иранской территорией. Административно острова находятся ныне в составе южноиранской провинции Хормозган. На обладание островами претендуют и ОАЭ, считая их исконно принадлежащими Эмирату Шарджа – интегральной части Объединенных Арабских Эмиратов. В итоговом документе встречи предлагалось прийти к соглашению при помощи двусторонних переговоров или Международного суда ООН. Там же отмечалось, что главы МИД стран-участников встречи подтвердили поддержку всех мирных усилий ОАЭ. Однако Иран считал и считает принадлежность островов не подлежащей обсуждению, что в очередной раз нашло отражение в ноте протеста на имя российского посла в Тегеране. Вот почему в этом дипломатическом документе было выражено несогласие и содержалась просьба к РФ откорректировать свою позицию по этой важной проблеме, учитывая, что указанные острова «навечно принадлежат Тегерану». Так же высказался в разных иранских СМИ и вице-президент ИРИ Мохаммад Дехкан, подтвердивший, что только у Ирана есть права на острова, имеющие важное стратегическое значение и контролирующие пути экспорта нефти через Ормузский пролив. По версии ОАЭ, Иран оккупирует эти территории, и эта позиция поддерживается не только странами-членами ССАГПЗ, но и практически всеми государствами арабского мира. На всех арабских саммитах принимаются резолюции, требующие от Ирана покончить с оккупацией островов Абу-Муса, Большого и Малого Томба и полностью отказаться от претензий на эти территории как исконно арабские. Сирия как стратегический партнер ИРИ в арабском сообществе, не раз под давлением большинства арабских стран присоединялась к таким требованиям, что всякий раз вызывало резкое осуждение со стороны Тегерана. На сей раз в схожей ситуации оказалась Россия. Однако ранее Москва никогда не высказывалась по поводу принадлежности островов, причем ни одной из сторон конфликта. Учтем, что отношения с Ираном в последнее время определяются с каждой стороны как стратегические. Что касается диалога РФ со странами ССАГПЗ, то он еще только в процессе формирования. Однако, как написал 14 июля ТГ-канал «Дневник иранского журналиста», «Подпись России под совместным заявлением иранцы расценили как откровенный переход на сторону ОАЭ в островном споре». Вот почему радикальное иранское издание «Джомхурийе Эслами» в своем номере за 19 июля называет фактическое присоединение России к позиции ОАЭ однозначно «антииранским шагом». По заявлению пресс-службы МИДа ИРИ, такие шаги противоречат дружественным отношениям между Исламской Республикой и ее соседями. А отношения с соседями, как отмечено в принятой в 2021 г. Концепции внешней политики правительства президента Э.Раиси, позиционируются как приоритет первого порядка.
В самые последние дни предпринято несколько шагов для минимизации напряженности, возникшей в двусторонних отношения. Сошлемся, например, на телефонный разговор глав МИДов ИРИ и РФ, где суть аргументов С.Лаврова сводилась к тому, что Москва не сомневается «в территориальной целостности Ирана» и будет «уважать ее». Его коллега Хосейн Амир Абдоллахиан «выразил удивление содержанием пунктов, касающихся трех иранских островов в Персидском заливе, в совместном заявлении России и стран Персидского залива, и подчеркнул историческую и вечную принадлежность этих островов к Ирану». Чуть раньше состоялась встреча иранского посла в Москве Казема Джалали с заместителем министра иностранных дел России и специальным представителем страны по делам Ближнего Востока и Африки М.Богдановым. На ней также Россия подтвердила «свою твердую позицию в отношении уважения суверенитета и территориальной целостности Ирана».
Причину шага России в отношение принадлежности трех островов, отраженного в итоговом документе московской встречи, пытаются объяснитькак иранские аналитики, так и СМИ и социальные сети. Звучат разные доводы, начиная от проводимой ныне РФ политики равноудаленности на геополитическом поле ближневосточного региона и ее попыток поиска новых партнеров в условиях углубляющейся международной изоляции. Последнее вылилось в сближении с союзниками в регионе Персидского залива, что сопряжено с определением геополитических альтернатив. Стратегический союз с Ираном, официально постулированный год назад, 19 июля 2022 г., во время визита В.Путина в Тегеран, вкупе с тесным военным взаимодействием во время СВО на Украине, диктуют России проявление солидарности с ИРИ, особенно на политическом поле. С другой стороны, ОАЭ в последнее время превратились в важнейшего ближневосточного торгового партнера, с двойным объемом товарооборота нежели Иран и с возможностью обходить западные санкции. Поэтому России приходится идти на изрядные политические риски, чтобы не допустить обострения взаимодействия с одним из партнеров. В иранских СМИ поведение России в части поддержки позиции ОАЭ уже вызвало повсеместное осуждение, а сама тема трех островов стала самой цитируемой. Частый лейтмотив публикаций – сомнение в качестве и надежности союза с Россией, спровоцированный итоговым документом московской встречи. Коснемся, к примеру, довольно показательной публикации на интернет-сайте «Иранская дипломатия», чей, по сути, антироссийский нарратив как раз и продиктован итогами встречи России и ССАГПЗ. Ее автор – политолог Мохаммад-Реза Лешини назвал свою статью «Чего можно ожидать от России?». Автор заявляет в начале статьи, что союз двух стран носит лишь тактический, а не стратегический характер. Он сравнивает потенциал России и других сверхдержав и промышленно развитых стран и приходит к отрицательному выводу. Так же отрицательно иранский политолог оценивает возможности современной России производить и экспортировать современные технологии в области IT или тяжелое промышленное оборудование, «чтобы конкурировать с Китаем. Германией, Японией, Францией и Великобританией». Обращаясь к читателям, Мохаммад-Реза Лешини спрашивает их: «Если у вас есть право выбора между японским, корейским, китайским, американским и европейским вариантами для покупки, например, мобильного телефона, выберете ли вы русский вариант?». Автор сомневается даже в том, бросится ли Россия «нам на помощь перед лицом западных санкций и считает ли она нас своим стратегическим другом?».
Другое важное иранское СМИ, старейшая газета страны, фундаменталистская «Кейхан» резко раскритиковала 17 июля МИД ИРИ за его политику в отношение России. Представитель верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи в этом издании и его главный редактор Хосейн Шариатмадари, коснулся появившегося на днях Открытого письма 69 бывших иранских дипломатов и послов. Письмо было опубликовано после того, пишет Шариатмадари, «как Россия в совместном заявлении с Советом сотрудничества Персидского залива призвала к «мирному разрешению споров между ОАЭ и Ираном по поводу трех островов». В нем говорится: «К сожалению, мы видим, что Российская Федерация сделала территориальную целостность Ирана компромиссом для достижения своих региональных целей и интересов». По мнению «Кейхан», ИРИ изо дня в день нарушает баланс своей внешней политики и находится в ситуации отсутствия стратегии в международной политике. Выход видится, как пишет издание, в том, что насущно необходимо принять смелое решение отказаться от идеологической политики и обратить внимание на национальные интересы, основанные на рациональности. Как будет разрешен конфликт, покажет ближайшее будущее. Скорее всего, стороны посчитают возможным не придавать ему серьезного значения.