Последние два месяца президент АНДР Абдельмаджид Теббун проводит значительную часть своего рабочего времени в заграничных поездках. Из Китая, где он провел пять дней, он направился в Турцию. Цель – получение новых инвестиций.
С середины июня текущего года алжирский президент А. Теббун провел значительную часть своего рабочего времени в совершая официальные визиты в ряд стран. Наиболее знаковыми из них стали его государственные визиты в Россию, Катар, Китай и, наконец, Турцию.
По данным алжирских источников, на китайский визит он потратил пять дней (17 – 21 июля) и добился больших успехов. В частности, там А.Теббун подписал со своим председателем КНР Си Цзиньпином 19 соглашений и меморандумов о взаимопонимании в области транспорта, в том числе железнодорожного, сельского хозяйства, по созданию Центра передачи технологий, о сотрудничестве в области телекоммуникаций, спорта, созданию рабочей группы по экономическому и инвестиционному сотрудничеству и укреплению делового сотрудничества
В связи с этим алжирские источники сообщили о грядущем получении АНДР китайских инвестиций и укреплении дипломатических позиций сторон по международным вопросам и решению глобальных кризисов.
Речь по их данным идет о планах Китая инвестировать 36 млрд долларов в Алжир, преимущественно в мега-проекты в различных областях.
Правда, со стороны Китая точных подтверждений этому нет. И фактически основным поставщиком данных новостей выступил сам алжирский президент А.Теббун.
Во всяком случае, реальных документов о направлении в экономику АНДР китайских инвестиций подписано не было. Дело в том, что представители китайской стороны действительно могли обещать Теббуну направление денежных потоков, но, судя по всему, руководство КНР предложило Алжиру со своей стороны выполнить ряд китайских пожеланий.
Не случайно, что и сам Теббун оговорился: «Этот визит открыл все возможности для инвестиций между двумя дружественными странами».
По данным алжирского президента, китайская сторона обещала направить прямые инвестиции в АНДР в энергетику, технологии, транспорт и сельское хозяйство. Речь в том числе идет о разработке фосфатных месторождений в Уэнсе, Тебессе, дополнительных вложениях в железный рудник Гара-Джебиль, строительстве крупного грузового порта в Шершеле, развитии автомобильной промышленности.
Между тем, алжирские источники утверждают о подписании АНДР и КНР контрактов между алжирской государственной энергетической компанией Sonatrach и китайской группой CNTIC / LPEC по строительству комплекса по производству метил-трет-бутилового эфира (MTBE), добавки для производства неэтилированного бензина.
Впрочем, объем данного контракта, как и стоимость прочих соглашений, неизвестен.
Также стороны договорились «облегчить экспорт из Алжира в другие страны, в том числе неуглеводородный».
Предметом особой гордости для Теббуна стало заключение соглашения между алжирской и китайской компанией Bomare и Top Tech по обмену технологиями.
И, наконец, в завершение своего пребывания в Пекине Теббун объявил о намерении сторон «активизировать обмен студенческими делегациями», добавив, что китайское правительство также планирует «усилить туристический поток в Алжир».
В любом случае, Теббун охарактеризовал итоги своего первого визита в Китай как «очень позитивные» с учетом «гигантских и взаимовыгодных» объемов инвестиций, которые, правда, пока во многом существуют лишь в его воображении. Во всяком случае, в заявленном им объеме.
Причем он заверил, что это только начало реального развития двусторонних отношений. По словам Теббуна, Алжир «стремится поднять уровень экономических отношений с Китаем до уровня действительно хороших политических и исторических отношений».
Особое внимание президент АНДР намерен уделить, согласно его заверениям, производству и экспорту с помощью иностранных инвестиций «алжирской продукции, постоянно улучшающейся и все больше отвечающей спросу на международных рынках». «Импорт иностранных товаров не запрещен, но приоритет отдается нашим мощностям, и любая страна, желающая построить у нас заводы, приветствуется в Алжире. А он, в свою очередь, предоставит ей для этого все необходимые условия», — обещает он.
Пытаясь заверить в безопасности вложений в свою страну, Теббун указал, что «трудности позади, Алжир прошел их. Враги Алжира надеялись, что мы прибегнем к внешней задолженности и, следовательно, окажемся неспособными защитить права Западной Сахары и Палестины, но этого не произошло. В то время как большинство стран в настоящее время имеют задолженность, Алжир имеет положительное сальдо и сохраняет свой суверенитет и достоинство».
Также президент АНДР выразил поддержку Китаю в стремлении присоединить Тайвань, что, разумеется, не вызвало одобрения со стороны США, получения инвестиций от которых Алжир также добивается.
Возвращаясь из Пекина, Теббун посетил Турцию. На визит туда он потратил двое суток – 21 и 22 июля. В Стамбуле А.Теббуна принял его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган во дворце Долмабахче, бывшей столицы Османской Империи.
Там они провели расширенные переговоры с участием представительных делегаций обеих стран. В состав пула алжирских чиновников входили министры иностранных дел Ахмед Аттаф, финансов Лаазиз Фаид, главы министерств энергетики и горнорудной промышленности Мухаммед Аркаб, почт и телекоммуникаций Карим Биби Трики, промышленности и фармацевтического производства Али Аун; Тайеб Зитуни, министр торговли и содействия экспорту, министр жилищного строительства, городского планирования и городского хозяйства, Тарек Белариби, общественных работ и базовой инфраструктуры, Лахдар Рахрух, экономики знаний, стартапов и микропредприятий Ясин Эль-Махди Уалид.
Переговоры с турецкой стороной коснулись нескольких секторов, включая энергетику, промышленность, торговлю, жилищное строительство и общественные работы.
В Алжире утверждают, что предыдущий государственный визит Абдельмаджида Теббуна в Турцию в мае 2022 года «открыл новое измерение в сфере сотрудничества и партнерства сторон в торгово-экономическом плане». Главы двух государств поставили цель достигнуть годовой объем торговли в 10 млпд долларов, и увеличить турецкие инвестиции в Алжире.
Как они отметили, этим намерениям способствует совпадение позиций АНДР и Турции по ключевым международным вопросам.
Впрочем, и из Турции Теббун не привез ожидаемых многомиллиардных контрактов. В общем и целом, потратив огромное количество своего рабочего времени на государственные визиты за последний месяц, кроме громких заявлений действительно колоссальных прорывов в отношениях с Россией, Катаром, Китаем и Турцией достигнуто не было.
Во всяком случае, алжирские СМИ, воспевающие достижения Теббуна, даже не могут назвать стоимость объявляемых ими контрактов. Причем характер подписанных им за рубежом соглашений за много дней, потраченных на государственные визиты, явно не соответствовали параметрам его визитов.
Произошедшее объясняется тем, что алжирская сторона недостаточно реформировала свой инвестиционный кодекс, остающийся по-прежнему ограничительным по отношению к зарубежным компаниям, потенциальным инвесторам.